подражает во всем. Девочка копирует старшую подругу или героиню фильма, не
только пытаясь воспроизвести главное понравившееся, но и перенимая
отношение к внешнему виду, к противоположному полу — она может сделать
маникюр, поразить родителей внезапным изменением прически, начать вздыхать
над портретом киноактера. Мальчик может не только наращивать силу, стремясь
походить на своего героя, но и перенять у него черты вульгарности и
грубости, отнюдь не добродетельный интерес к женщинам. Перед взрослыми в
этих случаях возникает нелегкая задача: выявить первичный стимул к
подражанию и, не оскорбляя его в глазах ребенка, очистить от всего
наносного, случайного, нежелательного. Полезно не только объяснить, что та
или иная черта нехороша, но и показать, как и чем она мешает ее обладателю.
Однако только объясняя и требуя, не демонстрируя примером собственного
отношения и поведения, взрослые способствуют тому, что дети могут ставить
соблюдение моральных норм и правил в прямую зависимость от ситуации,
настроения взрослых, вырабатывают представление о формальности морали и
нравственности—мораль для школы, мораль для дома. мораль для компании
сверстников, мораль для себя и т. д. Первые уроки ханжества, двойной морали
ребенок берет у взрослых, отнюдь не ставящих перед собой задачи преподать
эти уроки, но полагающих, что воспитывать ребенка следует, апеллируя только
к его сознанию, разуму.
Активная, действенная требовательность взрослых н коллектива сверстников
вводит детей в круг общественных обязанностей. Вопреки мнению части
родителей, здоровые дети обычно не только не устают от обязанностей, но и
активно их ищут. Не найдя их в школе и дома, ребенок будет искать и
находить их в других местах, и, возможно, в совершенно неприемлемых,
уродливых формах. Улица сильна своим богатым арсеналом средств воздействия,
обращенных не только к разуму, но прежде всего к чувствам, переживаниям.
В младшем школьном возрасте складывается ряд новых психологических
качеств. «Уже к 3-му классу в ходе направленных воспитательных
воздействий формируется произвольность как особое качество психических
процессов, а в связи с ней и чувство долга» [Давыдов В. В., 1973; Левитов
Н. Д., 1969]. У одних это устойчиво и проявляется в широком кругу жизненных
отношений, у других—лишь в отдельных поступках или сравнительно узкой сфере
поведения, у третьих развито еще слабо, некоторые могут быть послушны. но
лишь по мере требований. Развивается способность к планированию действий
про себя, внутренне. Начинает оформляться умение оценивать свои действия
как бы со стороны. Это умение лежит в основе рефлексии—качества,
позволяющего разумно и объективно анализировать свои мысли и поступки под
углом их соответствия замыслу и условиям деятельности [Давыдов В. В.,
1973].
Долгое время полагали, что младший школьный возраст сексуально нейтрален.
В психоанализе он рассматривался как «латентный» период. В ряде ценных и
содержательных отечественных руководств также можно встретить обобщенный,
«бесполый» анализ психологии и поведения младшего школьника. Из
общепризнанного факта дружбы с представителями своего пола как важной черты
этого периода нельзя вывести положения о сексуальной латентности — оно
относится скорее к гетеросексуальной активности, чем к сексуальным
интересам, и не означает прекращения или временной остановки
психосексуального развития мальчиков и девочек. «Был аист нами в девять лет
забыт, мы в десять взрослых слушать начинали, в тринадцать лет, пусть мать
меня простит, мы знали все, хоть ничего не знали», — пишет К. Симонов.
Возраст 9—10 лет—это период половой гомогенизации: подражания и
привязанности мальчиков к отцу. а девочек к матери. Иногда переход к этому
этапу происходит быстро и изменение привязанностей ребенка особенно
разительно. Класс разбиваются на два лагеря—мальчиков и девочек, измена
своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры.
зачитываются «героической» литературой и подражают героям, рыцарям. Они
больше тянутся к отцу, а при отсутствии его—к мужчинам вообще
(преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют
настойчивый интерес к «мужской» работе. Девочки в своем кругу обсуждают
первых романтических героев, моды, ведение хозяйства, отдают предпочтение
лирической литературе, особо сближаются с матерью и при благоприятных с ней
отношениях поверяют ей свои тайны, больше тянутся к учительницам, могут
коллективно влюбиться в учителя-мужчину. И для мальчиков, и для девочек это
период формирования оценки себя как представителя определенного пола.
Поляризация полов—естественная закономерность развития, внешне
проявляющаяся нередко действиями агрессивного или оборонительного порядка,
которые отражают внутренний интерес к другому полу. В. В. Богословский
(1974) приводит пример, когда мальчик дергает девочку за косу и на вопрос
учителя, почему он это сделал, отвечает: «Она мне нравится». Будучи в устах
ребенка скорее исключением из правила, это объяснение раскрывает истинные
мотивы внешне агрессивного или оборонительного поведения. Сколько-нибудь
серьезных конфликтов оно, как правило, не вызывает, н мы неоднократно
отмечали у девочек чувство обиды и обойденности при отсутствии этих
своеобразных знаков внимания. В последнее время все чище приходится
наблюдать у девочек этого возраста мальчишески агрессивный стиль поведения,
ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном
периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и некоторое смещение
половых ролей и представлений о маскулинности — фемининности в современном
обществе и семье.
М. Кинег (1974) приводит данные, опровергающие представления о
сексуальной латентности ребенка 7—М лет. Дети или не осознают, или скрывают
свои сексуальные интересы и их проявления. «Как уже указывалось, эта
скрытность может значительно усиливаться и поддерживаться упущениями
воспитания в тенденции постепенного учащения в этом возрасте мастурбации,
гетеросексуальных и реже—ковальных игр у мальчиков. Сходные данные получены
для девочек, сексуальная активность которых, однако, ниже. В 10—12 лет
мальчики переходят от высказываний желания жениться на ком-нибудь к желанию
любить будущую подругу и, наконец, к совместной социальной активности, к
увеличению количества друзей другого пола.
Опрошенные нами матери указывали на наличие вопросов о различии между
полами, подробностях зачатия и рождения, менструациях и поллюциях, половом
акте. Одни дети боялись утратить половые отличия, другие высказывали
желание изменить свой пол. Некоторые матери определенно говорили о
влюбленности детей, о мастурбации, об условно сексуальных проявлениях
(сосание пальцев, кусание губ и ногтей, ковыряние в носу, вырывание волос,
постоянное держание рук в карманах). Преобладающими источниками информации
детей о поле были сверстники и литература, у девочек—часто мать и
значительно реже отец—у мальчиков»[2].
«Весьма показательны данные проведенного нами опроса молодежи,
относящиеся к младшему школьному возрасту. Треть мальчиков и девочек в этом
возрасте впервые услышали о различии полов, причем 4 из 5 получали сведения
от сверстников и старших детей и каждый 6—7-й воспринимали их эмоционально.
Из аналогичных источников получили информацию о родах 36% мальчиков и 68%
девочек этого возраста. Для каждого 4-го мальчика и каждой 5-й девочки это
было эмоционально значимо. В половине случаев мальчики и несколько чаще
девочки уяснили роль отца. почти все мальчики и половина девочек—из
объяснений сверстников и старших детей, 15% —от родителей; эти сведения
воспринимались многими с волнением, часто как нечто потрясающее. Сущность
беременности раскрылась для 60% мальчиков и 52% девочек, из них благодаря
родителям—9% мальчиков и 24% девочек от специалистов—5—7% детей.' Сущности
полового акта родители не разъясняли, сведения же о нем получили 63%
мальчиков и 43% девочек, причем из наблюдения полового акта
соответственно—30% и 19%, от сверстников и старших детей—65% и 68%, из
литературы—20 °/о и 24 % «У трети мальчиков и двух третей девочек это
вызвало эмоциональное, часто с отвращением, реагирование. О менструациях и
поллюциях узнали 40% мальчиков (9% от отцов) и 66% девочек (61% от
матерей). О противозачаточных средствах узнали 45% мальчиков и 6% девочек
(лишь единицы—от специалистов и родителей). Если о мастурбации сообщили 10%
юношей и 1% девушек, то узнали о ней 33% ч 10%' соответственно: каждый
десятый—наглядно, каждый пятый мальчик и каждая вторая девочка—из
литературы, примерно каждый второй—от сверстников ч каждый десятый—от
посторонних взрослых. Заслуживают внимания основные словесные фермы
полученных знаний о поле: в медицинской терминологии — 27% мальчиков и 43%
девочек и соответственно в обывательских выражениях—52% и 42%, в циничных и
бранных выражениях—26 и 2%, в «детских» выражениях—3% и 5%. Двое юношей и
три девушки сообщили о начале половой жизни до 12 лет, трое юношей и две
девушки — о гомосексуальный влюбленности, 56% юношей и 36% девушек—о
гетеросексуальной влюбленности. В единичных случаях у мальчиков и девочек
было стремление обнажаться. За интимными отправлениями лиц другого пола
подглядывали каждый третий мальчик и каждая 16-я девочка»[2].
Приведенные данные свидетельствуют об ошибочности представления о
сексуальной латентности младшего школьника. Различия сведений родителей о
сексуальном поведении и интересах детей, с одной стороны, и молодежи о
своем детстве — с другой. отражают, по-видимому, не только тенденции
возраста, но и погрешности предшествующего полового воспитания. Разное
время осведомленности в вопросах секса со слов родителей и со слов молодежи
лишь усиливает это предположение.
Отсутствие должного внимания со стороны родителей, педагогов и врачей к
половому воспитанию, преобладание мнения об асексуальности младшего
школьника приводят в ряде случаев к тому, что половое воспитание
осуществляется тайными совоспитателями, проблемы пола обсуждаются с
применением матных языковых средств, затрудняющих последующее правильное
знакомство с ними и способствующих загрязнению представлений о
сексуальности, восприятию ее как постыдной, запретной стороны человеческой
жизни. Это неизбежно контрастирует с закономерным развитием половой
идентификации и оформлением мужских и женских социальных ролей, что может
нередко вести к возникновению конфликтно-невротического напряжения, иногда
к невротической дезадаптации детей.
Хотя в этом возрасте многие социально-психологические характеристики
мальчиков и девочек совпадают, ряд из них обнаруживает различия
[Коломинский Я. Л., 1971]. Пол учеников не влияет на их статус в классе.
Социометрическим исследования показали, что процент взаимных выборов
мальчиков ч девочек невысок, при этом девочки несколько чаще выбирают
мальчиков, чем мальчики девочек. Устойчивость предпочтений, в том числе и
выбора друзей, у мальчиков слабее, у девочек тесно коррелирует с общей
устойчивостью. Школьницы, нуждающиеся в одобрении, были наиболее популярны
среди сверстниц, ибо для девочек важнее быть социально приемлемыми. У
мальчиков же такие лица наименее популярны.
«В возрасте 10 лет девочки менее искренни и более невротичны, мальчики
более экстравертировнны»[4]. Ряд различий связан с процессом обучения: в
развитии речи девочки успешнее мальчиков. мальчики же успешнее в
математических суждениях. пространственных операциях; чаще мальчики лучше
выполняют задания в одиночку, а девочки - в группе, причем лучше в
смешанной по полу; девочки лучше справляются с заданиями, допускающими
обыденный или трафаретный метод решения; уже в начальных классах мальчики
выше по способности продуцировать творческие идеи; влияние специальных
факторов (уровень образования в семье, помощь педагога) на девочек
значительно выше; у мальчиков чаще возникают поведенческие и учебные
трудности: волевая задержка двигательных реакции больше у девочек[5]; у
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|