-
повышение
деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с
государственными структурами возможности пользоваться открытой
научно-технической, социально-экономической, общественно – политической
информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.
Формирование
и развитие единого информационного пространства России предусматривает, в
первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным
ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное
пространство. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое
информационное пространство, должны быть на законном основании доступны органам
управления государственной власти, хозяйствующим субъектами гражданам.
Действующие и
разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных
федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные
и межведомственные территориально-распределенные системы и сети сбора,
обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых
информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого
информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств
информационных технологий с традиционными средствами распространения информации
и организации доступа к ней: печатными и электронными средствами массовой
информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами, почтой,
телеграфом и пр.
Для
координации усилий всех органов государственный власти при решении проблемы
формирования и развития единого информационного пространства России необходимо
разработать комплекс организационных мероприятий, который должен предусматривать
установление порядка определения основных показателей и этапов формирования и
развития единого информационного пространства, очередность разработки
законодательных актов и нормативных документов, в том числе стандартов,
определяющих функции и правила взаимодействия субъектов этого пространства,
стимулирующих физических и юридических лиц на активное формирование и
использование информационных ресурсов. В комплексе мер должны быть
предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и
возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам
информационной грамоты. Это активизирует обращение граждан и общества к
информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны,
упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.
Формирование
информационного пространства России в интересах органов государственной власти
должно быть направлено на объединение и развитие существующих
информационно-аналитических ресурсов, предназначенных для обеспечения их
эффективной управленческой деятельности. Основу информационного пространства
органов государственной власти должны составлять
информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную
поддержку как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности
личности, общества, государства.
В рамках единого
информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и
вести государственный информационный регистр, содержащий сведения об
организациях – держателях государственных, негосударственных и смешанных
информационных ресурсов, а также по видам информационной продукции и услуг. Это
может быть обеспечено путем создания: районной организации (центра) для
накопления сведений о государственных информационных ресурсах и условиях
доступа к ним пользователей, а также для сертификации информационных систем и
сетей, баз и банков данных; региональных и межрегиональных государственных и
коммерческих организаций для справочно-информационного обслуживания юридических
и физических лиц. Особое место в развитии информационных ресурсов и
информационных систем занимают: создание развитой системы информационной
поддержки деятельности органов власти и местного самоуправления; создание
единой системы нормативно-правовых баз данных в составе информационно-правового
пространства России.
Информационные технологии
Министерства юстиции РФ
Если
рассмотреть законотворческую деятельность субъектов Федерации в разрезе
особенностей информационных процессов, возникающих между центром и регионами,
характерной особенностью здесь можно признать ведущую роль Министерства юстиции
РФ не только в обеспечении информатизации регионов, но и контроле развития
законодательства субъектов Федерации. Еженедельно (а иногда ежедневно) из
Министерства юстиции РФ в регионы направляются новейшие нормативные правовые
акты, получаемые из законодательных и иных органов, а также директивные
материалы Министерства.
Из регионов в
порядке обратной связи поступают акты регионального законодательства. Характерно
то, что функцией Министерства юстиции РФ является проведение юридической
экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет
их соответствия Конституции РФ и федеральным законам. Для обеспечения этой
функции создана интегрированная база данных «Правотворчество».
Как указывает
А.В. Морозов, «автоматизированная информационная подсистема
«Правотворчество» представляет собой экспертную систему, включающую правовые
базы данных и базы данных знаний, она позволит более эффективно и качественно
выполнять задачи и функции законопроектной деятельности, возложенные на Минюст
России».
За год в
Министерстве юстиции РФ проводится юридическая экспертиза приблизительно по 5
тыс. актов. В этой связи важно создание эффективной системы учета и контроля
развития законодательства субъектов Российской Федерации, усиление
государственно-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее
исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.
Помимо
функций контроля и согласования развития нормативного правового массива
Российской Федерации (включая информационно-правовые аспекты) Министерство
юстиции РФ ведет учет нормативных правовых актов Российской Федерации, а также,
в силу возложенных на него функций, обладает чрезвычайно развитой системой
правовой информации и активно участвует в процессах информатизации правовой
системы России.
Основным
информационным ресурсом системы правовой информации Министерства юстиции РФ
являются базы данных правовых актов. Ресурс включает в себя несколько массивов
информации: компьютерные базы данных «Фонд», «Эталон», фонд правовых актов на
бумажных носителях. Как указывает А.В. Морозов, «Отличительной чертой баз
данных правовой информации «Фонд» и «Эталон» является качественная обработка
правовых актов, возможность внесения изменений в правовые акты в соответствии с
текущей правотворческой деятельностью, оперативное предоставление пользователям
по телекоммуникационным каналам как актуальной редакции текста правового акта,
так и нужной пользователю версии на любую дату». Все эти особенности имеют
весьма существенное значение для повышения оперативности и качества
информационно-правового обеспечения законодательной деятельности как на
федеральном, так и на региональном уровнях. Одной из важных особенностей,
обеспечиваемых базой данных «Эталон», является то, что наряду с обычным набором
услуг «Эталон» предоставляет статистические данные о работе судов, информацию о
деятельности Министерства юстиции РФ, сведения о зарегистрированных в данном
Министерстве общественных и религиозных объединениях и др. Вообще, в системе
правовой информации Министерства юстиции РФ особое место принадлежит
информационным ресурсам судебной практики и правовой статистики, данные,
которых во многом отражают результативность функционирования всей
правоохранительной системы и позволяют законодателю работать с оперативной
информацией и вести информационно-аналитические исследования состояния
правопорядка с тем, чтобы обеспечить адекватное правовое регулирование либо
оценить эффективность существующего правового регулирования в данной области.
Проведение
правовых, экономических и политических реформ в Российской Федерации обусловило
потребность пользователей правовой информации в законодательстве зарубежных
стран. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1313 «Вопросы
Министерства юстиции Российской Федерации» функции по предоставлению правовой
информации и осуществлению международного информационно-правового обмена
возложены на Министерство юстиции РФ.
В целях
удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти
(равно и других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был
проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству,
в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть
(Global Legal Information Network – GLIN), функционирующая на базе Библиотеки
Конгресса США.
Архивы GLIN
включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира
в электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время
ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в
машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет.
Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект
GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации.
Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые
имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для
хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания
рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве
юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным
узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в
настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий.
Еще одним
важным направлением деятельности Министерства юстиции РФ в области
информационно-правового обеспечения субъектов правовой системы являются налаживание
международного информационного обмена и участие информационного ресурса
Министерства юстиции РФ в международных системах правовой информации. Одной из
таких систем является информационно-правовое пространство Содружества
Независимых Государств, которое строится на основании Концепции, утвержденной
решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 г. На основании
Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой
информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию
национальных банков данных законодательства государств-участников СНГ.
Деятельность
Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает
международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные
системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в
различные международные информационные системы, как этого требуют явно
прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач
планирования государственной социально-экономической политики.
Информационные
технологии Прокуратуры РФ
В рамках
Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и
правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного
структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной
системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации
(АСИО-Прокуратура).
Целью данной
программы является создание на всей территории Российской Федерации единой
автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно и
оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех
уровней при осуществлении ими своих функций.
Единая
информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей
территории России и образующих трехуровневую систему: 1 уровень – Генеральная
прокуратура РФ; 2 уровень – прокуратуры республик в составе Российской
Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,
автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры;
специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей; 3 уровень
– прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к
прокуратурам районов.
В рамках
создания АСИО-Прокуратура Программой предусматривается решение следующих
основных задач:
-
организация
автоматизированных рабочих мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов
прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и
программно-технических средств для решения определенной логически полной группы
задач по каждому направлению деятельности (надзору за исполнением законов,
защите прав и свобод граждан, расследованию преступлений и др.);
-
объединение
локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном,
городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный банк
данных и формирование программно-технических средств, обеспечивающих
возможность коллективного использования данных, содержащихся в интегрированном
банке;
-
объединение
вычислительных и информационных ресурсов органов прокуратуры в единую
информационно-вычислительную сеть с адаптацией к существующей в стране
информационной инфраструктуре;
-
обеспечение
информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами
и базами данных, созданными в органах государственной власти и управления,
министерствах и ведомствах правовой сферы, других министерствах и ведомствах.
В настоящее
время в Генеральной прокуратуре РФ функционируют: отдел писем (12 рабочих
станций) для решения задачи «Жалоба»; управление кадров (5 рабочих станций); отдел
статистики (5 рабочих станций); отдел по законодательству Российской Федерации
(объединяет 35 рабочих станций) для информационного обслуживания сотрудников
Генеральной прокуратуры РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|