задачи: 1) 8 + 2 = 10; 2) 8 + 10 = 18.
Запись решения составной задачи с помощью составления по ней выражения
позволяет сосредоточить внимание учащихся на логической стороне работы над
задачей, видеть ход решения её в целом. В то же время дети учатся
записывать план решения задачи и экономить время.
Запись решения многих составных задач и составление по ним выражения
связаны с использованием скобок. Скобки – математический знак,
употребляемый для порядка действий. В скобки заключается то действие,
которое нужно выполнить раньше.
В решении составной задачи появилось существенно новое сравнительно с
решением простой задачи: здесь устанавливается не одна связь, а несколько,
в соответствии с которым вырабатываются арифмети-ческие действия. Поэтому
проводится специальная работа по ознакомлению детей с составной задачей, а
также по формированию у них умений решать составные задачи.
Роль задачи в начальном курсе математики.
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно
подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые
задачи. При рассмотрении смысла арифметических действий, связи существующей
между действиями, и взаимосвязи между компонентами и результатами действий
непременно используются соответствующие простые текстовые задачи (задачи,
решаемые одним арифметическим действием). Текстовые задачи служат также
одним из важнейших средств ознакомления детей с математическими отноше-
ниями, выражаемыми словами «быть на столько-то больше (меньше)», «быть на
столько-то раз больше (меньше)». Они используются и в целях уяснения
понятия доли (задачи на нахождение доли величины и искомого значения
величины по доле). Текстовые задачи помогают и при формировании ряда
геометрических понятий, а также при рассмотрении элементов алгебры.
Если мы хотим сформировать у школьников правильное понятие о сложении,
необходимо, чтобы дети решили достаточное количество простых задач на
нахождение суммы, практически выполняя каждый раз операцию объединения
множеств без общих элементов. Выступая в роли конкретного материала для
формирования знаний, задачи дают возможность связать теорию с практикой,
обучение с жизнью. Решение задач формирует у детей практические умения,
необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать
стоимость покупки, вычислить в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на
поезд и т.п.
Использование задач в качестве конкретной основы для ознакомле-ния с
новыми знаниями и для применения уже имеющихся у детей знаний играет
исключительно важную роль в формировании у детей элементов
материалистического мировоззрения. Решая задачи, ученик убеждается, что
многие математические понятия, имеют корни в реальной жизни, в практике
людей.
Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и
воспитательном отношении фактами. Так, содержание многих задач, решаемых в
начальных классах, отражает труд детей и взрослых, достижения нашей страны
в области народного хозяйства, техники, науки, культуры.
Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает весьма
положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он
требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и
абстрагирования, сравнения, обобщения. Так, при решении любой задачи ученик
выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет данные и искомые
числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом
конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), а затем абстрагированием
(отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия); в
результате многократ-ного решения задач какого-либо вида ученик обобщает
знания связей между данными и искомым в задачах этого вида, в результате
чего обобщается способ решения задач этого вида.
Задачи выполняют очень важную функцию в начальном курсе математики –
они являются полезным средством развития у детей логического мышления,
умения проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и
конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми
явлениями.
Решение задач – упражнения, развивающие мышление. Мало того, решение
задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует
пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность
испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.
Овладение основами математики немыслимо без решения и разбора задачи,
что является одним из важных звеньев в цепи познания математики, этот вид
занятий не только активизирует изучение математики, но и прокладывает пути
к глубокому пониманию её. Работа по осознанию хода решения той или иной
математической задачи даёт импульс к развитию мышления ребенка. Решение
задач нельзя считать самоцелью, в них следует видеть средство к
углублённому изучению теоретических положений и вместе с тем средство
развития мышления, путь осознания окружающей действительности, тропинку к
пониманию мира.
Кроме того, нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей
многие положительные качества характера и развивает их эстетически.
Способы решения текстовых задач.
Общепризнанно, что для выработки у учащихся умения решать задачи,
важна всесторонняя работа над одной задачей, в частности, и решение её
различными способами.
Следует отметить, что решение задач различными способами позволяет
убедиться в правильности решения задачи даёт возможность глубже раскрыть
зависимости между величинами, рассмотренными в задаче.
Возможность решения некоторых задач разными способами основана на
различных свойствах действий или вытекающих из них правил.
При решении задач различными способами ученик привлекает
дополнительную информацию, поскольку он непроизвольно выполняет в большем
числе выборы суждений, хода мысли из нескольких возможных; рассматривается
один и тот же вопрос с разных точек зрения. При этом полнее используется
активность учащихся, прочнее и сознательнее запоминается материал. Как
правило, различными способами решается те из задач, где этого требует
вопрос, поэтому такая работа носит эпизодический характер.
В качестве основных в математике различают арифметический и
алгебраический способы решения задач. При арифметическом способе ответ на
вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий над
числами. Арифметические способы решения задач отличаются друг от друга
одним или несколькими действиями или количеством действий, также
отношениями между данными, данными и искомым, данными и неизвестным,
положенными в основу выбора арифметических действий, или
последовательностью использования этих отношений при выборе действий.
При алгебраическом способе ответ на вопрос задачи находится в
результате составления и решения уравнения.
В зависимости от выбора неизвестного для обозначения буквой, от хода
рассуждений можно составить различные уравнения по одной и той же задаче. В
этом случае можно говорить о различных алгебраических решениях этой задачи.
Но надо отметить, что в начальных классах алгебраический способ не
применяется для решения задач.
Опираясь только на чертёж, легко можно дать ответ на вопрос задачи.
Такой способ решения называется графическим.
До настоящего времени вопрос о графическом способе решения
арифметических задач не нашёл должного применения в школьной практике.
Графический способ даёт возможность более тесно установить связь между
арифметическим и геометрическим материалами, развить функциональное
мышление детей.
Следует отметить, что благодаря применению графического способа в
начальной школе можно сократить сроки, в течение которых ученик научится
решать различные задачи. В то же время умение графически решать задачу –
это важное политехническое умение.
Графический способ даёт иногда возможность ответить на вопрос такой
задачи, которую дети ещё не могут решить арифметическим способом и которую
можно предлагать во внеклассной работе.
Решение задач различными способами – дело непростое, требующая
глубоких математических знаний, умения отыскивать наиболее рациональные
решения.
Этапы решения задач.
Решение текстовых задач – это сложная деятельность, содержание которой
зависит как от конкретной задачи, так и от умений решающего. Тем не менее,
в ней можно выделить несколько этапов:
1. Ознакомление с содержанием задачи;
2. Поиск решения задачи;
3. Выполнение решения задачи;
4. Проверка решения задачи.
Выделенные этапы органически связанны между собой, и работа на каждом
этапе ведётся на этой ступени преимущественно под руководством учителя.
Ознакомиться с содержанием задачи – значит, прочитав её, представить
жизненную ситуацию, отраженную в задаче. Читают задачу, как правило, дети.
Очень важно научить детей правильно читать задачу: делать ударение на
числовых данных и на словах, которые определяют выбор действия, таких, как
«было», «уехали», «осталось», «стало поровну» и т.п., выделять интонацией
вопрос задачи.
Задачу дети читают один – два, а иногда и большее число раз, но
постепенно их надо приучать к запоминанию задачи с одного чтения, так как в
этом случае они будут сразу читать задачу более сосредоточенно.
После ознакомления с содержанием задачи можно приступить к поиску её
решения: ученики должны выделить величины, входящие в задачу; данные и
искомые числа, установить связи между данными и искомым и на этой основе
выбрать соответствующие арифметические действия.
Выделяются несколько приёмов поиска решения задачи.
Иллюстрация задачи – это использование средств наглядности для
выявления величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел, а также для
установления связей между ними.
Иллюстрация может быть предметной и схематической. В первом случае
используются для иллюстрации либо предметы, либо рисунки предметов, о
которых идёт речь в задаче: с их помощью иллюстрируется конкретное
содержание задачи.
Предметная иллюстрация помогает создать яркое представление той
жизненной ситуации, которая описывается в задаче, что в дальнейшем послужит
отправным моментом для выбора действия. Предметной иллюстрацией пользуются
только при ознакомлении с решением задачи нового вида и преимущественно в 1
классе.
Начиная с 1 класса, используется и схематическая – это краткая запись
задачи.
В краткой записи фиксируются в удобообразной форме величины, числа
данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чём говорится в
задаче: «было», «положим», «стало» и т.п., и слова, обозначающие отношения:
«больше», «меньше», «одинаковая» и т.п.
Краткую запись задачи можно выполнять в таблице и без неё, а также в
форме чертежа.
Иллюстрацию в виде чертежа целесообразно использовать при решении
задач, в которых даны отношения значений величин (больше, меньше, столько
же), а также при решении задач, связанных сдвижением. При этом надо
соблюдать указанные в условии отношения: большее расстояние изображать
большим отрезком.
Чертеж наглядно иллюстрирует отношение значений величин, а в задачах
на движение схематически изображает соответствующую ситуацию.
Любая из названных иллюстраций только тогда поможет ученикам найти
решение, когда её выполняют сами дети, поскольку только в этом случае они
будут анализировать задачу сами.
Дети могут установить связи между данными и искомым и выбрать
соответствующее арифметическое действие только с помощью учителя. В этом
случае учитель проводит специальную беседу, которая называется разбором
задачи.
При разборе задачи нового вида учитель должен в каждом отдельном
случае поставить детям вопросы так, чтобы навести их на правильный или
осознанный выбор арифметических действий.
Очень важно чтобы вопросы не были подсказывающими, а вели бы к
самостоятельному нахождению пути решения задачи.
Разбор задачи заканчивается составлением плана решения.
Страницы: 1, 2, 3
|