на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Коллективные соглашения в регулировании трудовых отношений в условиях военных организаций

В-третьих, в коллективный договор могут быть включены положения, определяющие деятельность на предприятии общественных организаций - профсоюзных организаций, коллектива работников и его органов, иных органов общественной самодеятельности, создаваемых по месту работы (например, рабочих комитетов, забастовочных комитетов и т.п.). Тем более что отдельные положения Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ прямо адресуют к коллективным договорам.

В-четвертых, в целях предупреждения трудовых конфликтов (как индивидуальных, так и коллективных) локальный уровень правового регулирования необходим отдельным положениям законодательства о трудовых спорах. Многогранность проявления сложившихся в организациях трудовых отношений, иных непосредственно связанных с ними отношений и нередко обнаруживающееся несовершенство действующего законодательства о труде позволяет утверждать о наличии других, помимо названных, причин необходимости заключения в организациях, в том числе и военных организациях, коллективных договоров и о недопустимости недооценки их значения.

Соглашения, как и коллективные договоры, не относятся к обязательным нормативным актам, они заключаются в инициативном порядке, что не освобождает работодателя и работника от соблюдения достигнутых сторонами отраслевых соглашений договоренностей. Прежде чем переходить к содержанию соглашений, напомним, что таковыми признаются правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения и устанавливающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений (ст. 45 ТК РФ).

Сторонами практически любого заключаемого соглашения выступают представители работников и работодателей на различном уровне социального партнерства. Если соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджетов, оно заключается при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. На данную норму следует обратить внимание организациям, финансируемым (полностью или частично) из бюджетов, так как предоставляемые по соглашению льготы или компенсации требуют финансирования, которое уполномочены контролировать распорядители бюджетных средств. Из сказанного становится ясно, почему участие органов власти в заключении соглашения, имеющего отношение к бюджетному финансированию, является обязательным.

Заметим, рассматриваемое условие имеет отношение к бюджетному финансированию, на другие виды целевого финансирования некоммерческой организации (например, имущественные взносы) не распространяется требование об обязательном участии органов власти в заключении отраслевого соглашения. Раз так, то АНКО могут без опаски выполнять нормы соответствующего отраслевого соглашения за счет своего, внебюджетного финансирования. Этого нельзя сказать об АУ, которые, как правило, полностью или частично финансируются из бюджета. Для них обязательными являются те соглашения, в заключении которых принимал участие соответствующий орган власти или орган местного самоуправления. Можно принять во внимание нормы обычного соглашения, в составлении которого указанные органы участия не принимали, но тогда финансирование льгот и компенсаций такого соглашения может осуществляться только за счет средств, получаемых АУ от предпринимательской деятельности.

В отраслевое соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства и иным вопросам, определенным сторонами. Как правило, все соглашения, заключенные на федеральном уровне, проходят уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, в которой текст документов проверяется на наличие условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Если такие условия не выявлены, то все нормы соглашения являются действующими со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ст. 48 ТК РФ). Вопрос только в том, на кого распространяется действие соглашения. Ответ на него заслуживает особого внимания.

Во-первых, на работодателей и работников, являющихся членами объединений, заключивших такое соглашение. Во-вторых, на тех участников трудовых отношений, которые уполномочили на представительство в заключении соглашения вышеупомянутых лиц. В-третьих, к соглашению имеют отношение органы власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств. Для организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов, соглашение действует в случае, когда оно заключено от имени указанных органов власти (органов местного самоуправления).

Работники всех иных организаций и учреждений также вправе рассчитывать на применение к ним норм отраслевого соглашения, если их работодатель присоединился к рассматриваемому документу. Это можно сделать в любое время, так как большинство действующих документов открыто для присоединения сторон трудовых отношений, заявивших о подобном желании. Не секрет, что не все организации и учреждения следят за принимаемыми отраслевыми соглашениями и изъявляют желание к нему присоединиться. В таком случае Трудовой кодекс предоставляет право проявить инициативу тем, кто заключил соглашение. Они направляют предложение о присоединении всех работодателей отрасли к соглашению в Минздравсоцразвития, а ведомство официально публикует предложение о присоединении к соглашению*(8). Тогда у работодателей, не участвующих в заключении соглашении, два пути: либо направить в министерство мотивированный письменный отказ либо не предпринимать никаких шагов, после чего (по истечении установленного ст. 48 ТК РФ срока) на таких работодателей действие соглашения распространяется автоматически.

Таким способом Министерство здравоохранения и социального развития распространило на всех работодателей соответствующей отрасли, которые не представили мотивированный отказ, действие Соглашения по физической культуре и спорту (Письмо от 16.04.2008 № 158-ТГ), Соглашение по культуре и кинематографии (Письмо от 27.02.2008 № 81-ТГ). К двум другим упоминаемым в статье соглашениям, которые могут быть интересны АУ и АНКО (Соглашение по образованию и Соглашение по печати, телерадиовещанию и средствам массовых коммуникаций), указанные меры принуждения по присоединению работодателей к соглашению не применялись. Однако перечень организаций, на которые распространяются нормы последних двух соглашений, достаточно объемный, ведь в него входят все организации, подведомственные соответствующим отраслевым ведомствам. Это дает основания предполагать, что АУ или АНКО с большой долей вероятности может попасть в список тех, кто обязан применять нормы действующего отраслевого соглашения. Рассмотрим, какие требования выдвигаются в соглашениях АУ и АНКО образования, культуры и кинематографии, печати и телерадиовещания, физкультуры и спорта.

Таким образом, правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений (ст. 45 ТК РФ). Сторонами заключаемого соглашения выступают представители работников и работодателей на различном уровне социального партнерства. Рассматриваемое в статье Соглашение заключено на федеральном уровне, а его сторонами являются работники в лице их представителя - Общероссийского профсоюза работников связи и работодатели в лице их представителей - Федеральной службы по надзору в сфере связи, Федерального агентства связи и Федерального агентства по информационным технологиям.

 

2.3 Правовое регулирование заключения коллективного договора

Согласно ст. 47 ТК РФ проект соглашения разрабатывается в ходе ведения коллективных переговоров в соответствии со ст.ст. 36, 37 ТК РФ. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией.

Для подготовки генерального соглашения и ведения коллективных переговоров на федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Правовая основа формирования и деятельности этой комиссии в настоящее время определена Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ. В состав этой комиссии входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации. Порядок обеспечения деятельности указанной Российской трехсторонней комиссии утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. № 1229. Комиссии других уровней для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений и их заключения создаются на основании положений гл. 5 ТК РФ .

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Ведение этих коллективных переговоров производится в общем порядке с учетом следующих особенностей (ст. 37 ТК РФ). Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых им членов профсоюзов.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).[48]

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Содержание и структура соглашения также определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (ст. 46 ТК РФ).[49]

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

- оплата труда;

- условия и охрана труда;

- режимы труда и отдыха;

- развитие социального партнерства;

- иные вопросы, определенные сторонами.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в нем (ст. 48 ТК РФ).

Срок действия соглашения определяется сторонами, но в любом случае не может превышать трех лет. Причем стороны вправе продлить срок его действия на срок не более трех лет. В период этого срока все изменения и дополнения производятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном ТК РФ для заключения соглашения.

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, для них действуют наиболее благоприятные условия соглашений.[50]

Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, заключившего соглашение, уполномочивший указанное объединение от его имени участвовать в коллективных переговорах либо присоединившийся к соглашению после его заключения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, стороны заключенного соглашения имеют право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Порядок опубликования соглашений, заключенных на федеральном уровне и предложений о присоединении к нему определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2007 г. № 260 утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложений о присоединении к соглашению.[51] Согласно этому Порядку Федеральная служба по труду и занятости в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журнал «Труд и Страхование» и в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для размещения на официальном сайте этого министерства (www.mzsrrf.ru). После опубликования соглашения в вышеуказанном журнале стороны соглашения вправе предложить министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.