на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах

мальчиков меньше время словесно-ассоциативных реакций.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В

МЛАДШИХ КЛАССАХ.

Психологические особенности мужского пола, пусть еще и в неразвитой

форме, выявляются уже с раннего возраста. По мере развития ребенка они

становятся все более отчетливыми. В каждом конкретном случае воспитание

может способствовать их выявлению и развитию или же, напротив, сглаживать;

при этом индивидуальная устойчивость к такому сглаживающему влиянию

различна: одни мальчики вопреки любым воздействиям окружающих демонстрируют

типичные для мужского пола черты. другие же поддаются этим воздействиям, и

поведение их становится менее контрастным в сравнении с поведением их

сверстниц. Следует учитывать также и относительный характер половых

психологических особенностей: общечеловеческие черты, качества, свойства

более широки и полностью перекрывают специфически половые особенности;

поэтому можно говорить лить о преобладании каких-либо из них у

представителей мужского или женского пола, причем это преобладание

подразумевает, во-первых, большую частоту какого-либо свойства у

представителей определенного пола и, во-вторых, большую его выраженность

при наличии такого свойства у представителей обоего пола.

Мальчики развиваются как физически, так и психологически несколько более

медленными темпами, чем девочки. Известно, что говорить они начинают в

среднем на 2—4 месяца позже девочек, позже у них вырабатываются и многие

понятия, связанные с взаимоотношениями между людьми; к началу обучения в

школе они. как правило, подходят менее подготовленными, чем девочки. У

мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как

ответственность, добросовестность, исполнительность; даже при правильном

воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества в среднем

труднее.

Характерно, что девушки, например, чувствуют себя в обращении с юношами

более свободно, чем юноши с девушками. В любом возрасте представители

женского пола более склочны обращаться к авторитетам в определении своей

позиции, при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться

установленных норм поведения. Девочек в школе легче заставить выполнять

какие-либо поручения. Видимо, поэтому педагоги (в большинстве своем жен-

шины) более, охотно дают поручения девочками недооценивают возможностей

мальчиков в выполнении таких поручений. И нередко совершенно удивительным и

неожиданным для них является способность мальчиков серьезно отнестись к

делу, проявить активность и самостоятельность; характерно, что последнее

нередко обнаруживается именно во внешкольных делах — например, в походе.

куда отправляется класс. Именно здесь выясняется, что мальчики могут быть и

серьезными, и деловыми, и активными. и в данной ситуации явно продуктивнее

девочек. Частично это связано с тем. что сама школьная деятельность по

своему характеру ближе к привычной дома деятельности девочек, чем

мальчиков. и с тем, что последние всегда склонны к более неожиданным и

выходящим за привычные рамки делам, которые девочек. напротив, нередко

настораживают

Если юноши в общении ориентируются преимущественно на сверстниц, то

девушки в значительной их части — на более старших представителей мужского

пола (студенты, военнослужащие и т. д.). Как отмечает И. С. Кон

("Психология юношеской дружбы". М., 1973), на вопрос: «Какого возраста

друга вы бы предпочли?» — юноши отдают предпочтение сверстнику (до 80%

ответов), реже старшему (до 20%) и очень редко— младшему. У девушек на

первом месте тоже находятся сверстницы (до 50—60%), но они очень часто

отдают предпочтение старшим (до 40—50%) и не выбирают никого моложе себя.

Вместе с тем именно лица женского пола склонны к попечительской

деятельности, они более охотно наставляют, опекают младших детей, ухаживают

за ними и т.д.

Интересы и склонности представителей мужского пола часто направлены на

относительно отдаленные предметы и явления, порою далекие от того, что

могло бы входить в прямые обязанности мальчика, подростка, юноши. Отсюда

более выраженная у мужского пола склонность отвлекаться на посторонние

дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется. Если в центре

внимания девочки, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его

непосредственного бытия — взаимоотношения между людьми, окружающие

предметы, то внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени

отдаленные предметы и явления. С этим связаны лучшие знания девочек о себе,

их большее внимание к своей внешности и к особенностям внешности и

поведения окружающих, больший интерес к внутреннему миру, большая чуткость

к чувствам и переживаниям человека. Не случайно девочки в 3—4 раза чаще чем

мальчики, ведут дневник.

Различия в интересах и склонностях определяют некоторые важные

преимущества мужского пола большую широту мышления, более широкий

кругозор, "лучшую способность сопоставления отдаленных предметов и явлений,

большую объективность обобщения и вместе с тем важные недостатки — меньшую

бытовую приспособленность, худшее понимание необходимого в сравнении с

пониманием возможного.

Заметны различия в восприятии времени и пространства Представителей

женского пола больше привлекает то, что расположено непосредственно около

человека — дом, обстановка, непосредственное окружение, люди, с которыми

приходится общаться. т. е. все непосредственно взаимосвязанное;

представителей же мужского пола, независимо от непосредственной

необходимости, от повседневных дел. часто интересуют предметы и явления

удаленные, никак не связанные между собой. Внимание представителей женского

пола не распределяется столь широко, зато в пределах воспринимаемого все

отражается в сознании более тщательно и детально. Поэтому в незнакомой

обстановке (новая местность, новый маршрут движения и т. д.) мальчики,

подростки. юноши держатся увереннее, чем их сверстницы. Если вы хотите -

узнать, как пройти или проехать куда-либо, где находится тот или иной

объект и т. д., лучше спрашивать у мальчиков: их объяснения всегда более

полезны, а нередко и более толковы, чем объяснения взрослых.

Однако лица женского пола нередко увереннее чувствуют себя и проявляют

большую активность в ситуациях, связанных с общением. Если же объект,

местность, предмет в целом достаточно известен и мальчикам, и девочкам, то

последние лучше его знают. Не случайно они в среднем лучше пишут изложения

и сочинения: у них больше связности и описательности, больше внимания к

деталям, хотя и не больше фантазии. В восприятии самого течения времени

представители женского пола уступают мужскому, что, правда, не всегда

заметно в связи с более ответственным, в среднем, их отношением к своим

обязанностям.

Характерна большая рискованность, "размашистость" поведения, большая

подвижность и непоседливость мальчиков, подростков, юношей в сравнении с их

сверстницами. Правда, нередко это мирно сосуществует с большей инертностью

некоторой части представителей мужского пола в быту, в семейных делах.

Видимо, последнее связано с особенностями воспитания и отношением к этим

делам. Как справедливо отмечает С. Шейнкман ("Мы — мужчины". М., 1977), ив

отличие от женщин, вся жизнь которых загружена постоянным кропотливым

трудом, мужчинам всегда было свойственно резко сменять сверхактивную

деятельность пассивным времяпрепровождением, опасность которого особенно

велика в паши дни". Заметим, однако, что многие женщины и рады бы

отдохнуть, да некогда, а мужчины имеют возможность такой отдых себе

позволить.

Все эти особенности психологии мальчиков, подростков, юношей в различных

ситуациях определяют существенные различия в поведении их в сравнении со

сверстницами. Особенно отчетливо меньшая зрелость мальчиков в сравнении с

девочками проявляется в младших классах. Они больше отвлекаются от уроков,

и мысли их чаще блуждают далеко от того, чем они должны заниматься. Если от

девочек приходится требовать, чтобы они делали уроки, то мальчиков

проходится заставлять их делать. Девочки в среднем аккуратнее, прилежнее,

добросовестнее, исполнительнее. Даже если вообще мальчик соображает не

хуже. а лучше девочки, заставить его соображать именно на уроке труднее,

чем девочку. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить

статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении ими дисциплины на

уроке, в более шумном поведении на переменах. Меньшее внимание к себе и

повседневным занятиям находит выражение в том, что мальчика намного труднее

приучить держать в порядке свое рабочее место, а приходя с улицы. аккуратно

складывать одежду и ставить обувь. Мальчики значительно меньше, чем

девочки, обращают внимание на свою одежду, кроме лишь тех случаев, когда

особенности предлагаемой одежды как-то затрагивают их представления о том,

как должен одеваться мальчик (в отличие от девочки), — здесь может быть

сильный протест, а то, что одежда грязная или порванная, их интересует и

затрагивает меньше, чем девочек.

Психологические различия мальчиков и девочек находят отчетливое выражение

в качестве причин неуспеваемости. Как отмечает Ю. Бабанский ("Оптимизация

процесса обучения" М., 1977), среди причин неуспеваемости у девочек во всех

классах больший процент занимает слабое здоровье (т. е. причина

объективная и уважительная), тогда как неуспеваемость, связанная с

пробелами в навыках учебного труда, с отрицательным отношением к учению, с

низким уровнем воспитанности, у мальчиков наблюдается чаше, чем у девочек,

причем во всех возрастах. В целом комплекс отрицательного отношения к

учению, неорганизованности, бессистемности и недисциплинированности

является причиной неуспеваемости у мальчиков примерно в два раза чаще, чем

у девочек. Не случайно также, что в среднем (во многим странам) среди

неуспевающих школьников значительно преобладают мальчики.

При этом в начальных классах основной трудностью обучения мальчиков

является именно их незрелое отношение к учению: они не чувствуют

ответственности, мало переживают или не переживают вовсе из-за плохих

отметок и недовольства учи теля и родителей, забывают, что им задано, или

не придают этому значения, и родителям приходится за них узнавать о

домашних заданиях. По сути дела, мальчики здесь проявляют себя как дети

более младшего возраста. Ведь известно, каким бы умным и способным ни был

маленький ребенок, много от него требовать нельзя просто вследствие его

возрастной незрелости, а фактически в I—III классах за одной и той же

партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на

год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте.

Наряду с этим у мальчиков отсутствуют и должные навыки труда, а также не

развиты качества, необходимые для успешного его осуществления: усидчивость,

настойчивость, терпение, старание, прилежание, аккуратность. Любой вид

психической деятельности труден для них, если он требует сознательного

проявления активности, усилий над собой. Интересно вместе с тем, что любой

свой успех они больше, чем девочки, склонны переоценивать: если что-то

получается, очи готовы заявлять, что это легко и просто, то же, что не

получается, представляется им слишком трудным и сложным: в этом проявляется

недостаточная их критичность. У мальчиков чаще, чем у девочек, наблюдаются

перепады в настроении — от излишней уверенности в себе к потере этой

уверенности, хотя в целом в сравнении с девочками они склонны переоценивать

себя. В случае неправильного воспитания это может самым незаконным образом

сочетаться и с чувством превосходства по отношению к девочкам; это чувство

характерно именно для наименее зрелых представителей мужского пола, тех,

кто сам далек от норм поведения своего пола.

В учебной деятельности в полной мере находят проявления различия в

интересах и склонностях представителей мужского и женского пола. В целом

круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. Мальчики имеют преимущество в

знании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.