на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Особенности уголовно-правовой ответственности за провокацию взятки либо коммерческий подкуп

Несмотря на резкое изменение политической и социальной ситуации в России, появления новой более жесткой системы управления, количество преступлений в сфере взяточничества не стало меньше. Советское государство столкнулось с всплеском взяточничества, казнокрадства и иных имущественных деяний, связанных с использование должностных преимуществ в государственном и партийном аппарате. В связи с этим в самом начале своего существования Советское государство было вынуждено объявить войну «старым продажным представителям власти», создав в конце 1917 г. Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с саботажем и должностными преступлениями, а 8 мая 1918 г. принять декрет Совета народных комиссаров «О взяточничестве»[7].

Здесь следует отметить одну очень важную особенность: уголовная политика Советской России основывалась на идее, что социалистическое государство не имеет условий для развития взяточничества на общественных началах, иными словами в такой среде не может развиться система подкупа и коррупции. В связи с этим большое внимание в разработке первых законопроектов советской власти было уделено вопросам уголовной ответственности в связи с должностными преступлениями. Однако все те меры, которые были предприняты, не смогли повлиять на ситуацию в стране и снизить уровень взяточничества.

Усугубило ситуацию проведение новой экономической политики в 1921 г. Дело в том, что в связи с переходом страны на новые экономические рельсы и с появлением предпринимательского сектора возникла необходимость в продвижении того или иного вида бизнеса, которое могло быть реализовано либо за счет связей, либо за счет взяток.

Первый Уголовный кодекс РСФСР был введен в действие в 1922 г, согласно которому за взяточничество были установлены суровые наказания вплоть до высшей меры наказания. Однако к осени 1922 г. обнаружилось, что опасность взяточничества не искоренена, что необходимо усиление всех форм борьбы с ней. Коммунистическая партия и Советское государство провели осенью 1922 г. комплекс разносторонних энергичных мероприятий по борьбе со взяточничеством, учитывая повышенную опасность этого преступления. В числе этих мероприятий было осуществлено проведение специальной кампании по борьбе со взяточничеством и дальнейшее усиление кары за взяточничество и связанные с ним преступления[8]. 2 сентября 1922 г. при Совете труда и обороны была образована Комиссия по борьбе со взяточничеством во главе с Ф.Э. Дзержинским, который 15 сентября 1922 г. утвердил Положение о ведомственных комиссиях по борьбе со взяточничеством.

К сожалению, эти меры не принесли особых улучшений. Действительно, говорить о снижение преступлений в сфере взяточничества можно только после смерти В.И. Ленина и свертывания НЭПа. В данный период было проведено ужесточение карательной политики государства и ликвидация рыночных отношений.

Историческое развитие регламентации ответственности за совершение преступлений в сфере взяточничества характеризуется определенной нестабильностью, в частности в первые годы советской власти допускалась возможность избежания уголовной ответственности по данному виду преступлений, в случае если нарушитель признавался в содеянном и шел на контакт со следствием. Однако уже в 1926 г., когда был принят Уголовный кодекс РСФСР, в отечественном уголовном законодательстве закрепилось принципиальное положение, согласно которому виновные в получении взятки ни при каких обстоятельствах не освобождались от уголовной ответственности за это преступление. Одновременно с этим смягчилась позиция в отношении наказаний, применительно к взяточникам. В частности, в 1927 г. Была отменена смертная казнь за получение взятки. Однако в 1962 г. она была введена снова, и такое положение дел сохранялось вплоть до 1991 г.

В рассматриваемый период был принят ряд постановлений Пленума Верховного Суда СССР, посвященных решению сложных вопросов ответственности за получение взятки, возникавших в следственной и судебной практике.

Следующий этап развития уголовно-правовой ответственности за взяточничество тесно связан с политическими переменами, происходящими в нашей стране в период 80-х – начала 90-х гг. В это время возникла острая необходимость реформировать существующее законодательство об ответственности за получение взятки и другие должностные преступления. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» отмечалось, что взяточничество, посягая на деятельность государственных учреждений и общественных организаций, подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости[9].

В 1996 г. был принят новый Уголовный кодекс, который уже предусматривал ответственность за коммерческий подкуп. Данное понятие впервые было введено в правоотношения только в 1994 году, с принятием части первой нового ГК РФ, а состав преступления в виде коммерческого подкупа, появился в УК РФ только с 1 января 1997 года.

В новом законе относительно взяточничества существенно детализирует предмет взятки, объективную и субъективную стороны преступления, устанавливает ответственность за квалифицированный и особо квалифицированный состав. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.[10].

Квалифицированным составом данного преступления по УК РФ является получение взятки за незаконные действия (бездействие). В ст. 290 устанавливается особо квалифицированный состав получения взятки, введен новый квалифицирующий признак – совершение преступления организованной группой, кроме предусматривавшегося и ранее признака совершения преступления группой лиц по предварительному сговору, а также совершение данного вида преступления неоднократно и с наличием вымогательства.

Также появилась новая форма преступления в данной сфере, как провокация взятки либо коммерческого подкупа, предусматривающая до пяти лет лишения свободы. Провокацией именуется попытка передачи должностному лицу или управленцу в коммерческой организации материальных благ без его согласия в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

Надо отметить, что в последние годы борьбе с взяточничеством уделяется много внимания со стороны правительства, предприняты конкретные шаги по усовершенствованию российского законодательства в этой области. Однако рост взяточничества и коррупции не уменьшился.

К сожалению, расширение чиновничьего аппарата, ослабление контроля за такими общественно важными сферами как медицина, образование и др. привел к тому, что взяточничество и коммерческий подкуп стали не просто распространенными, но и открытыми явлениями. К тому же значительное снижение санкций за данное преступление, предусмотренное в новом Уголовном кодексе, существенно подорвало превентивное значение соответствующих уголовно-правовых норм.

Парадоксально, но большинство преступлений в области взяточничества совершается как раз теми, кто по закону должен их предотвращать. Иными словами большой процент преступлений данного вида совершается правоохранительными органами (см. рис. 1.)

Всё это стало следствием общественно-экономического кризиса 90-х гг., который дал толчок широкому распространению незаконного вознаграждения в системе распределительных отношений. В этих условиях получила развитие система коммерческих отношений, которая изначально была ориентирована только на посредничество между производителем или поставщиком и покупателем. Большинство коммерческих структур, учитывая существующие на тот период времени пробелы правового регулирования в сфере экономических отношений, заключали сделки, которые приносили многократную неучтенную прибыль.

Общественная опасность коммерческого подкупа очевидна, однако привлечение к уголовной ответственности за это преступление осложняется не только высоким уровнем латентности, но и рядом проблем как уголовно-правового, так и процессуального плана.

Итак, мы рассмотрели особенности уголовно-правовой ответственности и этапы становления законотворчества в области взяточничества в историческом разрезе. Мы увидели, что проблема взяточничества и подкупа, так или иначе, связана с развитием нашего государства и в зависимости от ситуации, сложившейся в стране под воздействием тех или иных событий, принимает различные формы. Можно сделать вывод, что относительный спад уровня взяточничества имел место при ужесточении законодательства и введении жестких мер наказания. Однако для этого необходимо провести реформирование системы государственной службы и приложить огромные усилия для воспитания в гражданах высокого уровня сознательности.

1.2 Объективные признаки провокации взятки либо коммерческого подкупа

Каждое совершенное преступление включает в себя набор объективных и субъективных признаков. Объективные признаки преступления выражаются в проявлении внешних, то есть видимых результатов. Прежде всего, это само действие или бездействие, способное причинить вред обществу или общественным отношениям. Для правильной квалификации любого преступного деяния, в том числе и провокации взятки или коммерческого подкупа, необходимо выяснение всех объективных признаков, но только в совокупности с субъективными признаками мы можем представить полную картину происшедшего преступления.

Говоря об объективных признаках провокации взятки либо коммерческого подкупа, мы можем определить, что объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере осуществления правосудия. Данное утверждение вытекает по смыслу из ст. 304 Уголовного кодекса РФ. В советское время, как мы уже выяснили, объекты дачи, получения и провокации взятки совпадали. Что же касается вопроса провокации взятки, то это явление вообще не должно ставиться в один ряд с вышеназванными понятиями, и его необходимо рассматривать обособленно. Причиной такого выделения данного деяния является отличие объекта преступления. Поскольку в случае с дачей и получением взятки мы говорим не об общественных отношениях в сфере правосудия, а о законном исполнении служебных обязанностей должностными лицами.

Для уточнения объекта преступления по ст. 304 УК РФ необходимо прибегнуть к практике уголовного права, которое выделяет два вида объектов преступления: основной непосредственный объект и дополнительные объекты преступного посягательства[11].

При рассмотрении общественных отношений в качестве объекта преступления необходимо учитывать следующие моменты:

- какое из общественных отношений, затронутых преступным деянием, является наиболее важным;

- какому общественному отношению причинен больший ущерб;

- какой вид общественных отношений при совершении данного вида преступлений всегда терпит ущерб.

В ситуации с провокацией взяточничества либо коммерческого подкупа речь идет о нанесении ущерба функционированию органов правосудия, осуществляющих следственную и аналитическую работу. Права и охраняемые законом интересы личности пострадавшего от провокационных действий следует относить к дополнительному объекту. Таким образом, главным объектом данного вида преступления является нормальная деятельность органов правосудия.

Общественная опасность провокации взятки либо коммерческого подкупа заключается в том, что такими действиями не только подрывается общественная репутация должностного лица, либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческих или иных организациях, но, главным образом, искусственно создаётся повод к возбуждению уголовного дела и его производству. Этим и объясняется, что преступление, предусмотренное ст. 304 УК РФ законодателем отнесено к преступлениям против правосудия.

Вопрос о предмете взятки (и, соответственно, её провокации) имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Согласно постановлению Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (например, предоставление туристических путёвок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.д.). Под выгодами имущественного характера подразумеваются уменьшение арендных платежей, банковских процентных ставок и т.д. при этом учитывается, что дача денег, имущества или выгод родственниками должностного лица с его согласия, также рассматривается в качестве взятки[12].

Следует отметить, что новое редакционное изменение от 2008 г. не является принципиальным для понимания предмета преступления. Объекты гражданских прав, которые могут выступать в качестве средства совершения преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ, иногда являются «сложными вещами» (ст. 134 УК РФ) либо вещные права на такие объекты требуют государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ)[13]. Деньги, которыми якобы оплачиваются действия (бездействие) по службе, могут зачисляться на банковские счета должностного лица либо служащего коммерческой или иной организации. Следовательно, передачу названных в ст. 304 УК РФ ценностей не всегда следует понимать буквально, как совершение действий, непосредственно направленных на вручение вещи должностному лицу.

Итак, мы видим, что предмет взятки с предметом её провокации совпадает, и это подтверждается позицией уголовного законодательства при формулировании соответствующего элемента состава в ст. 290 УК «в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера», в ст. 204 УК «денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно оказание услуг имущественного характера» и в ст. 304 УК «денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг имущественного характера»[14].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.