Спекулятивно-посредническая
деятельность основана на сочетании следующих моментов: покупка товаров и услуг
по монопольно низкой цене с их последующей перепродажей по общественно
нормальной или более высокой цене; приобретение товаров и услуг по общественно
нормальной цене с их последующей перепродажей по монопольно высокой цене; совершение
многообразных действий, в том числе теневого порядка, включая использование коррумпированных
связей, изощренные способы обмана, различного рода уголовные преступления, с
целью создания условий, позволяющих избранным спекулянтам-посредникам, как
приобретать товары по монопольно низким ценам, так и продавать их по монопольно
высоким ценам.
Разрастание
спекулятивно-посреднической сферы со сверхвысоким уровнем доходов на
авансированный капитал, сделало экономически невыгодным не только
инвестирование капитала в реальный сектор экономики (в том числе и
иностранного, масштабы вложений которого в реальную экономику России ничтожны
по ее масштабам), но и само функционирование реального сектора экономики, в
котором: непомерно высок удельный вес убыточных предприятий (на уровне 50 -
40%); доля предприятий, находящихся на уровне банкротства или балансирования на
его грани, на порядок выше (ориентировочно 80 - 85%), поскольку многие
прибыльные предприятия являются банкротами (когда объем их обязательств
превышает величину их прибыли); в условиях инфляции (в последние годы на уровне
10 - 15% в год) недопустимо низок уровень рентабельности отраслей реального
сектора экономики; уровень кредитных ставок за кредит непомерно высок в
сравнении с рентабельностью предприятий в реальном секторе экономики.
Разрастание
спекулятивно-посреднической сферы оказывает негативное воздействие на
российскую экономику по следующим направлениям:
- массированный
отток денежного капитала из реального сектора экономики, что порождает процесс
деиндустриализации страны;
- перманентное
порождение инфляции, приводящее к искажению каркаса ценовых пропорций;
- непомерная
концентрация доходов общества у его спекулятивно-посреднической прослойки,
следствием чего является резкое снижение покупательной способности основной
массы населения, чему соответствует значительное снижение реальной заработной
платы работников;
- значительные
искажения важнейших денежных показателей на макро- и микроуровиях экономики;
- резкое
снижение объемов производства, порождающее сокращение реального объема
товарооборота;
- создание
таких условий, в которых само функционирование реального сектора экономики и
тем более инвестиции в его развитие становятся невыгодными в финансовом
отношении;
- окружение
предприятий сетью посредников, в результате чего образуется два уровня цен - на
продукцию, отпускаемую предприятием (занижен) и на продукцию, приобретаемую
предприятием (завышен), что тормозит нормальное развитие производства.
Как
показывают многочисленные исследования,[10] криминогенная ситуация в
экономике переходного периода определяется:
-
наличием значительного количества скрытой или, так называемой, латентной
экономической преступности, не известной правоохранительным органам;
-
совокупностью отражаемых судебной статистикой различных криминальных угроз
безопасности в сфере экономики, взяточничества, злоупотреблений служебным
положением и др.;
-
появлением вызванных рыночными реформами новых форм экономического поведения,
которые в общественном сознании расцениваются не просто как нежелательные, а
как опасные и нуждающиеся в запрете и преследовании в уголовном порядке, как
представляющие угрозу экономической безопасности страны.
2.3
Организационно-экономические механизмы воспроизводства теневого
предпринимательства в национальной экономике
Породив
экономические и неэкономические факторы распространения в обществе теневых
экономических отношений, радикальные реформаторы, следуя принципам рыночного
либерализма и постулатам монетаризма не сделали ничего для нейтрализации тех
факторов, которые генерировали теневые экономические отношения в советский
период. Более того, их воздействие значительно усилилось. Теневые
распределительные отношения на уровне предприятия осуществляется в следующих
видах.
Первый
вид - установление двухканальной системы зарплаты работникам с целью избежать
значительных социальных отчислений с фонда оплаты труда. В такой системе
работникам устанавливается небольшая номинальная заработная плата, с которой
уплачиваются налоги и на которую осуществляются соответствующие социальные
начисления. При этом другая часть зарплаты, во много раз большая по величине,
выплачивается работнику в порядке теневого денежного вознаграждения, причем,
двумя способами: во-первых, выплата в форме «черного нала» за счет нелегальных
(неучтенных) доходов фирмы, с которых, к тому же, не были уплачены налоги (здесь
наблюдается взаимное перекрещивание процессов обмена и распределения на
микроуровне экономики); во-вторых, выплата теневой зарплаты в качестве процента
по депозиту, носящему фиктивный характер.
Второй
вид теневых распределительных отношений - уклонение от налоговых платежей в
рамках поставок продукции производственно-технического назначения, которая
относится к промежуточной продукции в системе общественного воспроизводства (но
для ряда предприятий она относится к конечной продукции), поскольку в масштабе
национальной экономики она не удовлетворяет конечные потребности ни индивида,
ни общества, ни государства. Следует иметь ввиду, что освобождение от
налогообложения промежуточной продукции производственно-технического назначения
в существенной мере способствует интенсификации производственных связей между
предприятиями, кроме того, растут масштабы производственных поставок,
следствием чего является увеличение объемов производства и возрастание выпуска
конечной продукции для общества, которую можно уже в полной мере облагать налогами.
В
комплекс экономических отношений входит своеобразный теневой налоговый кредит: от
налога освобождается промежуточная продукция; ее стоимость в полном объеме, включающем
и ее прирост, в дальнейшем подвергается налогообложению в составе стоимости
конечной продукции, тем самым возвращается ранее предоставленный фактический
налоговый кредит.
Рассматриваемый
метод освобождения от налогов в форме неформального налогового кредита на
продукцию производственно-технического назначения промежуточного потребления в
рамках определенной совокупности предприятий, связанных в единую сеть взаимными
поставками, приобретает особо важное значение в условиях современной российской
экономики, когда в стране искусственно создан дефицит денег, наиболее остро
проявляющийся в сфере производства; при чрезмерности уровня налогообложения – все
это вместе взятое удушает производство экономически, обусловливая его непомерный
спад. Рассмотренный метод освобождения от налогов способен оживить
производство, на порядок увеличить его объем, включая и конечную продукцию,
доходы от реализации которой можно уже в полной мере подвергать налогообложению.
При этом государство в конечном итоге получит значительно большую сумму
налоговых платежей и, что принципиально важно, - в деньгах, в полной мере
покрытых общественно-полезной продукцией.
Исследование
профессора Шнайдера, проведенное по 17 наиболее развитым странам мира
с 1994−го по 1998 год, свидетельствует, что теневая экономика
на Западе не только значительна по своим масштабам,
но и постоянно растет. Если взять данные за 1998 год,
то страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция
(29,0% официального ВВП). Ненамного отстают от нее Италия (27,8%), Испания
(23,4%) и Бельгия (23,4%). В среднем эшелоне оказываются Ирландия,
Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие
показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%)
и Швейцария (8,0%). На первый взгляд эти цифры относительно невелики.
Но если перевести их из относительных в абсолютные
показатели, то получится, что в США теневая экономика ежегодно
создает товаров и услуг на 700 млрд. долларов, в Италии – на 310 млрд,
а в Великобритании – на 190 млрд. долларов.[11]
Наиболее
быстрый рост масштабов теневого сектора в 80−90−е годы наблюдался
в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии — то есть
там, где экономика становилась все более зарегулированной из-за принятия новых
общеевропейских законов. Например, объем теневой экономики Германии с 1975−го
по 1997 год вырос в пять раз – с 60 до 300 млрд.
долларов. Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8%
в год — значительно быстрее, чем официальный ВВП.[12]
Рис.
4. Размер теневой экономики в развитых странах [13]
Большая
доля теневой экономики объясняется и чрезмерной налоговой
и социальной нагрузкой на предприятия: в Греции, Италии, Бельгии
и Швеции самые высокие налоги в Европе (72−78%).
В то же время развитые страны с наименьшим уровнем
налогового бремени – США и Швейцария (41,4% и 39,7% соответственно) –
имеют относительно небольшой теневой сектор. Предприятия и домохозяйства
уходят в тень как из-за прямых налогов (в частности, подоходного –
например, в Германии разница между средней начисленной и «чистой»
месячной зарплатой составляет 1500 марок), так и косвенных, таких как
НДС. По оценке профессора Шнайдера, именно по этим причинам 55%
предприятий переходят в теневой сектор.
В Европе
налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной
платы, составлявшие в начале 70−х годов 27%, сейчас преодолели
в Европе отметку в 42%. В Германии, например, час работы
строителя, обходится заказчику в 81 марку. Но из этой суммы
лишь 12 марок достается непосредственно работнику, остальное уходит
строительному предприятию и в виде налогов государству. Эта громадная
разница и создает возможность для торга между строителем
и заказчиком. В результате строительство частных домов
и их ремонт - одна из тех сфер, которая практически полностью
«погрузилась» в теневую экономику. Платя наемным строителям наличными,
немецкие домовладельцы сообщают в налоговые органы, что строители приходятся
им родственниками либо знакомыми и помогают в работе совершенно
бесплатно.
Тем
не менее, при всех своих издержках теневая экономика иногда может
оказаться благом. Так, за счет теневой экономики проблема безработицы
в развитых странах оказывается куда менее острой, чем могла бы быть.
Высокий официальный уровень безработицы в той же Германии объясняется
развитостью теневого рынка труда: получив официальный статус безработного, многие
отправляются зарабатывать в теневом секторе.
Занятость
в теневой экономике растет из года в год: если в 1974−1982
годах в нее было вовлечено 8−12% трудоспособного населения Германии,
то в 1997−1998 годах этот показатель вырос до 22%. Сегодня
рекордсменом по занятости в теневом секторе является Италия, где,
по разным оценкам, в нем занято от 30% до 48% экономически
активного населения (правда, в основном речь идет о втором,
дополнительном источнике дохода).[14]
По оценке
профессора Шнайдера, в странах Евросоюза не менее 10 млн.
человек занято исключительно в теневой экономике, а в целом
по ОЭСР — порядка 17 млн.
Однако
метод спроса на наличность мало подходит для оценки роли теневой экономики
в менее развитых странах, где наличные деньги широко используются
в совершенно официальных расчетах (даже при выплате налогов
предприятиями), а с пластиковыми карточками знакомы лишь считанные проценты
населения.
Рис.
5. Частота использования взяток в России[15]
Для
оценки масштабов теневой экономики в этих странах экономисты чаще всего
пользуются «методом физических затрат», сравнивая потребление электроэнергии
и объем выпуска продукции. «Избыточное» потребление электроэнергии
в сравнении с официально декларируемым объемом производства говорит
о присутствии в экономике теневого сектора, который иногда достигает
гигантских масштабов. При использовании этого метода оказывается, что теневая
экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный
масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%),
Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся
стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее
о существовании «параллельной», или «второй» экономики, ненамного уступающей
по масштабу экономике официальной.
Если
в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие
фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный
источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Огромное количество
мигрантов, прибывающих из сельской местности в городские трущобы,
неспособно найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные
средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны
в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной
деятельности оказывается неучтенной официальными властями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|