На
региональном уровне действуют:
-
АСИО «Надзор
за следствием и дознанием», включающая подсистемы обработки информации по
уголовным делам с продленными сроками следствия и содержания обвиняемых под
стражей, по делам о преступлениях, совершенных организованными группами;
-
АСИО
о кадровом составе органов прокуратуры, где существует персональный учет
кадров, контроль за проведением аттестации сотрудников прокуратуры и
реализацией результатов ее проведения;
-
АСИО
по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;
-
АСИО
по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;
-
автоматизированная
система обработки статистически информации о работе прокурора, отчета о
следственной работе, о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях;
-
автоматизированные
системы информационного обеспечения расследования преступлений;
-
автоматизированная
система учета нераскрытых убийств.
Компьютерная
база органов прокуратуры сосредоточена в основном на центральном и областном
уровнях. В последнее время персональные ЭВМ стали устанавливаться также в
районных и городских прокуратурах.
Информационные
технологии в таможенных органах
Разработка, создание и использование
информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на
электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения
осуществляются таможенными органами в соответствии федеральным
законодательством. Внедрение информационных систем и информационных технологий
с использованием средств вычислительной техники и связи осуществляется в
соответствии со стандартами, действующими в Российской Федерации, и
международными стандартами.
Информационные системы, информационные
технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые
таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной
собственности. Использование таможенными органами не находящихся в федеральной
собственности информационных систем, информационных технологий и средств их
обеспечения осуществляется на договорной основе.
Информационные ресурсы таможенных
органов составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении
таможенных операций. Порядок формирования и использования информационных
ресурсов таможенных органов, требования к документированию информации
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в
области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает требования, которым
должны отвечать информационные системы, информационные технологии и средства их
обеспечения, используемые: 1) лицами при применении специальных упрощенных
процедур; 2) владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных
складов, таможенными брокерами, иными лицами по их желанию для представления
документов и сведений.
Контроль за соблюдением требований к
защите информации и эксплуатации средств защиты информации осуществляют
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного
дела, и иные государственные органы в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2.2 Применение информационных технологий ОВД
Федеральный закон от 12 августа 1995
года №144 – ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в ст. 10
«Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной
деятельности» гласит, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, для решения задач, возложенных на них, могут создавать и
использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.
Дела оперативного учета заводятся в
целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов
оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе
соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, при наличии следующих оснований:
-
Наличие возбужденного уголовного дела.
-
Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого,
совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его
подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях
(бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или
экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об
обнаружении неопознанных трупов.
-
Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа
дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их
производстве.
-
Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
по основаниям, указанным в настоящей статье.
-
Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых
лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
-
Запросы международных правоохранительных организаций и
правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.
Факт заведения дела оперативного учета
не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также
законных интересов человека и гражданина. Дело оперативного учета прекращается
в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, а также
установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности
решения этих задач. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения
определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность.
Информация,
используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии
преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих
органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у
оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников
экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других
подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других
носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и
оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:
-
о правонарушителях
и преступниках;
-
о
владельцах автомототранспортных средств;
-
о
владельцах огнестрельного оружия;
-
о
событиях и фактах криминального xapaктера, правонарушениях;
-
о
похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;
-
а
также другая информация, подлежащая хранению.
Службы и
подразделения органов внутренних дел характеризуются данными: о силах и
средствах, которыми располагает орган; о результатах их деятельности.
Перечисленные
выше сведения используются при организации работы подразделений и принятии
практических мер по борьбе с преступностью и правонарушениями.
В
информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают
учеты, которые используются для регистрации первичной информации о
преступлениях и лицах, их совершивших.
Учет – это
система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о
самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.
Учет
подведомственных МВД России преступлений охватывает 95% криминальных проявлений
и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах.
В целом по
России в последние годы с помощью информации, содержащейся в учетах,
раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, или почти каждое четвертое
от общего числа по линии уголовного розыска.
В СССР в 1961 г.
была введена Инструкция по учетам в органах внутренних дел. При МВД СССР в 1971 г.
был создан Главный научный информационный центр управления информацией
(ГНИЦУИ), впоследствии переименованный в Главный информационный центр (ГИЦ), а
в МВД, УВД были созданы информационные центры (ИЦ).
Главный
информационный центр – самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной
информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и
учреждений внутренних дел различной информацией – статистической, розыскной,
оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической,
научно-технической, архивной. Это уникальные, многопрофильные централизованные
массивы информации, в целом насчитывающие около 50 млн. учетных документов.
В пофамильной
оперативно-справочной картотеке на судимых лиц сосредоточено свыше 25 млн.
учетных документов, а в дактилоскопической картотеке – 17 млн. ГИЦ располагает
уникальной базой данных на машинных носителях, содержащей статистические отчеты
МВД, ГУВД, УВД, УВТД по 50 формам за период с 1981 по 1992 гг. и в
ретроспективе до 1974 г.
Информационные
центры МВД, УВД являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения
органов внутренних дел Российской Федерации. На них ложится основная нагрузка в
обеспечении информационной поддержки органов внутренних дел в раскрытии и
расследовании преступлений, розыске преступников.
Информационные
центры являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВТД в области
информатизации: обеспечении статистической, оперативно-справочной,
оперативно-розыскной, криминалистической, архивной и иной информацией, а также
компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных сетей и
интегрированных банков данных. Информационные центры выполняют возложенные на
них обязанности в тесном взаимодействии с подразделениями аппаратов МВД, УВД,
УВТД и горрайлинорганами, а также ГИЦ МВД России.
С помощью
учетов получается информация, которая помогает в раскрытии, расследовании и
предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности
неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Они формируются в
горрайлинорганах, ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному)
принципу и образуют федеральные учеты ГИЦ МВД России. Кроме того, учеты имеются
в паспортных аппаратах.
Наряду с
учетами в органах внутренних дел ведутся экспертно-криминалистические
централизованные коллекции и картотеки, которые создаются и хранятся в
экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ) МВД России (федеральные) и
экспертно-криминалистических управлениях (ЭКУ) МВД, ГУВД, УВД (региональные).
Коллекции и Картотеки ЭКУ и ЭКЦ ориентированы прежде всего на обеспечение
раскрытия и расследования преступлений.
Накапливаемая
в учетах, коллекциях и картотеках оперативно-справочная, розыскная и
криминалистическая информация именуется криминальной.
Учеты
классифицируются по функциональному и объектовому признакам.
Функционально
учеты разделяются на три группы: оперативно-справочные; розыскные;
криминалистические.
По
объектовому признаку учеты разделяют на три группы: лиц; преступлений
(правонарушений); предметов.
Основная
оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайлинорганах.
Часть ее оседает на месте, а другая – направляется в ИЦ и ГИЦ для формирования
единого банка данных.
Информационная
база системы МВД построена на принципе централизации учетов. Ее составляют
оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты и картотеки,
сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ, и локальные учеты
горрайлинорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в 250–300 млн.
учетных документов.
Централизованные
оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты располагают
следующими сведениями о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства:
-
судимость,
место и время отбывания наказания, дата и основание освобождения;
-
перемещение
осужденных;
-
смерть
в местах лишения свободы, изменение приговора, амнистия, номер уголовного дела;
-
место
жительства и место работы до осуждения;
-
задержание
за бродяжничество;
-
группа
крови и дактилоформула осужденных.
Дактилоскопический
учет позволяет устанавливать личность преступников, арестованных, задержанных,
а также неизвестных больных и неопознанных трупов. Дактилоскопические картотеки
насчитывают 18 млн. дактилокарт. В них поступает свыше 600 тыс. запросов, по
которым выдается около 100 тыс. рекомендаций. Информация картотек
способствовала раскрытию преступлений или установлению лица в 10 тыс. случаев.
В настоящее время это преимущественно ручные картотеки.
Порядок
формирования и ведения централизованных оперативно-справочных, розыскных,
криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек
органов внутренних дел Российской Федерации регламентируется Приказом МВД России
от 31 августа 1993 г. №400.
Учеты органов
внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на
три вида: ручные, механизированные, автоматизированные.
Автоматизированные
учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС).
Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляются в
региональных банках криминальной информации (РБКИ).
Приведем
основные АИПС и кратко охарактеризуем их назначение и возможности.
1.
АИПС «КАРТОТЕКА»
– автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, служит для
получения сведений о гражданах Российской Федерации, иностранцах и лицах без
гражданства; о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании
освобождения, о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора,
амнистии; о месте жительства и месте работы до осуждения; о розыске лиц,
задержанных за бродяжничество; перемещении осужденных; группе крови,
дактилоскопической формуле.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|