на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром

реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с

природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В

соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,

обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину

виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,

синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но

если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского

сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен

направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю

жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его

надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как

мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и

храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной

песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»

чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.

Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,

сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить

также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,

побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности

разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не

сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная

забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к

тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному

существу.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых

чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных

качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с

этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство

долга и т.п.

Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой,

перед обществом, перед собственной совестью.

2. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной

педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В

основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему

(появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных).

Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром

противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как

в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием

дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно

формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы

отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии

тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и

животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого,

которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка

на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение

экологических проблем невозможно без самым серьезным образом

организованного экологического образования и воспитания людей, поскольку

действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете,

определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением

к природе. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому

дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального

внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами экологического

образования и воспитания.

С психолого-педагогической точки зрения, важнейшее значение имеет

определение типа отношения ребенка к природе, поскольку в типе

зафиксированы главные характеристики этого отношения, которые дают ключ к

построению наиболее адекватной стратегии педагогической деятельности с

ребенком.

Исследования, проведенные в рамках экологической психологии,

позволили разработать собственно психологическую типологию субъективного

отношения к природе, которая. базируется на двух его основных параметрах:

модальности и интенсивности.

Модальность это качественно-содержательная характеристика

субъективного отношения, в отличие от других его параметров, позволяющих

провести лишь формально-количественный анализ. Модальность субъективного

отношения к природе определяется двумя факторами. Во-первых, в какой роли:

объекта или же субъекта субъективно для личности выступают в процессе

взаимодействия природные объекты, иными словами, "с кем" разворачивается

взаимодействие.

Исследования показали, что если природные объекты наделяются личностью

способностью выполнять функции субъекта, то по отношению к ним формируется

так называемая субъектная установка и они начинают восприниматься ею уже не

как объекты, а как субъекты (со всеми вытекающими из этого последствиями).

Это явление в экологической психологии обозначается термином

субъектификация .

Во-вторых, модальность отношения к природе определяется характером

преобладающих целей взаимодействия личности с ней: прагматическим (когда

природа служит средством удовлетворения прагматических потребностей

человека: пищевых, производственных и т.д.) или непрагматическим (когда не

ставится цели получить такого рода "полезный продукт"), иными словами,

"зачем" разворачивается это взаимодействие.

Таким образом, модальность субъективного отношения к природе может

быть охарактеризована, во-первых, по оси "объектная субъектная", а во-

вторых, по оси "прагматическая непрагматическая". Соответственно выделяются

четыре типа модальности: 1) объектно-прагматический, 2) объектно-

непрагматический, 3) субъектно-прагматический, 4) субъектно-

непрагматический.

Второй важнейшей характеристикой субъективного отношения является

параметр интенсивности, являющийся показателем того, в каких сферах и в

какой степени проявляется данное отношение.

В соответствии со сферами, областями проявления субъективного

отношения к природе можно выделить четыре компонента интенсивности .

Перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе

характеризует уровень эстетического и этического освоения природных

объектов, отзывчивости на их витальные (от лат. vitalis жизненный)

проявления. Общим для всех трех аспектов является то, что тот или иной

перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается,

перцептивные и аффективные процессы протекают в неразрывном единстве.

Когнитивный компонент характеризует уровень готовности и стремлении

получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы.

Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к

практическому взаимодействию с объектами природы.

Поступочный компонент характеризует уровень активности личности,

направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным

отношением к природе. Эта активность может быть направлена как на сами

природные объекты, так и на людей, взаимодействующих с ними.

Таким образом, собственно психологическая типологии субъективного

отношения базируется на двух основаниях: каково качественное содержание

данного отношения модальность и как оно проявляется при взаимодействии

человека с природой интенсивность.

Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе

является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче

установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с

собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается,

питается, дышит — как и я.

Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне

сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и

животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети научились

анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения,

выявлять самое важное, научились ухаживать за растениями и животными. Я

познакомила детей с различными произведениями искусства, т.к. для

осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое

восприятие природы детьми. А так как дети становились старше, то немного и

постепенно вносила в наблюдения изменения, чтобы заставлять детей больше

думать и анализировать. Например: предлагала детям разобраться в ситуациях

и ответить на вопрос: “Как бы вы поступили?”

1. Саша и Олег построили из песка “улицу” и решили ее озеленить. “Как это

сделать?” — спросил Саша. “Нарвем веточек — вот и будут кусты и деревья”, —

ответил Олег.

Предложений детей было много: не надо озеленять; придумать новую игру;

просто представить, что озеленили. Но остановились на предложении Жени —

собрать сухие веточки, а на них повесить “носики” клена — вот и будут

деревья.

2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют

ассортимент “продуктов”, обрывая растения: листочки ивы — “кильки”, стручки

желтой акации — “бобы”, головки ромашки пахучей — “конфетки” и т.д.

В этой ситуации все дети единогласно сказали, что у нас таких девочек

нет, а нужно для этого собрать семена клена, маленькие камушки, сережки

тополя, семена липы.

Очень интересные рассуждения были по поводу вот такой ситуации. Сережа

прикрывая что-то в ладошке, заглядывая туда, нежно улыбается. Таня подходит

к нему и говорит: “Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!” Из ладошки

падает на асфальт маленькая гусеница, чья-то нога безжалостно топчет ее.

Сначала послышались бойкие высказывания: так ей и надо, она вредная;

гусениц давить надо; и вдруг Юля сказала: “Но ведь она живая, ей тоже

хочется жить!” Ребята замерли, но к единому мнению прийти не смогли. А как

бы вы поступили, товарищи взрослые, чтобы вы сказали? Поразмышляйте на

досуге.

Дети осенью пойдут в школу, а запас знаний по экологии у них очень

большой и интересный, а самое главное — прочный. Итогом нашей работы был

“День земли”. Все дети добросовестно трудились на территории детского сада.

Лодырей не было. Все хотели выполнить работу как можно лучше. Жалко мне

расставаться с детьми, но думаю, что полученные в саду знания они пронесут

с собой через всю жизнь, и хочется им сказать:

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений

и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких

качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты,

заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его

основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень

большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному

возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной

чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм,

который приводит к тому, что ребенок четко не дифференцирует свое "Я" и

окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи

между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Своеобразные

представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных

обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия со своим

окружением; неправомерность этих обобщений обусловлена ограниченностью его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.