Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми,
социально незрелыми.
6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их
дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не
влияют, то дети спокойны, скромны.
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как
сосуществование, конфронтация, содружество.
В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных
отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.
Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.
А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.
Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы
семейных отношений, мы определили следующие:
Диктат – систематическое подавление инициативы другого.
Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом
удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и
«детей».
Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отноше-ний
общим целям и задачам совместной деятельности.
Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной
выгоде всех членов союза.
А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него
родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный
ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие
критерии родительских отношений:
1.«Принятие – отвержение».
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает
индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособ-
ленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду,
раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2.«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается
во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие
способности, испытывает чувство гордости за него.
3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему
маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку
самостоятельности.
4.«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему
свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель
пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального
успеха.
5.«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление
инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную
несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным,
открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от
трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий,
описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно
заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.
Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в
родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как
принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка,
контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что
взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-
родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают
взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.
Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали,
что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и
особенностями сотрудничества с родителями.
Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии родительских
отношений на эмоциональное развитие ребенка.
1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности
у детей старшего дошкольного возраста.
Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских
отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.
В психологической науке имеется значительное количество исследований,
посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.
Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г.
Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.
Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это
понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную
характеристику.
В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность
индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом
возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных
различий.
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека
приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу
в специфических социальных ситуациях.
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую
особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в
самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных
характеристиках, которые к этому не предполагают.
Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать
как:
-психологическое явление;
-индивидуальную психологическую особенность личности;
-склонность человека к переживанию тревоги;
-состояние повышенного беспокойства.
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх»,
«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.
Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании
человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога
в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так
как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства
Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности.
Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.
Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни
тревожности.
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная
(реактивная).
Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных
обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на
какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте
тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные
проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства
происходит становление личности.
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
-с процессом обучения – учебная тревожность;
-с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
-с общением – межличностная тревожность.
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое
строение.
И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий
необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает
дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с
деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные
формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое
сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального
выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были
выделены открытые и закрытые формы тревожности.
Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и
компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.
Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В
качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость;
апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-
эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когни-
тивную.
Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с
повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному
поведению, эмоциональным нарушениям личности.
Так, какой он, тревожный ребёнок?
Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную,
завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в
общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического
характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему
свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих
механизмов, минимальная самореализация.
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как
указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские
отношения.
Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по
данной проблеме.
К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес-
кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным
избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня
запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей,
неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию
низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в
социальной адаптации.
С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская
гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и
агрессивности детей.
П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к
ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с
неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-
заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и
равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие,
сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.
И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в
семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния;
чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край
эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной
слабости ребёнка.
В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о
том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и
запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза,
навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания
и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию
истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и
отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как
этиологический фактор неврастении.
Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее
воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной
возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно
защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и
зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу
поведения с яркими аффективными реакциями.
Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители
порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто
копируют модель воспитания их собственных родителей (29).
Страницы: 1, 2, 3
|