Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других
указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к
ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач,
содержания, форм, методов воспитания ребёнка.
С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка
шестилетнего возраста является то, что:
а) ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также
процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В.
Запорожец).
б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,
осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку
взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н.
Поддъяков).
в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).
Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в
сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка.
Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности
родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили
воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие
эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним,
незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.
Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать,
как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.
1.3.Подходы к коррекции тревожности у детей
в системе детско-родительских отношений
По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И.
Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С.
Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна
коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в
развитии личности.
Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологического развития или поведения человека с помощью
специальных средств психологического воздействия.
Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена
на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в
обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие
потенциальных творческих резервов человека.
Психологическая коррекция различается по видам и формам.
По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы;
личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.
По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная;
директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная;
специальная.
Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах
коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому,
что один человек пытается помочь другому.
Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских
отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность
родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и
особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей
общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в
качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.
Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и
программы видеотренинга.
Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому
проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря
психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет
увеличить эффективность занятий.
А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских
отношений – социально-психологический тренинг.
Под социально-психологическим тренингом понимается практика
психологического воздействия, основанная на активных методах групповой
работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения
знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.
Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения
и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного
группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в
сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется
принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы
В процессе социально-психологического тренинга применяются различные
методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём),
ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.
Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на
рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных
детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением
родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие
на его самосознание через уровень его развития.
Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия,
упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня,
питание, прогулки, достаточный сон.
Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на
стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных
защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и
т.д.).
Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в
образ», терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики:
рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так
далее.
По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп»,
в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в
воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным
представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его
психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к
нарушениям в системе детско-родительских отношений.
Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских
отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушен-
ко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На
современном этапе сложилась система работы с родителями или формы
сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры
родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и
индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся:
собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным:
консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.
В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников
широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы
семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в
спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на
выставки), посещение природы и т. д.
Анализируя подходы авторов коррекции детско-родительских отношений,
наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению
знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные
клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по
воспитанию детей).
Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских
отношений можно использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-
психологический).
Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных
исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.
Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено много исследований
зарубежных и отечественных психологов и педагогов (А.В.Петровский,
А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт и другие).
Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека,
невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного
типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.
Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но
впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела
личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о
психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах,
методах воспитания.
Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами
проведен констатирующий этап исследования.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в
семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах,
содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа
методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.
При работе с детьми мы использовали следующие методы:
- рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман);
- методика «Неоконченные предложения».
Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о
ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.
При работе с родителями нами были использованы следующие методы:
-анкетирование;
-тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Исследование проводилось на базе МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское. Нами
было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.
Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест
Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».
Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами
ребёнка);
-выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Методика проведения:
Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие:
необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты
Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность
прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность
изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение
деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к
другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого
ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных
отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где
ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в
центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и
родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах
взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из
членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от
родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку
деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из
родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное
выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через
использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через
прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы,
оскаленный рот и т.д.
Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-
родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).
В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя
в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми,
счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё
это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.
На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и
ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка
прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье
комфортно и уютно.
К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей
(50 %). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал
всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще
отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что
ребёнку не очень комфортно в этой семье.
К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей
(20 %). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил
только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о
чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную
позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на
рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок
не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.
После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов,
ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей
тревожность в системе детско-родительских отношений:
-физическое наказание;
-отсутствие общения с родителями;
-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
-общение с ребёнком на повышенных тонах.
Результаты теста представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Условные обозначения:
- высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)
- средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)
- низкий уровень детско-родительских отношений ( 6 детей)
По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех
семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В
основном они носят переменный характер.
Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в
семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.
Страницы: 1, 2, 3
|