Таким образом, и на
уроках информатики, и в кружках, в частности, занятиях по Adobe Photoshop нужно
употреблять как можно больше наглядных пособий, широко использовать
информационные технологии – применять компьютеры, презентации, программы и т.д.
Для успешного запоминания новых понятий для учащихся с нарушениями слуха
рекомендуется многократное повторение по образцам, причем важно, что повторение
было рассредоточенным, когда один и тот же материал вспоминается детьми время
от времени, в разной связи, в различных ситуациях, целесообразно иметь тетрадь
для словарной работы. Тем более, важно понимать и обозначать новые понятия.
Сначала нужно вводить новое понятие на проекторе, потом для полного осмысления
преподаватель говорит своими словами. Поскольку глухой учащийся воспринимает
устное слово зрительно, вопросы и новые понятия лучше формулировать в печатном
виде или отобразить их на презентации, а при устном формулировании вопроса и
нового понятия необходимо дактилировать каждую букву, особенно когда
проговариваем окончания слов.
Общий вывод к первой
главе
В ходе исследования
дипломной работы мы провели анализ того, что во многих учебниках по информатике
и ИКТ в разделе технологии создании и обработки графической информации не
рассматривается тема Adobe
Photoshop. Имеется один учебник
по информатике и ИКТ, который может дать учащимся практические упражнения,
которые позволяют не только освоить интерфейс Adobe
Photoshop, его основные
инструменты и приемы, но и выполнить работу со слоями, над коллажом, и сделать
фотомонтаж. Это учебник Л.Ф. Соловьевой «Информатика и ИКТ. Практикум для 9
класса». [16]. Рекомендуется изучать учебное пособие, которое специализируется
на изучении Adobe
Photoshop, например, учебное
пособие Залоговой «Компьютерная графика. Элективный курс» [3], [4]. Анализ
примерной программы на базовом уровне и таблицы распределения часов показал,
что на изучение курса «Adobe
Photoshop» на базовом уровне
можно выделить не более 4 часов (2 час – теория, 2 часа – практика), а на
профильном уровне - не более 21 практических часов.
В ходе исследования теоретического
материала подтверждается, что у старших школьников с нарушениями слуха очень
развито зрительное восприятие, компенсирующее слабым слухом или полным отсутствием
слуха, и что познавательная активность глухих высока, когда обучение проводится
зрительно, то есть они видят то, что им показывают. Эффективность применения
знаний слабослышащими учащимися обусловлена особенностями их психического
развития и зависит, в первую очередь, от уровня развития полноценной словесной
речи и словесно-логического мышления.
В результате мы пришли к выводу, что
нужно уделять больше внимания роли наглядных средств в обучении ребенка с
нарушением слуха, а также что полное изучение курса Adobe Photoshop невозможно на уроках по информатике,
поэтому необходима организация занятий по курсу Adobe Photoshop на элективных курсах, факультативе и
в кружке. Такая организация позволяет решить эту проблему и выделить
необходимое количество часов, отводимое на изучение курса Adobe Photoshop для
полного овладения навыками работы с данным редактором, для этого посвящена
вторая глава.
ГЛАВА 2. Методы обучения курсу Adobe Photoshop
школьников с нарушениями слуха
2.1 Проблемы
обучения курсу Adobe Photoshop старшеклассников с нарушениями слуха
В данном параграфе
рассмотрим проблемы обучения данному курсу старшеклассников с нарушениями слуха
в ходе педагогической практики в центре образования №1406.
Графический редактор Adobe
Photoshop очень богат
функциональностью и возможностями, благодаря этим растет его популярность по
всему миру. Несмотря на то, что разработчики стремятся сделать Adobe
Photoshop как можно проще в
освоении и работе, все же у начинающих работать с Adobe
Photoshop возникают большие трудности в освоении этого редактора.
На нашей педагогической
практике нам довелось вести уроки по информатике – преподавать учащимся 11-х
классов курс Adobe Photoshop.
Причины, от которых
возникают трудности у старшеклассников в ходе нашей педагогической практики:
·
Интерфейс
Adobe Photoshop. По сравнению с примитивным графическим редактором Paint, Adobe
Photoshop очень сложен для освоения в столь короткое учебное время.
·
Жестко
ограниченное время. Причем учащиеся стараются выполнять задания в редакторе Adobe
Photoshop для того, чтобы, в
основном, получать хорошие оценки. Это носит развивающий, но не творческий
характер. Опираясь на собственный опыт, лучше осваивать Adobe
Photoshop в спокойной обстановке
и при неограниченном времени. Потому что у учащихся разный темп обучения.
·
Частично
отсутствует самостоятельная деятельность. То есть некоторые не могут выполнять
самостоятельно, без руководства и подсказки со стороны преподавателя. Поэтому
одному преподавателю тяжело работать с классом.
·
Грамотность
учащихся, осмысленность учебного материала. То есть учащимся не всегда все
понятно, что написано в раздаточном материале.
·
Качество
разработки упражнения по Adobe
Photoshop. Если упражнение
составлено плохо, то есть в задании присутствует много текста и мало
графической информации, то на положительный результат освоения задания вряд ли
можно рассчитывать.
Проведенные нами
занятия по курсу Adobe
Photoshop в кружках показали ряд
преимуществ занятий в кружках над занятиями на уроках.
К преимуществам
проведения занятий в кружках можно отнести:
·
Спокойную
обстановку и неограниченное время при изучении курса Adobe
Photoshop;
·
Полное
формирование умений и навыков работы с графическим редактором;
·
Высокую
степень самостоятельности учащихся при овладении графическим редактором;
·
Развитие
творческого потенциала учащихся;
·
Обеспечение
консультации учащихся с преподавателем.
Кроме вышеперечисленных
преимуществ проведения занятий в кружках, мы обнаружили трудности у самого
преподавателя при преподавании курса Adobe
Photoshop:
·
Фактически
индивидуальная работа с учащимися, несмотря на их малое количество, то есть
необходимо объяснять одному ученику, показывать необходимые инструменты другому
ученику, рассказывать о приемах работы третьему ученику и т.д.;
·
Подбор
учебного материала на уровне старших школьников с нарушениями слуха и их
индивидуальными особенностями. Например, для грамотного начитанного учащегося
достаточен текст с наименьшим количеством скриншотов, а для малограмотного
учащегося необходим упрошенный текст с пошаговыми инструкциями, скриншотами
после каждого пункта и словарь понятий.
К трудностям старших
школьников с нарушениями слуха при обучении Adobe
Photoshop можно отнести:
·
Медленное
овладение сложным интерфейсом Adobe
Photoshop и инструментами;
·
Частичное
понимание содержания раздаточного материала в силу ограниченного словарного
запаса;
·
Непонимание
понятий, используемых при работе с графическим редактором Adobe
Photoshop, например, маска слоя,
режим наложения слоев;
·
Неправильное
применение операций с работой над рисунками;
·
Неиспользование
специализированных учебных пособий.
Такие трудности у
школьников можно преодолеть, п. 2.3 подробно описывает рекомендуемые формы,
методы и средства обучения, которые позволяют учащимся эффективно осваивать
данный курс. Прежде чем изучать курс Adobe
Photoshop, нужно знать цели и
задачи обучения данному курсу и краткое содержание теоретических и практических
занятий. Перейдем к следующему пункту.
2.2
Цели и задачи обучения курсу Adobe Photoshop
Элективный курс «Adobe
Photoshop» имеет целью
формирование теоретических знаний и практических умений учащихся в области
компьютерной графики, а также расширение
их кругозора в сфере искусства.
Его реализация призвана
обеспечить понимание композиции и цветоведения; формирование целостного
представления о приемах и методах обработки изображений на основе усвоения
принципов работы растрового графического редактора. Организованная на должном
уровне работа учащихся будет способствовать выявлению и развитию их творческих
способностей, воспитанию у них художественной культуры и эстетического вкуса.
Полученные
знания и навыки позволят учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать более
сложные приемы работы с графикой и могут быть востребованы в различных сферах
художественного творчества: от архитектуры, промышленного и Web-дизайна до
полиграфии и рекламы.
Элективный курс
рассчитан на учащихся, стремящихся овладеть возможностями компьютера для
обработки изображений. Данный курс будет полезен всем, кто занимается
художественным творчеством и желает использовать компьютер как инструмент своей
деятельности.
Объем курса 72 часа. По
усмотрению преподавателя сроки изучения элективного курса могут быть
передвинуты.
Основные цели курса:
формирование теоретических знаний и практических умений в области компьютерной
графики, а также расширение
кругозора
учащихся в сфере искусства.
1.
Дать
учащимся глубокое понимание принципов построения и хранения изображений.
2.
Изучить
форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с
различными графическими программами.
3.
Рассмотреть
применение основ компьютерной графики в различных графических программах.
4.
Научить
учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя
инструменты графического редактора.
При
реализации поставленных целей решаются следующие задачи:
·
образовательные:
формирование навыков работы с растровой графикой;
·
развивающие:
развитие основ художественного творчества;
·
воспитательные:
воспитание художественной культуры и эстетического вкуса.
В процессе изучения
курса учащиеся знакомятся с теоретическими основами растровой графики,
форматами графических файлов, цветовыми моделями. Практическая направленность
занятий позволяет овладеть основными приемами создания графических композиций,
коррекции и ретуширования изображений, применения эффектов.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть
основами компьютерной графики, а именно, должны знать:
·
особенности,
достоинства и недостатки растровой графики;
·
методы
описания цвета в компьютерной графике – цветовые модели;
·
способы
получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;
·
способы
хранения изображений в файлах растрового формата;
·
методы
сжатия графических данных;
·
проблемы
преобразования форматов графических файлов;
·
назначение
и функции различных графических программ.
В результате освоения практической
части курса учащиеся должны уметь:
редактировать
изображения в программе Adobe
Photoshop, а именно,
·
выделять
фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная
палочка и др.);
·
перемещать,
дублировать, вращать выделенные области;
·
редактировать
фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
·
монтировать
фотографии (создавать многослойные документы);
·
расспрашивать
черно-белые эскизы и фотографии;
·
применять
к тексту различные эффекты;
·
выполнять
тоновую коррекцию фотографий;
·
выполнять
цветовую коррекцию фотографий;
·
ретушировать
фотографии;
·
выполнять
обмен файлами между графическими программами.
Содержание курса Adobe
Photoshop
Теоретические занятия.
Тема 1. Введение в
компьютерную графику.
Тема 2. Форматы
графических файлов. Разрешение.
Тема 3. Оборудование
для работы с изображением.
Тема 4. Цветовые
модели.
Тема 5.
Инструментальные средства растровых редакторов.
Практические занятия.
Практическая работа №1.
Интерфейс Adobe
Photoshop.
Практическая работа №2.
Инструменты выделения. Работа с выделенными областями.
Практическая работа №3.
Использование альфа-каналов. Работа в режиме быстрой маски. Использование маски
слоя.
Практическая работа №4.
Основы работы со слоями.
Практическая работа №5.
Работа с текстом.
Практическая работа №6.
Рисование и раскрашивание.
Практическая работа №7.
Тоновая коррекция изображения.
Практическая работа №8.
Цветовая коррекция изображения.
Практическая работа №9.
Работа с контурами.
Практическая работа
№10. Ретушь.
Практическая работа
№11. Монтаж и коллаж.
Практическая работа
№12. Использование фильтров.
2.3
Формы, методы и средства проведения занятий по Adobe Photoshop
В данном параграфе представлены рекомендуемые формы,
методы и средства обучения курса Adobe Photoshop.
Формы обучения
По определению Ю. К.
Бабанского, «формы организации обучения представляют собой внешнее выражение
согласованной деятельности преподавателя и учащихся, осуществляемой в
установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность,
регламентируют совместную деятельность преподавателя и учащихся, определяют
соотношение индивидуального и коллективного обучения, степень активности
учеников в познавательной деятельности и руководства ею со стороны
преподавателя» [1].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|