на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Умственное развитие учащихся в процессе изучения правила правописания безударных личных окончаний глаголов - (диплом)
p> 2ГЛАВА III. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ  2ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ

     2ГЛАГОЛОВ.

В третьей главе представлен анализ эксперимента, проводимого в 3 "А" классе школы N3, который работает по системе развива ющего обучения, и в 3 "А" классе школы-лицея N5, который работает по традиционной системе.

    1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Задачи: установить характер знаний учащихся по этому вопросу. Содержание: учащимся предлагаются словосочетания с учетом вариантов орфограмм (на карточках).

    Задание: вставить пропущенные буквы.

чита. шь книгу, стро. ишь дом, паш. т землю, лов. т рыбу, ему тяжело дыш. тся, ненавид. шь ложь, слыш. т шум, слуша. т музыку, кол. т дрова, скач. т вперед, пиш. т письмо, вылет. т раньше, смотр. т телевизор, мел. т зерно.

Результаты: после проверки работ мы видим, что ребята встав ляют буквы интуитивно. В экспериментальном классе из 17 человек хорошо написали только 9 человек. Качество знаний в этом классе составляет 52. 8%.

В контрольном классе из 23 человек с работой справилось 12 человек. Качество знаний в этом классе составляет 51. 2%

     ш1

------------------------------T-----------------T-------------¬ ¦ ¦Экспериментальный¦ Контрольный ¦ ¦ ¦ класс ¦ класс ¦ +-----------------------------+-----------------+-------------+ ¦Всего писало, (чел. ) ¦ 17 ¦ 23 ¦ +-----------------------------+-----------------+-------------+ ¦Справились с заданием (чел. ) ¦ 9 ¦ 12 ¦ +-----------------------------+-----------------+-------------+ ¦Качество знаний (%) ¦ 52. 8 ¦ 51. 2 ¦ L-----------------------------+-----------------+-------------

    - 37
     ш2

В результате этого исследования можно сделать вывод о том, что и в контрольном и в экспериментальном классе качество знаний учеников относительно правила правописания безударных личных окончаний глаголов находится приблизительно на одном уровне.

    2. ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Задачи: научить приемам умственной деятельности в ходе при менения правила правописания безударных личных окончаний глаголов. Содержание. Перед изучением темы в обоих классах я давала следующие задания:

 _Задание 1.  . Найди в пословицах глаголы и выдели их окончания: Посеешь ветер - пожнешь бурю. Горит лучина, да светит неяр ко.

Докажите, что безударные гласные в личных окончаниях глаго лов I и II спряжения пишутся по закону русского письма.

В своих ответах дети говорили о том, что должно быть ка кое-либо правило в русском языке, в которм указывается, как надо правильно писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов I и II спряжений.

 _Задание 2.  . Чтобы проверить орфограмму слабой позиции в па дежном окончании существительного или прилагательного, ты подста вил в предложение слово с тем же окончанием (то есть указывающим на те же грамматические значения) в сильной позиции. Нельзя ли воспользоваться этим способом и для проверки орфограмм слабых по зиций в личных окончаниях глаголов.

    Определи грамматические значения глаголов в предложении:
    Весело сия. т месяц над селом. (И. Никитин. )
    Докажи, что такие же грамматические значения и у глаголов
    - 38

БЛЕСТИТ и ВСТАЕТ. Какое же из этих двух слов следует использовать для проверки орфограммы в окончании глагола сия. т? Что нужно знать о глаголе сия. т, чтобы ответить на это вопрос?

Понадобится ли проверять орфограмму в окончании глагола пу тем замены его другим словом, если мы будем знать, к какому спря жению этот глагол относится?

    Далее в каждом класс объяснялось само правило по-разному.

В 3 "А" классе, в котором дети учатся по традиционной систе ме, данное правило я объяяняла, использовав индуктивный метод. На доске следующая запись:

    I II
    я играю хожу
    ты играешь ходишь
    он играет ходит
    мы играем ходим
    они играют ходят
    вы играете ходите

Задание детям: сравните окончание глаголов I и II спряжения. Сделайте вывод, соотнеся окончания 3-его лица множественного чис ла со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на каждую букву во всех окончаниях.

    I - у -ут, -ют
    II - и -ат, -ят

Например, нам даны глаголы: я строю, ты стро. шь, он стро. т. - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

(Чтобы правильно написать безударное личное окончание гла гола, надо определить его спряжение. )

    - 39

- А как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени?

(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями опре деляют по неопределенной форме. )

- Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко IIспря жению.

    пиш. шь, друж. шь

- Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределнной форме оканчиваются на -ить: строить - строит, строят, исключение лишь составляют глаголы брить и стелить (т. е. они относятся к I спряжению);

    4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать;

7 глаголов на -еть: вертеть, видеть, обидеть, смотреть, за висеть, ненавидеть, терпеть. Эти 11 глаголов можно легко запом нить, выучив стихотворение:

    Ко второму же спряженью
    Отнесем мы, без сомненья,
    Все глаголы, что на -ить,
    Исключения: брить, стелить.
    И еще: смотреть, обидеть,
    Слышать, видеть, ненавидеть,
    Гнать, дышать, держать, вертеть
    И зависеть и терпеть.

Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть - моют, мо ет; полоть - полет, полют; тянуть - тянет, тянут и др.

Такая формулировка правила на заключительном этапе позволит сразу определить, к какому спряжению относится глагол.

    Вернемся к глаголам:
    - 40
    пиш. шь, друж. шь.
    1) В какой части глагола пропущены буквы?
    2) Ударные гласные или нет?
    3) К какой части речи относятся данные слова?
    4) Как определить какую букву писать .

Формулируется правило. Это правило можно записать в виде таблицы:

    II спр. и -ат, -ят. ¦- все глаголы на -ИТЬ,
    ¦ кроме брить, стелить;
    ¦- 4 глагола на -АТЬ;
    ¦- 7 глаголов на -ЕТЬ.
    ¦
    I спр. е -ут, -ют ¦все остальные глаголы.

В 3 "А" классе СШ N3, где дети учатся по программе развиваю щего обучения, правило вводилось следующим образом:

По каким признакам можно определить спряжение глагола, если гласная фонема в его окончании в слабой позиции? В личных формах такого признака нет. Может быть, он есть в инфинитиве?

Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряже ниям. Укажи, какая основа инфинитива у каждого глагола - усекае мая или неусекаемая?

сказать(1) , шептать(1), ехать(1), плавать(1), слушать(1), слышать(2), свежеть(1), чернеть(1), болеть(1), смотреть(2), ви деть (2), терпеть(1), колоть(1), бороться (1), мыть(1), гас нуть(1), тянуть(1), кашлять(1), сеять(1), любить(2), давить(2), грузить(2), сушит(2), клеить(2), строить(2).

    Какие основы инфинитива у глаголов II спряжения? Можно ли
    - 41

утверждать, что все глаголы с неусекаемыми глаголами инфинитива относятся к I спряжению? Почему?

Выдели в записанных глаголах суффиксы инфинитива. Объедини глаголы с одинаковыми суффиксами в каждом спряжении скобкой. Ка кой суффикс инфинитива встречается только в глаголах I спряжения? Глаголы на -ЕТЬ есть и в I и во II спряжении. Одинаковы ли основы у глаголов с этим суффиксом в каждом из спряжений? Можно ли по этому признаку определить, к какому спряжению относится глагол на -ЕТЬ?

Можно ли утверждать, что ко II спряжению относятся все гла голы на -АТЬ с усекаемыми основами? Почему?

Проверь, какие звуки стоят перед суффиксом -а- в глаголах II спряжения. Встречаются ли шипящие звуки перед -а- в глаголах I спряжения? Сумеешь ли ты теперь определить, к какому спряжению относится глагол на -АТЬ?

Ко II спряжению относятся глаголы только тех групп, которые выде лены в твоем списке. Сколько таких групп? По каким признакам мож но узнать глаголы каждой группы?

Теперь ты сможешь решить, относится ли глагол ко II спряже нию или нет. Нужно ли специально выделять признаки I спряжения, чтобы узнать, относится ли к нему какой-нибудь глагол? Почему? Ты знаешь все признаки глаголов, которые относятся ко II спряжению. В каком порядке удобнее проверить эти признаки?

Какой из трех признаков (суффикс инфинитива, неусекаемая основа, звук перед суффиксом инфинитива) важен для всех групп глаголов, относящихся ко II спряжению?

Нужно ли проверять что-нибудь дополнительно, если нифинитив оканчивается на -ИТЬ? Почему?

    - 42

Что нужно проверить дополнительно, если инфинитив оканчива ется на -ЕТЬ? Нужно ли проверять в этих глаголах что-нибудь еще, кроме особенностей основы?

    Что нужно проверять, если инфинитив оканчивается на -АТЬ?

Признаки глаголов II спряжения и порядок их проверки можно запи сать в виде такой схемы:

     ш1
    1. -ить II спр.
    L-------------------
    ----------¬
    2. ¦ II спр.
    -еть у
    L---------
    ----------------------¬
    ¦ ¦
    3. шип. -ать у II спр.
    ¦ L------- ¦
    L-----------------------------
     ш2

Объясни, что и как показано на этой схеме. Подумай, нужно ли что-нибудь проверять в глаголах на -оть, -ыть, -ять, -уть, -зть, -ти, -чь, чтобы решить, к какому спряжению они относятся.

На последующих уроках происходит небольшое уточнение схемы глаголами гнать, брить и стелить.

Дело в том, что гнать - это единственный глагол II спряже ния, у которого перед -ать не шипящий звук. Поэтому он не попал в схему с самого начала. Но именно она помогла обнаружить этот гла гол-исключение. Не будь ее, вы бы просто его не заметили. Так что ничего в схеме исправлять не нужно. А вот уточнить ее, конечно, следует.

     ш1
    ----------------------¬
    ¦ ¦
    3. шип. -ать у II спр.
    ¦ L------- ¦
    L-----------------------------
    (+гнать)
     ш2
    - 43

После первого уточнения схемы, для закрепления предлагалось следующее задание:

    Прочитай стихотворение:
    Заунывный ветер гон. т На ручей, рябой и пестрый,
    Стаю туч(? ) на краю небес. За листком летит листок.
    Ель надломленная стон. т И струей, сухой и острой,
    Глухо шепч. т темный лес Набега. т холодок.
    (Н. Некрасов. )

Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их окончаниях. Осталь ные орфограммы проверь устно.

На следующем уроке с помощью схемы пробовали обнаружить нео бычность одного из глаголов в такой пословице:

    Мягко стелет, да жестко спать.

- Как ты записал инфинитив глагола стелет? Если стелить, то соответсвует ли орфограмма в личном окончании этого глагола схе ме? Значит, нужно вносить в схему еще одно уточнение? Нужно. Но и не торопитесь это делать.

Найди в своем словаре слово стелить. Рядом с ним ты прочтешь указание, и что личные формы от этого инфинитива не употребляются: они образуются от инфинитива стлать. А к какому спряжению по схе ме относятся личные формы глагола стлать?

Вот теперь можно уточнить схему. Только как это лучше сде лать?

     ш1
    1. -ить II спр. (стелить=стлать)
    L-------------------
     ш2
    Понятно ли такое уточнение?
    А вот еще один глагол, особенности которого позволяет обна
    - 44

ружить схема: папа говорит, что его новая бритва хорошо бреет. Какой инфинитив у глагола бреет? А относится он к I спряже нию. Если ты внимательно присмотришься к этому глаголу, то убе дишься, что ничего странного в этом нет: основа-то у него неусе каемая, только вместо и появляется е. А во II спряжении глаголов с неусекаемой основой не бывает.

В схеме особенности этого глагола можно отметить, например, так:

     ш1
    1. -ить II спр. (стелить=слать)
    L-------------------- (брить - н/у, I)
     ш2
    Оказывается, схема у нас правильная и очень полезная.
    А теперь проверь орфограммы в окончаниях глаголов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.