на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Самостоятельная работа как условие эффективного усвоения нового материала

результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия

учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения

предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной

работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания,

умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном

процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической

цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени

самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить

на пять групп:

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно

приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических

задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в

усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов

самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической

задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно

связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ

могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не

только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и

выработка умения применять ранее полученные знания. Взаимосвязь между

различными видами самостоятельной работы на уроках физики представлена

схемой 1.

Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической

цели.

1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно

приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником,

выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного

характера (анализ формул, установление характера функциональной

зависимости между величинами, определение единиц измерения величин на

основе анализа формул, установление соотношения между единицами

измерения физических величин и т.д. и т.п.)

2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной

системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению,

отделению существенных признаков от несущественных; по сравнению и

сопоставлению изучаемых тел и явлений и т.д.

3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью

решения задач различного вида (качественных, вычислительных,

графических, экспериментальных, задач-рисунков), решение задач в общем

виде, выполнения проектно-конструкторских и технических работ

(объяснения устройства и принципа действия приборов по схеме

электрической цепи; обнаружение и устранение неисправностей в приборе;

внесе ние изменений в конструкцию прибора; разработка новой конструкции

прибора), экспериментальных работ и т.д.

Формирование умений практического характера достигается с помощью

разнообразных работ, таких, как изучение школ измерительных приборов

(определение назначения и цены деления приборов, определение верхнего и

нижнего пределов измерения прибора), непосредственное из мерение

величин, определение величин косвенными методами, вычерчивание и чтение

электрических схем приборов и электрических цепей, сборка приборов из

готовых деталей, градуирование шкал приборов, сборка электрических

цепей и т.д.

Схема 1.

4. Формирование умений творческого характера достигается при написании

сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых

способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Разнообразие всех видов самостоятельной работы по физике представлено в

таблице 1, где они сгруппированы по основной дидактической цели.

В процессе обучения физике возможна организация более 30 видов

самостоятельных работ. Однако на практике используют далеко не все виды.

Чаще всего на уроках выполняют решение задач, наблюдения и опыты. Еще

сравнительно редко организуется самостоятельная работа с учебником при

изучении нового материала, работа по моделированию и конструированию

опытов.

Таблица 1.

|Группы работ |№ |Вид деятельности |

|ин|Название | | |

|д | | | |

|А |Работы, основная|1 |Работа с учебником: изучение нового, работа с |

| |цель которых — | |таблицами |

| |приобретение | | |

| |новых знаний и | | |

| |умений и | | |

| |овладение | | |

| |умением | | |

| |самостоятельно | | |

| |приобретать | | |

| |знания из | | |

| |различных | | |

| |источников | | |

| | |2 |Наблюдения |

| | |3 |Опыты на уроке и в домашних условиях |

| | |4 |Работа с раздаточным материалом |

| | |5 |Изучение устройства и принципа действия приборов по|

| | | |моделям и чертежам |

| | |6 |Вывод формул, выражающих функциональную зависимость|

| | | |физических величин |

| | |7 |Анализ формул, получение на этой основе выводов о |

| | | |характере зависимости физических величин, входящих |

| | | |в формулы |

| | |8 |Работа с дополнительной литературой |

|Б |Работы, основная|1 |Решения задачи |

| |цель которых — | |вычислительных с «абстрактным» содержанием; |

| |совершенствовани| |вычислительных с производственно-техническим |

| |е знаний (их | |содержанием; |

| |уточнение и | |качественных; |

| |углубление), | |графических; |

| |выработка умений| |экспериментальных. |

| |применять знания| | |

| |на практике | | |

| | |2 |Доказательство справедливости формул |

| | |3 |Эксперимент: |

| | | |проверка справедливости законов; |

| | | |установление связи между законами, явлениями; |

| | | |установление количественной зависимости между |

| | | |величинами; |

| | | |изучение физических свойств веществ; |

| | | |определение физических величин. |

| | |4 |Наблюдение с целью уточнения условий, в которых |

| | | |протекает явление |

| | |5 |Придумывание примеров на новые законы |

| | |6 |Составление задач на применение новых физических |

| | | |законов и формул |

| | |7 |Выполнение заданий по классификации: |

| | | |приборов, машин, установок, схем, электрических |

| | | |цепей и т.д.; |

| | | |состояния вещества; |

| | | |свойств тел, веществ; |

| | | |явлений; |

| | | |форм движения; |

| | | |видов энергии; |

| | | |элементарных частиц и т.д. |

| | |8 |Вычерчивание и чтение схем электрических цепей |

Продолжение

|Группы работ |№ |Вид деятельности |

|ин|Название | | |

|д | | | |

|В |Работы, основная|1 |Решение задач |

| |цель которых — | | |

| |формирование у | | |

| |учащихся умений | | |

| |и навыков | | |

| |практического | | |

| |характера | | |

| | |2 |Вычерчивание и чтение схем приборов и электрических|

| | | |цепей |

| | |3 |Построение и анализ графиков |

| | |4 |Сборка приборов из готовых деталей |

| | |5 |Выявление неисправностей в приборах и устранение их|

| | |6 |Изготовление приборов по готовым схемам и чертежам |

| | |7 |Измерение физических величин |

| | |8 |Сборка электрических цепей |

|Г |Работы, основная|1 |Подготовка докладов и рефератов |

| |цель которых — | | |

| |развитие | | |

| |творческих | | |

| |способностей | | |

| |учащихся | | |

| | |2 |Разработка нового варианта опыта |

| | |3 |Разработка методики постановки опыта |

| | |4 |Внесение изменений в конструкцию прибора |

| | |5 |Разработка новой конструкции прибора |

| | |6 |Составление задач на использование новых |

| | |7 |Построение гипотез |

| | |8 |Выполнение опытов с элементами исследования |

§ 3. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие

познавательной способности учащихся (выводы)

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и

прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных

способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт учителей многих школ показал, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по

решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее

организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных

знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении

учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и

содержанию самостоятельных работ способствует развитию их

познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.