на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах

подражает во всем. Девочка копирует старшую подругу или героиню фильма, не

только пытаясь воспроизвести главное понравившееся, но и перенимая

отношение к внешнему виду, к противоположному полу — она может сделать

маникюр, поразить родителей внезапным изменением прически, начать вздыхать

над портретом киноактера. Мальчик может не только наращивать силу, стремясь

походить на своего героя, но и перенять у него черты вульгарности и

грубости, отнюдь не добродетельный интерес к женщинам. Перед взрослыми в

этих случаях возникает нелегкая задача: выявить первичный стимул к

подражанию и, не оскорбляя его в глазах ребенка, очистить от всего

наносного, случайного, нежелательного. Полезно не только объяснить, что та

или иная черта нехороша, но и показать, как и чем она мешает ее обладателю.

Однако только объясняя и требуя, не демонстрируя примером собственного

отношения и поведения, взрослые способствуют тому, что дети могут ставить

соблюдение моральных норм и правил в прямую зависимость от ситуации,

настроения взрослых, вырабатывают представление о формальности морали и

нравственности—мораль для школы, мораль для дома. мораль для компании

сверстников, мораль для себя и т. д. Первые уроки ханжества, двойной морали

ребенок берет у взрослых, отнюдь не ставящих перед собой задачи преподать

эти уроки, но полагающих, что воспитывать ребенка следует, апеллируя только

к его сознанию, разуму.

Активная, действенная требовательность взрослых н коллектива сверстников

вводит детей в круг общественных обязанностей. Вопреки мнению части

родителей, здоровые дети обычно не только не устают от обязанностей, но и

активно их ищут. Не найдя их в школе и дома, ребенок будет искать и

находить их в других местах, и, возможно, в совершенно неприемлемых,

уродливых формах. Улица сильна своим богатым арсеналом средств воздействия,

обращенных не только к разуму, но прежде всего к чувствам, переживаниям.

В младшем школьном возрасте складывается ряд новых психологических

качеств. «Уже к 3-му классу в ходе направленных воспитательных

воздействий формируется произвольность как особое качество психических

процессов, а в связи с ней и чувство долга» [Давыдов В. В., 1973; Левитов

Н. Д., 1969]. У одних это устойчиво и проявляется в широком кругу жизненных

отношений, у других—лишь в отдельных поступках или сравнительно узкой сфере

поведения, у третьих развито еще слабо, некоторые могут быть послушны. но

лишь по мере требований. Развивается способность к планированию действий

про себя, внутренне. Начинает оформляться умение оценивать свои действия

как бы со стороны. Это умение лежит в основе рефлексии—качества,

позволяющего разумно и объективно анализировать свои мысли и поступки под

углом их соответствия замыслу и условиям деятельности [Давыдов В. В.,

1973].

Долгое время полагали, что младший школьный возраст сексуально нейтрален.

В психоанализе он рассматривался как «латентный» период. В ряде ценных и

содержательных отечественных руководств также можно встретить обобщенный,

«бесполый» анализ психологии и поведения младшего школьника. Из

общепризнанного факта дружбы с представителями своего пола как важной черты

этого периода нельзя вывести положения о сексуальной латентности — оно

относится скорее к гетеросексуальной активности, чем к сексуальным

интересам, и не означает прекращения или временной остановки

психосексуального развития мальчиков и девочек. «Был аист нами в девять лет

забыт, мы в десять взрослых слушать начинали, в тринадцать лет, пусть мать

меня простит, мы знали все, хоть ничего не знали», — пишет К. Симонов.

Возраст 9—10 лет—это период половой гомогенизации: подражания и

привязанности мальчиков к отцу. а девочек к матери. Иногда переход к этому

этапу происходит быстро и изменение привязанностей ребенка особенно

разительно. Класс разбиваются на два лагеря—мальчиков и девочек, измена

своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры.

зачитываются «героической» литературой и подражают героям, рыцарям. Они

больше тянутся к отцу, а при отсутствии его—к мужчинам вообще

(преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют

настойчивый интерес к «мужской» работе. Девочки в своем кругу обсуждают

первых романтических героев, моды, ведение хозяйства, отдают предпочтение

лирической литературе, особо сближаются с матерью и при благоприятных с ней

отношениях поверяют ей свои тайны, больше тянутся к учительницам, могут

коллективно влюбиться в учителя-мужчину. И для мальчиков, и для девочек это

период формирования оценки себя как представителя определенного пола.

Поляризация полов—естественная закономерность развития, внешне

проявляющаяся нередко действиями агрессивного или оборонительного порядка,

которые отражают внутренний интерес к другому полу. В. В. Богословский

(1974) приводит пример, когда мальчик дергает девочку за косу и на вопрос

учителя, почему он это сделал, отвечает: «Она мне нравится». Будучи в устах

ребенка скорее исключением из правила, это объяснение раскрывает истинные

мотивы внешне агрессивного или оборонительного поведения. Сколько-нибудь

серьезных конфликтов оно, как правило, не вызывает, н мы неоднократно

отмечали у девочек чувство обиды и обойденности при отсутствии этих

своеобразных знаков внимания. В последнее время все чище приходится

наблюдать у девочек этого возраста мальчишески агрессивный стиль поведения,

ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном

периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и некоторое смещение

половых ролей и представлений о маскулинности — фемининности в современном

обществе и семье.

М. Кинег (1974) приводит данные, опровергающие представления о

сексуальной латентности ребенка 7—М лет. Дети или не осознают, или скрывают

свои сексуальные интересы и их проявления. «Как уже указывалось, эта

скрытность может значительно усиливаться и поддерживаться упущениями

воспитания в тенденции постепенного учащения в этом возрасте мастурбации,

гетеросексуальных и реже—ковальных игр у мальчиков. Сходные данные получены

для девочек, сексуальная активность которых, однако, ниже. В 10—12 лет

мальчики переходят от высказываний желания жениться на ком-нибудь к желанию

любить будущую подругу и, наконец, к совместной социальной активности, к

увеличению количества друзей другого пола.

Опрошенные нами матери указывали на наличие вопросов о различии между

полами, подробностях зачатия и рождения, менструациях и поллюциях, половом

акте. Одни дети боялись утратить половые отличия, другие высказывали

желание изменить свой пол. Некоторые матери определенно говорили о

влюбленности детей, о мастурбации, об условно сексуальных проявлениях

(сосание пальцев, кусание губ и ногтей, ковыряние в носу, вырывание волос,

постоянное держание рук в карманах). Преобладающими источниками информации

детей о поле были сверстники и литература, у девочек—часто мать и

значительно реже отец—у мальчиков»[2].

«Весьма показательны данные проведенного нами опроса молодежи,

относящиеся к младшему школьному возрасту. Треть мальчиков и девочек в этом

возрасте впервые услышали о различии полов, причем 4 из 5 получали сведения

от сверстников и старших детей и каждый 6—7-й воспринимали их эмоционально.

Из аналогичных источников получили информацию о родах 36% мальчиков и 68%

девочек этого возраста. Для каждого 4-го мальчика и каждой 5-й девочки это

было эмоционально значимо. В половине случаев мальчики и несколько чаще

девочки уяснили роль отца. почти все мальчики и половина девочек—из

объяснений сверстников и старших детей, 15% —от родителей; эти сведения

воспринимались многими с волнением, часто как нечто потрясающее. Сущность

беременности раскрылась для 60% мальчиков и 52% девочек, из них благодаря

родителям—9% мальчиков и 24% девочек от специалистов—5—7% детей.' Сущности

полового акта родители не разъясняли, сведения же о нем получили 63%

мальчиков и 43% девочек, причем из наблюдения полового акта

соответственно—30% и 19%, от сверстников и старших детей—65% и 68%, из

литературы—20 °/о и 24 % «У трети мальчиков и двух третей девочек это

вызвало эмоциональное, часто с отвращением, реагирование. О менструациях и

поллюциях узнали 40% мальчиков (9% от отцов) и 66% девочек (61% от

матерей). О противозачаточных средствах узнали 45% мальчиков и 6% девочек

(лишь единицы—от специалистов и родителей). Если о мастурбации сообщили 10%

юношей и 1% девушек, то узнали о ней 33% ч 10%' соответственно: каждый

десятый—наглядно, каждый пятый мальчик и каждая вторая девочка—из

литературы, примерно каждый второй—от сверстников ч каждый десятый—от

посторонних взрослых. Заслуживают внимания основные словесные фермы

полученных знаний о поле: в медицинской терминологии — 27% мальчиков и 43%

девочек и соответственно в обывательских выражениях—52% и 42%, в циничных и

бранных выражениях—26 и 2%, в «детских» выражениях—3% и 5%. Двое юношей и

три девушки сообщили о начале половой жизни до 12 лет, трое юношей и две

девушки — о гомосексуальный влюбленности, 56% юношей и 36% девушек—о

гетеросексуальной влюбленности. В единичных случаях у мальчиков и девочек

было стремление обнажаться. За интимными отправлениями лиц другого пола

подглядывали каждый третий мальчик и каждая 16-я девочка»[2].

Приведенные данные свидетельствуют об ошибочности представления о

сексуальной латентности младшего школьника. Различия сведений родителей о

сексуальном поведении и интересах детей, с одной стороны, и молодежи о

своем детстве — с другой. отражают, по-видимому, не только тенденции

возраста, но и погрешности предшествующего полового воспитания. Разное

время осведомленности в вопросах секса со слов родителей и со слов молодежи

лишь усиливает это предположение.

Отсутствие должного внимания со стороны родителей, педагогов и врачей к

половому воспитанию, преобладание мнения об асексуальности младшего

школьника приводят в ряде случаев к тому, что половое воспитание

осуществляется тайными совоспитателями, проблемы пола обсуждаются с

применением матных языковых средств, затрудняющих последующее правильное

знакомство с ними и способствующих загрязнению представлений о

сексуальности, восприятию ее как постыдной, запретной стороны человеческой

жизни. Это неизбежно контрастирует с закономерным развитием половой

идентификации и оформлением мужских и женских социальных ролей, что может

нередко вести к возникновению конфликтно-невротического напряжения, иногда

к невротической дезадаптации детей.

Хотя в этом возрасте многие социально-психологические характеристики

мальчиков и девочек совпадают, ряд из них обнаруживает различия

[Коломинский Я. Л., 1971]. Пол учеников не влияет на их статус в классе.

Социометрическим исследования показали, что процент взаимных выборов

мальчиков ч девочек невысок, при этом девочки несколько чаще выбирают

мальчиков, чем мальчики девочек. Устойчивость предпочтений, в том числе и

выбора друзей, у мальчиков слабее, у девочек тесно коррелирует с общей

устойчивостью. Школьницы, нуждающиеся в одобрении, были наиболее популярны

среди сверстниц, ибо для девочек важнее быть социально приемлемыми. У

мальчиков же такие лица наименее популярны.

«В возрасте 10 лет девочки менее искренни и более невротичны, мальчики

более экстравертировнны»[4]. Ряд различий связан с процессом обучения: в

развитии речи девочки успешнее мальчиков. мальчики же успешнее в

математических суждениях. пространственных операциях; чаще мальчики лучше

выполняют задания в одиночку, а девочки - в группе, причем лучше в

смешанной по полу; девочки лучше справляются с заданиями, допускающими

обыденный или трафаретный метод решения; уже в начальных классах мальчики

выше по способности продуцировать творческие идеи; влияние специальных

факторов (уровень образования в семье, помощь педагога) на девочек

значительно выше; у мальчиков чаще возникают поведенческие и учебные

трудности: волевая задержка двигательных реакции больше у девочек[5]; у

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.