Процессный подход к
организации деятельности предприятия должен быть закреплен стандартами
предприятия в составе системы управления качеством. Анализ структуры и
содержания действующих стандартов показал, что они могут быть взяты за основу
при создании нормативной базы выполнения проектных работ по сквозной
компьютерной технологии. Это позволит, с одной стороны, обеспечить
преемственность в управлении проектными работами при создании новых моделей
тракторов в процессе перехода от ручной технологии проектирования к
компьютерной, а с другой -даст толчок к развитию самой системы управления
качеством в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000. Главное отличие этого стандарта
заключается в переносе акцента на модель процесса управления качеством, которая
должна быть разработана для условий конкретного предприятия [6].
Существующая
организация проектных работ на предприятии не соответствует информационным
технологиям и не способствует их разработке и внедрению. Поэтому выбор решений
при создании информационных систем на базе CALS-технологии базируется на
следующих требованиях [16, с. 87]:
–
реорганизации на автономные виртуальные подразделения, способные к
самостоятельному функционированию и ответственности за конечный результат в
производстве, на основе сквозных процессов компьютерного проектирования и
производства по видам технологических переделов;
–
наличия распределенной базы данных на основе сетевой инфраструктуры предприятия
и регламента взаимодействия виртуальных подразделений в компьютерной среде;
–
уменьшения количества уровней административного управления и переноса акцента в
деятельности руководителей подразделений с контроля результатов проектирования
на обеспечение функционирования виртуальных бизнес-процессов;
–
организации групповой работы в сети и изменения рабочих графиков работы для
эффективной загрузки техники в соответствии с международным принципом работы
информационных систем: 24*7*52 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 52 недели в
год).
Для
внедрения CALS-технологии на РУП «МТЗ», с учетом достигнутого уровня
информатизации бизнес-процессов требуется разработать (рисунок 2.1.2) первую
очередь единой информационной и организационно-технологической структуры
виртуальных бизнес-процессов в областях конструирования, технологической
подготовки производства, управления, сбыта и эксплуатации как составных частях жизненного
цикла продукции тракторостроения на базе имеющихся и планируемых к поставке
программно-технических, материальных и производственных ресурсов. При этом будут
созданы методические основы и информационно-программные средства, которые
должны обеспечить дальнейшую автоматизацию по следующим направлениям:
- организация
бизнес-процессов при проектировании новых моделей тракторов на этапах эскизного
и рабочего (детального) проектов, виртуальных и натурных испытаний как
агрегатов трактора, для которых уже имеются трехмерные компьютерные модели, так
и тех компонентов, проектирование которых еще предстоит перевести на
компьютерную основу (деталей трансмиссии и объемной штамповки);
- управление
электронными спецификациями тракторов и машин обеспечением их конфигурируемости,
возможности ведения отдельных экземпляров изделий в составе общей документации,
а также создание и ведение специальных типов спецификаций и автоматизированного
формирования машинокомплектов, каталожного представления структуры и состава
тракторов с обеспечением связи с конкретными экземплярами выпущенной продукции;
-
реализация бизнес-процессов в технологической подготовке производства, включая
разработку технологических процессов и оснастки, компьютерное моделирование
процессов обработки на основе трехмерных моделей деталей трактора по видам
технологических переделов, как компьютеризированных ранее (литье деталей из
металлов и пластмасс), так и планируемых к компьютеризации (объемная штамповка,
изготовление зубчатых передач);
-
управление проектами изделий, проведением конструкторских и технологических изменений
в подготовке производства, спецификациями применяемости оснастки и нормативами
по инструменту и оснастке; оценка текущих мощностей производства по тракторам и
машинам, находящимся в подготовке производства;
- интеграция
программных компонентов в единую проектно-технологическую среду для обеспечения
параллельного инжиниринга между этапами проектирования и испытаний, между
конструкторскими и технологическими подразделениями, а также для создания
условий ускоренного выпуска новой продукции, оперативной поставки ее на рынок и
удовлетворения потребностей различных групп пользователей;
-
интеграция программных компонентов проектирования и технологической подготовки
производства с корпоративной информационной системой РУП «МТЗ»;
-
учет хода производства и оперативного управления производством на основе
документов движения полуфабрикатов и изделий;
-
планирование производства новых моделей тракторов и машин с оптимизацией
нормативных заделов в производственных подразделениях, а также материальных
ресурсов на складах;
-
планирование и контроль изготовления в производстве тракторов и машин по
заказам с контрактными спецификациями комплектаций;
-
реализация задач управления качеством в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001,
включая планирование качества, учет и анализ дефектов продукции предприятия,
статистический контроль качества изделий на основе контрольных карт;
-
разработка организационных и нормативных средств поддержки бизнес-процессов в
областях конструирования, технологической подготовки производства, управления,
сбыта и эксплуатации тракторной техники на основе CALS-стандартов и принципов
CALS-технологии.
Рисунок 2.1.2 - Первая
очередь информационной технологии поддержки жизненного цикла трактора
Примечание. Источник [16,
c. 87]
В
области сбыта и эксплуатационного обслуживания необходимо создать новый
корпоративный портал и типовые решения по интеграции сайтов организаций
товаропроводящей сети Приложение Б с порталом РУП «МТЗ», которые будут
способствовать:
-
сохранению и упрочению имиджа безусловного лидера на пространстве СНГ по всем
аспектам производства и технического обслуживания колесных тракторов, а также
удержанию завоеванных рынков и активному освоению новых, выполнению
маркетинговых и рекламных функций;
-
сохранению управляемости товаропроводящей сети в условиях ее значительного
роста и независимо от географической удаленности, проведению единой технической
политики продаж и сервиса, улучшению технической поддержки партнеров, дилеров и
клиентов, упрощению процедур их своевременного информирования об изменениях и
нововведениях, обеспечению технической и другой документацией, продукцией и
запчастями, которое достигается благодаря оперативной обратной связи с
дилерами;
-
установлению прямого оперативного взаимодействия и обмена информацией с
дилерами путем организации персонального доступа на портале и созданию для них
сайтов с предоставлением ежемесячной внутренней отчетности путем заполнения
дилерами информационных форм по результатам продаж и обращений в службу
сервиса;
-
оперативному решению различных вопросов с дилерами, в том числе предварительной
проработке договоров через интернет с подробным формированием комплектации
заказа, что создаст условия для более обоснованного планирования производства;
-
поддержке высокого уровня сервиса благодаря прямому обращению через портал и
своевременному реагированию специалистов РУП «МТЗ» на запросы клиентов, в том
числе по претензии к качеству;
- сбору
информации о предпочтениях клиентов, проведению онлайн-конференций и опросов,
что позволит исследовать рынок на базе оперативной и достоверной информации;
- использованию
нескольких наиболее востребованных языковых интерфейсов для упрощения доступа к
официальной информации партнеров, дилеров и клиентов из разных стран мира.
Применение
принципов CALS-технологии позволяет сократить время проектирования на 40−50
%, количество ошибок при передаче данных на 98 %, сроки планирования на 70 %,
уменьшить стоимость информации на 15−60 %, издержки производства на 20−60
%, повысить значения показателей качества на 50−80 %.
В
условиях переходной экономики оценку эффективности внедрения информационных технологий
можно провести только упрощенно, используя доступные экономические данные. Экономическую
эффективность от внедрения CALS-технологий можно определить следующим образом:
- сокращение времени
разработки новой модели трактора и подготовки его производства на 2,5 года.
- возможность проводить
на компьютере виртуальные испытания, при которых имитируется работа трактора
при реальных нагрузках. Это позволяет сократить выпуск опытных образцов новых
моделей в разы, тем самым уменьшив затраты на их выпуск.
- намного меньшее
количество ошибок при проектировании технологического процесса при освоении нового
изделия и сокращение процента брака освоенного ранее изделия,
- прогнозируемые
показатели - увеличение прибыли предприятия на 4-20%, объема выпуска продукции
на 2-14%, рентабельности на 3-6%, фондоотдачи на 1-5%, производительность труда
на 3-12%, качество продукции на 10-40%.
-
время поставки новых изделий на рынок сократится на 25−30 %;
-
время на разработку изделий по сравнению с ручной технологией уменьшится на 40−60
%;
- прямые
затраты на проектирование сократятся на 10−30 %;
-
затраты на разработку технической документации уменьшатся на 30−40 %;
-
время выполнения каждого бизнес-процесса по сравнению с ручным вариантом сократится
на 50−90 %;
-
затраты на обработку каждого документа уменьшатся на 20−40 %;
-
количество ошибок, вызванных недопониманием между специалистами различных
подразделений, сократится на 70−80 %;
-
время на поиск нужных документов уменьшится на 60−80 %.
Опыт
показывает, что переход к организации производства на основе принципов и
стандартов CALS-технологии является для предприятия трудным, он требует
глубоких знаний информационных методов и технологий, которыми специалисты
предприятия не располагают в должном объеме. Кроме того, необходимо учитывать,
что освоение новых методов работы специалистами подразделений ведется на фоне их
текущей производственной деятельности.
В то
же время при создании базовых компонентов информационной технологии поддержки
процессов жизненного цикла продукции в областях конструирования,
технологической подготовки производства, управления, сбыта и эксплуатации
тракторной техники должны быть учтены традиции, а также знания и практический
опыт, накопленные специалистами РУП «МТЗ». На рисунке 2.1.3 показаны ожидаемые
результаты реализации поставленных задач.
Рисунок
2.1.3 - Направления развития информационных технологий на РУП «МТЗ»
Примечание. Источник [16,
c. 89]
В
современных условиях дирекция предприятия одновременно решает две задачи:
реорганизации предприятия и непосредственного управления производством.
Реинжиниринг и внедрение компьютерной технологии – это фундаментальное
переосмысление и перепроектирование процессов для достижения радикальных
улучшений работы предприятия.
Простое
накладывание информационных систем на существующие процессы проектирования и производства
не дает эффекта. Половина проектов реинжиниринга по этой причине неудачна.
Обязательными условиями для получения положительного результата информатизации
предприятия являются следующие:
-
понимание необходимости информатизации и убежденность в ее целесообразности как
руководителей, так и рядовых сотрудников; эффективная организация и контроль
высшего руководства предприятия за реализацией проекта информатизации, его
готовность пойти на определенные финансовые и организационные риски в
реорганизации производственных бизнес-процессов;
-
наличие четко и ясно сформулированных целей реорганизации и информатизации с
созданием системы мотивации для непосредственных исполнителей. Главная цель
информатизации - рост и расширение производства, а не сокращение расходов на
содержание коллектива предприятия;
-
хорошее управление предприятием в действующем варианте, которое обеспечит
требуемую технологическую дисциплину исполнения в информационной среде, так как
требования к участникам производственных процессов при их информатизации
возрастают многократно;
-
твердая методологическая основа для проводимых мероприятий, четкое
распределение ролей и ответственности, технологическая поддержка выполняемых
работ со стороны фирмы, проводящей информатизацию, привлечение экспертов для
оценки выполняемых проектов;
-
соответствие возможностей выбранных компьютерных систем требованиям и специфике
конкретного производства, оперативное отслеживание изменяющихся условий
деятельности предприятия;
-
тесная координация между стратегией развития предприятия и архитектурой
создаваемой информационной системы, измерение ее эффективности по мере
внедрения, совершенствование организационной структуры предприятия, включение
человеческого фактора в процесс реорганизации предприятия.
Таким
образом, концептуальные отличия внедрения CALS-технологии на РУП «МТЗ» можно сформулировать
следующим образом:
-
эволюционный подход к развитию информационных технологий на базе достижений
предыдущих лет;
-
реинжиниринг процессов путем изменения методов решения проектных и производственных
задач и содержания проектных работ на базе компьютерных комплексов
методических, организационных и программных средств;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|