Для второй ситуации
принципиальное значение имеет факт не установления виновного лица. В
соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ на орган дознания возлагается обязанность
принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего
преступление, уведомляя следователя об их результатах. Это правило позволяет
рассматривать наличие возбужденного уголовного дела в качестве юридического
основания проведения ОРМ по любым нераскрытым уголовным делам. В таких случаях
даже отсутствие поручения следователя по находящемуся в его производстве
уголовному делу не должно ограничивать инициативу и активность оперативных
работников. Фактическим основанием для проведения ОРМ в этой ситуации будут
выступать сведения о невозможности или крайней затруднительности установления
виновного лица уголовно-процессуальными мерами (например, неочевидный характер
преступления, отсутствие следов, вещественных доказательств и т.д.).
Третья ситуация для
инициативного проведения ОРМ представляется наиболее проблемной, поскольку в ее
правовом регулировании обнаруживается несоответствие норм оперативно-розыскного
и уголовно-процессуального законодательства. В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК
РФ после установления виновного лица и направления уголовного дела руководителю
следственного органа оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться только
по поручению следователя. В то же время абзац 1 п. 1 ст. 7 Закона Об ОРД факт
возбуждения уголовного дела в качестве основания проведения ОРМ не связывает с
наличием поручения следователя, которое закреплено в виде отдельного
самостоятельного основания. В данном случае следует признать допустимым и
возможным проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц,
привлекающихся к уголовной ответственности, и без поручения следователя, если
оперативные подразделения располагают сведениями об их причастности к другим
нераскрытым преступлениям. Такие сведения, выступающие фактическими основаниями
проведения ОРМ, могут быть получены из негласных источников, либо в результате
анализа информации о личности подозреваемого (обвиняемого), способах его
преступной деятельности и обстоятельствах нераскрытых преступлений.
В качестве второго
основания для проведения ОРМ абз. 1 п. 2 ст. 7 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной
деятельности предусматривает получение органами, осуществляющими ОРД, сведений
о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного
деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших,
если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного
дела. Речь в данном случае идет о фактических основаниях проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
Под противоправным
деянием, как указано в п. 5 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля
1998 г., в данном случае подразумевается уголовно наказуемое деяние, то есть
преступление.
Под ставшими известными
следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально
установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате
инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в
документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.
К сообщениям о
преступлениях, являющихся поводом к возбуждению уголовного дела, относятся
протоколы устных заявлений граждан и должностных лиц, письменные заявления и
письма граждан, письменные сообщения предприятий, учреждений, организаций и
должностных лиц, заявления о безвестном исчезновении граждан, явки с повинной,
оформленные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, а
также рапорты работников органов внутренних дел о непосредственно ими обнаруженных
или выявленных признаках преступлений. Эти документы регистрируются в книге
учета сообщений о происшествиях дежурной части органа внутренних дел и
рассматриваются в соответствии со ст. 144 УПК РФ. В случае вынесения по
результатам рассмотрения таких сообщений процессуального решения об отказе в
возбуждении уголовного дела оперативно-розыскные мероприятия должны быть
прекращены, поскольку исключаются основания для их дальнейшего проведения.
Сведения, полученные в
результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, относятся к
категории иных сообщений, оформляются согласно ст. 143 УПК РФ рапортом
должностного лица.
Одной из разновидностей
сведений о признаках преступной деятельности является конфиденциальная
информация, получаемая от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим
ОРД. Эта информация также регистрируется в специальных журналах, докладывается
руководителям оперативных аппаратов и проверяется в порядке, установленном
ведомственными нормативными актами.
Поступление в правоохранительный
орган первичных сведений о признаках преступной деятельности или их выявление в
инициативном порядке зачастую не требует применения сразу всего комплекса
оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 6 Закона об ОРД, а
обусловливает необходимость проведения лишь отдельных мероприятий проверочного
характера, таких как опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного
исследования и некоторых других, не затрагивающих конституционных прав граждан
на тайну переписки, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища.
Оперативно-розыскные мероприятия, в наибольшей степени ограничивающие
конституционные права граждан, как правило, проводятся по делам оперативного
учета, которые заводятся при наличии достаточных оснований подозревать лицо в подготовке
или совершении преступлений (ст. 10 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной
деятельности).
Сведения о событиях или
действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации, являются
основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий Федеральной службы
безопасности (ФСБ), Служба внешней разведки (СВР) в соответствии с возложенными
на них задачами (ст. 13 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности).
Розыск лиц, скрывшихся от
следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, определен
законодателем в качестве одной из задач оперативно-розыскной деятельности (ст.
2 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности). Основанием для проведения
оперативно-розыскных мероприятий в целях решения этой задачи следует
рассматривать в первую очередь постановление следователя о розыске
подозреваемого или обвиняемого, которое выносится в соответствии со ст. 210 УПК
РФ как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с
его приостановлением. Рассмотрение такого постановления в качестве основания
для проведения ОРМ логически вытекает и из содержания абз. 1 п. 2 ст. 7 ФЗ РФ «Об
оперативно-розыскной деятельности».
Сведения о лицах,
скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от
уголовного наказания, являющиеся основанием для проведения ОРМ, могут
содержаться в ориентировках и розыскных заданиях, поступивших из других органов
внутренних дел.
Розыскные ориентировки
направляются в органы внутренних дел, на территории обслуживания которых
вероятно появление разыскиваемых лиц, но неизвестны конкретные адреса и связи.
Они передаются по каналам телетайпной либо почтовой связи, доводятся до
сведения всего личного состава и хранятся в дежурных частях. Ответы на
розыскные ориентировки, как правило, не составляются.
Поступление сведений о
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов выделено
законодателем в качестве отдельного основания проведения ОРМ.
Без вести пропавшим
считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин,
местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Сведения о безвестном
исчезновении поступают, как правило, от граждан либо должностных лиц
предприятий, учреждений и организаций. Заявления и сообщения о безвестном
исчезновении регистрируются в дежурной части органа внутренних дел, а их
проверка поручается сотрудникам уголовного розыска, которые могут осуществлять
необходимые оперативно-розыскные мероприятия.
При проведении ОРМ на
основании заявлений о безвестном исчезновении граждан решается двуединая
задача, заключающаяся, во-первых, в установлении местонахождения лица и,
во-вторых, в проверке версии о криминальном характере исчезновения. В связи с
этим оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться сразу после получения
заявления наряду с проверочными действиями.
Если по результатам
проверки заявления не будет установлено признаков совершения преступления в
отношении исчезнувшего лица, то в соответствии со ст. 148 УПК РФ выносится
постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако в случае не
установления местонахождения лица одновременно с принятием процессуального
решения должно заводиться розыскное дело, и дальнейшие оперативно-розыскные
мероприятия могут проводиться на основании утвержденного плана работы вплоть до
прекращения производства по делу.
Установление личности
неопознанных трупов не указано в числе задач ОРД, сформулированных в ст. 2 ФЗ
РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», однако сведения об обнаружении
неопознанных трупов рассматриваются законодателем в качестве основания для
проведения ОРМ. Необходимость их проведения возникает, как правило, в случаях
обнаружения на трупе признаков насильственной смерти. Заключение о причине
смерти выносится судебно-медицинским экспертом на основании проведенного
исследования или экспертизы.
В соответствии со ст. 7
ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» основаниями для проведения ОРМ
являются поручения следователя, руководителя следственного органа, органа
дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их
производстве. Получение перечисленных процессуальных документов следует
рассматривать в качестве повода, а не собственно основания проведения ОРМ. В
этих документах должны содержаться фактические основания проведения ОРМ в виде
сведений, обосновывающих их необходимость.
Поручение о проведении
ОРМ как процессуальная форма взаимодействия органов, осуществляющих
соответственно уголовное судопроизводство и оперативно-розыскную деятельность,
предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством. Согласно п. 4 ч. 2 ст.
38, ч. 4 ст. 157 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания
обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ. Поручения
органам, осуществляющим ОРД, не должны содержать предписаний о проведении
конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные
работники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений согласно ст. 14
Закона Об ОРД обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность (ст. 14 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности).
Вторым субъектом,
наделенным правом давать поручения на проведение оперативно-розыскных
мероприятий, в соответствии с новой редакцией ст. 7 Закона Об ОРД, является
руководитель следственного органа. К сожалению, ст. 39 УПК РФ, закрепляющая
полномочия этого должностного лица, напрямую не наделяет его правом на дачу
поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Такое право, согласно
ст. 7 Закона Об ОРД, может появиться у руководителя следственного органа лишь в
случае принятия им уголовного дела к своему производству. В то же время
системный анализ содержания отмеченных выше уголовно-процессуальных и
оперативно-розыскных норм позволяет признать допустимым и законным право
руководителя следственного органа давать органам дознания письменные поручения
о проведении оперативно-розыскных мероприятий по любым уголовным делам,
находящимся в производстве подчиненных ему следователей.
Что касается поручений о
проведении ОРМ, исходящих от органов дознания, то здесь необходимо иметь в
виду, что уголовно-процессуальное законодательство не закрепило за ними такого
права. Однако у тех органов дознания, которые не наделены полномочиями на
проведение оперативно-розыскных мероприятий, такая потребность может
возникнуть. В частности, у специализированных подразделений дознания милиции
общественной безопасности есть необходимость в даче поручений подразделениям
криминальной милиции о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В этом
случае представляется необходимым, используя принцип аналогии, распространять
право следователя на дачу поручения о проведении ОРМ на полномочия дознавателя.
При этом законодательную формулировку «поручение органа дознания» следует
понимать как поручение конкретного дознавателя, являющегося сотрудником
подразделения дознания, либо поручение начальника подразделения дознания в том
случае, когда он принимает уголовное дело к своему производству.
Юридическим основанием
для проведения оперативно-розыскных мероприятий органами внутренних дел
являются не только поручения дознавателей милиции, но и других органов
дознания. Речь в данном случае идет об органах государственного пожарного
надзора федеральной противопожарной службы и органах службы судебных приставов,
которые не отнесены к субъектам оперативно-розыскной деятельности. Не имея
собственных полномочий на проведение ОРМ, эти органы в случае необходимости
могут направлять соответствующие поручения в органы внутренних дел по
территориальности.
В тех случаях, когда
уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного
полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о
проведении мероприятий, предусмотренных ст. 6 Закона Об ОРД, принимается им по
собственному усмотрению.
В соответствии со ст. 13
Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ О государственной защите
судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов поводом для
применения мер безопасности может выступать обращение председателя суда. Орган,
обеспечивающий безопасность, получив это обращение, обязан принять решение о
применении либо неприменении мер безопасности с вынесением мотивированного
постановления. В числе мер безопасности, как известно, могут осуществляться и
оперативно-розыскные мероприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|