на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль текстовых задач в развитии логического мышления младших школьников

задачи: 1) 8 + 2 = 10; 2) 8 + 10 = 18.

Запись решения составной задачи с помощью составления по ней выражения

позволяет сосредоточить внимание учащихся на логической стороне работы над

задачей, видеть ход решения её в целом. В то же время дети учатся

записывать план решения задачи и экономить время.

Запись решения многих составных задач и составление по ним выражения

связаны с использованием скобок. Скобки – математический знак,

употребляемый для порядка действий. В скобки заключается то действие,

которое нужно выполнить раньше.

В решении составной задачи появилось существенно новое сравнительно с

решением простой задачи: здесь устанавливается не одна связь, а несколько,

в соответствии с которым вырабатываются арифмети-ческие действия. Поэтому

проводится специальная работа по ознакомлению детей с составной задачей, а

также по формированию у них умений решать составные задачи.

Роль задачи в начальном курсе математики.

Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно

подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые

задачи. При рассмотрении смысла арифметических действий, связи существующей

между действиями, и взаимосвязи между компонентами и результатами действий

непременно используются соответствующие простые текстовые задачи (задачи,

решаемые одним арифметическим действием). Текстовые задачи служат также

одним из важнейших средств ознакомления детей с математическими отноше-

ниями, выражаемыми словами «быть на столько-то больше (меньше)», «быть на

столько-то раз больше (меньше)». Они используются и в целях уяснения

понятия доли (задачи на нахождение доли величины и искомого значения

величины по доле). Текстовые задачи помогают и при формировании ряда

геометрических понятий, а также при рассмотрении элементов алгебры.

Если мы хотим сформировать у школьников правильное понятие о сложении,

необходимо, чтобы дети решили достаточное количество простых задач на

нахождение суммы, практически выполняя каждый раз операцию объединения

множеств без общих элементов. Выступая в роли конкретного материала для

формирования знаний, задачи дают возможность связать теорию с практикой,

обучение с жизнью. Решение задач формирует у детей практические умения,

необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать

стоимость покупки, вычислить в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на

поезд и т.п.

Использование задач в качестве конкретной основы для ознакомле-ния с

новыми знаниями и для применения уже имеющихся у детей знаний играет

исключительно важную роль в формировании у детей элементов

материалистического мировоззрения. Решая задачи, ученик убеждается, что

многие математические понятия, имеют корни в реальной жизни, в практике

людей.

Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и

воспитательном отношении фактами. Так, содержание многих задач, решаемых в

начальных классах, отражает труд детей и взрослых, достижения нашей страны

в области народного хозяйства, техники, науки, культуры.

Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает весьма

положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он

требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и

абстрагирования, сравнения, обобщения. Так, при решении любой задачи ученик

выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет данные и искомые

числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом

конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), а затем абстрагированием

(отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия); в

результате многократ-ного решения задач какого-либо вида ученик обобщает

знания связей между данными и искомым в задачах этого вида, в результате

чего обобщается способ решения задач этого вида.

Задачи выполняют очень важную функцию в начальном курсе математики –

они являются полезным средством развития у детей логического мышления,

умения проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и

конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми

явлениями.

Решение задач – упражнения, развивающие мышление. Мало того, решение

задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует

пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность

испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.

Овладение основами математики немыслимо без решения и разбора задачи,

что является одним из важных звеньев в цепи познания математики, этот вид

занятий не только активизирует изучение математики, но и прокладывает пути

к глубокому пониманию её. Работа по осознанию хода решения той или иной

математической задачи даёт импульс к развитию мышления ребенка. Решение

задач нельзя считать самоцелью, в них следует видеть средство к

углублённому изучению теоретических положений и вместе с тем средство

развития мышления, путь осознания окружающей действительности, тропинку к

пониманию мира.

Кроме того, нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей

многие положительные качества характера и развивает их эстетически.

Способы решения текстовых задач.

Общепризнанно, что для выработки у учащихся умения решать задачи,

важна всесторонняя работа над одной задачей, в частности, и решение её

различными способами.

Следует отметить, что решение задач различными способами позволяет

убедиться в правильности решения задачи даёт возможность глубже раскрыть

зависимости между величинами, рассмотренными в задаче.

Возможность решения некоторых задач разными способами основана на

различных свойствах действий или вытекающих из них правил.

При решении задач различными способами ученик привлекает

дополнительную информацию, поскольку он непроизвольно выполняет в большем

числе выборы суждений, хода мысли из нескольких возможных; рассматривается

один и тот же вопрос с разных точек зрения. При этом полнее используется

активность учащихся, прочнее и сознательнее запоминается материал. Как

правило, различными способами решается те из задач, где этого требует

вопрос, поэтому такая работа носит эпизодический характер.

В качестве основных в математике различают арифметический и

алгебраический способы решения задач. При арифметическом способе ответ на

вопрос задачи находится в результате выполнения арифметических действий над

числами. Арифметические способы решения задач отличаются друг от друга

одним или несколькими действиями или количеством действий, также

отношениями между данными, данными и искомым, данными и неизвестным,

положенными в основу выбора арифметических действий, или

последовательностью использования этих отношений при выборе действий.

При алгебраическом способе ответ на вопрос задачи находится в

результате составления и решения уравнения.

В зависимости от выбора неизвестного для обозначения буквой, от хода

рассуждений можно составить различные уравнения по одной и той же задаче. В

этом случае можно говорить о различных алгебраических решениях этой задачи.

Но надо отметить, что в начальных классах алгебраический способ не

применяется для решения задач.

Опираясь только на чертёж, легко можно дать ответ на вопрос задачи.

Такой способ решения называется графическим.

До настоящего времени вопрос о графическом способе решения

арифметических задач не нашёл должного применения в школьной практике.

Графический способ даёт возможность более тесно установить связь между

арифметическим и геометрическим материалами, развить функциональное

мышление детей.

Следует отметить, что благодаря применению графического способа в

начальной школе можно сократить сроки, в течение которых ученик научится

решать различные задачи. В то же время умение графически решать задачу –

это важное политехническое умение.

Графический способ даёт иногда возможность ответить на вопрос такой

задачи, которую дети ещё не могут решить арифметическим способом и которую

можно предлагать во внеклассной работе.

Решение задач различными способами – дело непростое, требующая

глубоких математических знаний, умения отыскивать наиболее рациональные

решения.

Этапы решения задач.

Решение текстовых задач – это сложная деятельность, содержание которой

зависит как от конкретной задачи, так и от умений решающего. Тем не менее,

в ней можно выделить несколько этапов:

1. Ознакомление с содержанием задачи;

2. Поиск решения задачи;

3. Выполнение решения задачи;

4. Проверка решения задачи.

Выделенные этапы органически связанны между собой, и работа на каждом

этапе ведётся на этой ступени преимущественно под руководством учителя.

Ознакомиться с содержанием задачи – значит, прочитав её, представить

жизненную ситуацию, отраженную в задаче. Читают задачу, как правило, дети.

Очень важно научить детей правильно читать задачу: делать ударение на

числовых данных и на словах, которые определяют выбор действия, таких, как

«было», «уехали», «осталось», «стало поровну» и т.п., выделять интонацией

вопрос задачи.

Задачу дети читают один – два, а иногда и большее число раз, но

постепенно их надо приучать к запоминанию задачи с одного чтения, так как в

этом случае они будут сразу читать задачу более сосредоточенно.

После ознакомления с содержанием задачи можно приступить к поиску её

решения: ученики должны выделить величины, входящие в задачу; данные и

искомые числа, установить связи между данными и искомым и на этой основе

выбрать соответствующие арифметические действия.

Выделяются несколько приёмов поиска решения задачи.

Иллюстрация задачи – это использование средств наглядности для

выявления величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел, а также для

установления связей между ними.

Иллюстрация может быть предметной и схематической. В первом случае

используются для иллюстрации либо предметы, либо рисунки предметов, о

которых идёт речь в задаче: с их помощью иллюстрируется конкретное

содержание задачи.

Предметная иллюстрация помогает создать яркое представление той

жизненной ситуации, которая описывается в задаче, что в дальнейшем послужит

отправным моментом для выбора действия. Предметной иллюстрацией пользуются

только при ознакомлении с решением задачи нового вида и преимущественно в 1

классе.

Начиная с 1 класса, используется и схематическая – это краткая запись

задачи.

В краткой записи фиксируются в удобообразной форме величины, числа

данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чём говорится в

задаче: «было», «положим», «стало» и т.п., и слова, обозначающие отношения:

«больше», «меньше», «одинаковая» и т.п.

Краткую запись задачи можно выполнять в таблице и без неё, а также в

форме чертежа.

Иллюстрацию в виде чертежа целесообразно использовать при решении

задач, в которых даны отношения значений величин (больше, меньше, столько

же), а также при решении задач, связанных сдвижением. При этом надо

соблюдать указанные в условии отношения: большее расстояние изображать

большим отрезком.

Чертеж наглядно иллюстрирует отношение значений величин, а в задачах

на движение схематически изображает соответствующую ситуацию.

Любая из названных иллюстраций только тогда поможет ученикам найти

решение, когда её выполняют сами дети, поскольку только в этом случае они

будут анализировать задачу сами.

Дети могут установить связи между данными и искомым и выбрать

соответствующее арифметическое действие только с помощью учителя. В этом

случае учитель проводит специальную беседу, которая называется разбором

задачи.

При разборе задачи нового вида учитель должен в каждом отдельном

случае поставить детям вопросы так, чтобы навести их на правильный или

осознанный выбор арифметических действий.

Очень важно чтобы вопросы не были подсказывающими, а вели бы к

самостоятельному нахождению пути решения задачи.

Разбор задачи заканчивается составлением плана решения.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.