Дипломная работа: Центральный район. Московская железная дорога
Курсовая работа
по дисциплине: "Экономическая
география транспорта"
Тема:
"Центральный район. Московская железная дорога"
Санкт-Петербург2008
Содержание
Введение
1. Экономико-географическая
характеристика района тяготения Московской железной дороги
1.1 Особенности ЭГП Центрального
района и его административно-территориальный состав
1.2 Характеристика населения
Центрального района
1.3 Экономическая оценка природных
условий и ресурсов Центрального района
1.4 Лесные и водные ресурсы
Центрального района
1.5 Особенности энергетики
Центрального района
1.6 Отрасли специализации
Центрального района
1.7 Сельское хозяйство Центрального
района
1.8 Развитие Центрального
экономического района в перспективе
2. Характеристика транспортной сети
района тяготения Московской железной дороги
2.1 Железнодорожный транспорт
2.1.1 Границы и общая характеристика
Московской железной дороги
2.1.2 Влияние
экономико-географических особенностей Центрального района на формирование и
развитие железнодорожной сети
2.1.3 Особенности направлений и
конфигурации железнодорожных линий
2.1.4 Техническая реконструкция
транспорта
2.1.5 Участки дороги с интенсивным
грузовым движением
2.1.6 Взаимодействие железной дороги
с другими видами транспорта
2.1.7 Важнейшие транспортные узлы
района
2.1.8 Перспективы развития
железнодорожного транспорта
2.2 Речной транспорт
2.2.1 География речных путей
2.2.2 Навигационные условия рек
2.2.3 Создание и реконструкция
гидроузлов
2.2.4 Структура перевозок грузов на
речном транспорте
2.2.5 Основные направления грузовых
потоков
2.2.6 Взаимодействие речного
транспорта с другими видами
2.2.7 Крупнейшие порты и
перевалочные пункты
2.2.8 Перспективы развития речного
транспорта
2.3 Автомобильный транспорт
2.3.1 Основные направления
автомагистралей
2.3.2 Участки главных межрайонных
магистралей РФ
2.3.3 Крупнейшие
железнодорожно-автомобильные узлы
2.3.4 Перспективы развития
автомобильного транспорта
2.4 Трубопроводный транспорт
2.4.1 Значение трубопроводного
транспорта в экономике Центрального района
2.4.2 География газо- и
нефтепроводов и их взаимодействие с другими видами транспорта
2.4.3 Перспективы развития
трубопроводного транспорта
2.5. Воздушный транспорт
2.5.1 География важнейших внутренних
и международных авиалиний
2.5.2 Перспективы развития
воздушного транспорта
3. Расчёт густоты железнодорожной
сети по областям и по району тяготения Московской железной дороги в целом
Литература
железный
дорога воздушный автомобильный
Введение
В
современных условиях, когда чрезвычайно значимыми для развития экономики и
хозяйства отдельных регионов становятся межрегиональные хозяйственные связи, а
эффективность производства обусловливается уровнем специализации и кооперации,
едва ли ни наиболее важным элементом экономического развития становится
адекватное состояние инфраструктуры, которая включает в том числе и
транспортные сети.
Сегодня
нередки случаи, когда поставщики и потребители отстоят на значительные
расстояния от производителя продукции, в связи с чем в организации их
взаимодействия важно использование транспорта, который, будучи своеобразной
кровеносной системой экономики, обеспечивает их. Железнодорожный транспорт
традиционно считается одним из основных, когда речь идёт о перевозке различных
грузов, поскольку интенсивно используется как во внутренних, так и в
международных перевозках из-за своей дешевизны и из-за более коротких по
сравнению с морским сроков доставки.
Тем не
менее, сегодня для России актуально развитие железнодорожного транспорта,
который во многих регионах не обеспечивает необходимой интенсивности
грузоперевозок. Это касается в том числе и такого развитого в этом отношении
региона, как Центральный экономический регион, где многие субъекты
характеризуются недостаточной густотой железных дорог. Цель данной работы –
рассмотреть особенности развития железнодорожного транспорта в Центральном
экономическом районе. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие
задачи: 1) Дать общую экономико-географическую характеристику района;
1)
Провести анализ транспортной системы
района;
2)
Рассчитать густоту железнодорожной сети
района;
3)
Составить карту и картосхему района.
1.
Экономико-географическая характеристика района тяготения Московской железной
дороги
1.1
Особенности ЭГП Центрального района и его административно-территориальный
состав
Центральный
экономический район Российской Федерации является историческим ядром страны.
Расположенный компактно в самом центре Европейской России район оказался в узле
всех транспортных путей, пересекающих его в различных направлениях. Удобство
транспортно-географического положения и длительное историческое развитие
способствовали формированию здесь самого мощного и сложного в России
территориально-хозяйственного комплекса, который стал основной экономической
опорой государства.
В
структуру района входят следующие субъекты Федерации:
ü
Брянская область,
ü
Владимирская область,
ü
Ивановская область,
ü
Калужская область,
ü
Костромская область,
ü
Московская область,
ü
Орловская область,
ü
Рязанская область,
ü
Смоленская область,
ü
Тверская область,
ü
Тульская область,
ü
Ярославская область,
ü
Г.Москва.
Крупнейшим
городом, расположенным в районе, является Москва. Являясь крупнейшим
индустриальным узлом, Москва одновременно выступает важнейшим центром
подготовки высококвалифицированных специалистов, городом науки и техники,
торгово-финансовой деятельности, культуры и искусства. Здесь размещаются
правления многих крупных банков и фирм, представительства иностранных компаний.
Остальные
города, являющиеся центрами субъектов Федерации, не являются крупными.
1.2
Характеристика населения Центрального района
Численность
населения в Центральном районе РФ на сегодняшний день имеет тенденцию к
снижению, что проиллюстрировано следующим графиком.
Рисунок 1.
Численность населения Центрального экономического района РФ
При
этом важно, что 84,8% населения района проживает в городах, что свидетельствует
о высоком уровне урбанизации района и является хорошим качественным
показателем. Этнический состав населения достаточно однороден, так как около
94% населения составляют русские. Плотность населения разнится: является очень
высокой в Москве и невысокой в таких субъектах, как Костромская, Смоленская и
Тверская области.
Таблица 1.
Плотность населения в Центральном экономическом районе РФ
Административно-территориальная
единица |
Территория, кв.км |
Численность населения,
чел. |
В том числе население |
Плотность населения,
тыс.чел. На 1 кв.км |
Городское |
Сельское |
Москва |
1009 |
10470318 |
10470318 |
|
10380,0 |
Брянская область |
34893 |
1308479 |
895719 |
412760 |
37,5 |
Владимирская область |
28990 |
1449475 |
1126621 |
322854 |
50,0 |
Ивановская область |
21421 |
1079605 |
872304 |
207301 |
50,4 |
Калужская область |
29841 |
1005648 |
765759 |
239889 |
33,7 |
Костромская область |
60090 |
697043 |
476738 |
220305 |
11,6 |
Московская область |
45798 |
6672773 |
5367339 |
1305434 |
145,7 |
Орловская область |
24104 |
821934 |
528461 |
293473 |
34,1 |
Рязанская область |
39610 |
1164530 |
817322 |
347208 |
29,4 |
Смоленская область |
49408 |
983227 |
703548 |
279679 |
19,9 |
Тверская область |
84118 |
1379542 |
1021737 |
357805 |
16,4 |
Тульская область |
25677 |
1566295 |
1253521 |
312774 |
61,0 |
Ярославская область |
36427 |
1315005 |
1074700 |
240305 |
36,1 |
ИТОГО по району |
481385 |
29913874 |
25374087 |
4539787 |
62,1 |
1.3
Экономическая оценка природных условий и ресурсов Центрального района
Природно-ресурсный
потенциал Центрального экономического района скромен и несопоставим с
экономической мощью. Климат умеренно континентальный с относительно мягкой
зимой и тёплым летним периодом. Большая часть района принадлежит бассейну Волги
и находится в основном в лесной зоне (хвойно-широколиственные леса), и только
южные окраины (в Тульской и Рязанской областях) заходят в лесостепную зону.
Страницы: 1, 2, 3
|