Действенность интересов у
военнослужащих также весьма различна. У одних образовавшиеся интересы
проявляются слабо и быстро исчезают, у других же они обладают большой
побудительной силой. Поэтому офицеру необходимо различать стадии развития
интереса у конкретного военнослужащего — от временного, эпизодического
состояния данного свойства как ситуативного мотива до военно-профессионального
интереса как устойчивого побуждения, определяющего военно-профессиональную
направленность военнослужащего.
Интерес в динамике своего
развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в
интерес включается волевой компонент. Склонность - это направленность,
побуждающая индивида заниматься определенной деятельностью. Основой склонности
является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности,
т. е. интерес к определенному ее виду.
Следующая форма
проявления направленности личности — идеал. Идеал - это конкретизируемая
в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к
чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в
качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения, т. е. системы
взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к
окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не
только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и
деятельности, их убеждения.
Убеждение — это высшая форма направленности,
представляющая собой систему мотивов личности, побуждающих ее поступать в
соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе
убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать,
формируют ее мотивы и мотивацию к деятельности.
Поскольку мы подошли к
проблеме мотивов и мотивации, следует отметить, что в человеческом поведении
присутствуют две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и
регуляционная. Психические процессы, рассмотренные нами ранее, обеспечивают
в основном регуляцию поведения, что же касается его стимуляции, или побуждения,
обеспечивающего активизацию и направленность поведения, то оно связано с
понятиями мотива и мотивации.
Что такое мотив? Мотив
— это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности
субъекта. Под мотивом также очень часто понимают причину, лежащую в основе
выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий,
вызывающих активность субъекта.
Однако мотивы не только
побуждают и направляют деятельность человека, но и придают его поступкам и
действиям субъективный, личный смысл. Совершая одинаковые по форме поступки,
военнослужащие нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными
мотивами, соответственно и оценка этих поступков должна быть различной.
Также следует учитывать,
что мотивы военнослужащих весьма динамичны по своей структуре. В процессе
воинской службы они изменяются, преобразуются, причем на их развитие влияют
различные объективные условия, действия командиров, других военнослужащих,
оценки собственных действий и поступков. Нередко происходит существенная
перестройка мотивов и в процессе совершения проступка. Например,
военнослужащий, решивший заниматься спортом из корыстных побуждений
(«заработать отпуск»), в последующем увлекается спортивными тренировками и они
становятся стимулом его добросовестного отношения к службе.
Таким образом, знание
мотивов и их динамики позволяет офицеру предвидеть поведение военнослужащих в
определенных ситуациях, предупреждать нарушения дисциплины с их стороны,
эффективно оказывать на них воспитательные воздействия.
Термин «мотивация»
представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация»
используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначение системы
факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности,
мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика
процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на
определенном уровне. Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз,
когда необходимо объяснить причины поступков человека. При этом любая форма поведения
может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае
в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические
свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его
деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях,
желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся
ситуации [ 31].
Мотивы могут быть в
большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль
в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что
мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние
нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или в материальных
объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с
наличием чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.
Количество и качество
потребностей, которыми обладают живые существа, зависит от уровня их
организации, от образа и условий жизни. Основные характеристики человеческих
потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.
Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь
идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность
тех объектов материальной и духовной культуры с помощью которых данная
потребность может быть удовлетворена.
Рассматривая структуру и
содержание потребностей, нельзя не сказать об известной концепции мотивации
поведения человека, предложенной американским психологом Абрахамом Маслоу.
Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и
сопровождают его взросление семь классов потребностей (рис. 1). Причем, по
мнению автора, в основании данной мотивацией ной пирамиды лежат физиологические
потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в
самоактуализации, составляют ее вершину.
рис. 1
Фактором, побуждающим к
деятельности, является цель. Целью называют тот непосредственно
осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие,
связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель
является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и
оперативной памяти; с ней связаны текущий мыслительный процесс и большая часть
всевозможных эмоциональных переживаний. При этом принято различать цель
деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится
выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из
которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности
раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в
данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора
всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.
Мотивационную сферу
человека с точки зрения ее развитости можно оценить по следующим параметрам:
широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы
понимается качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей,
представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных
мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная
сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражается в
том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более высокого уровня
может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более
низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который
в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может
использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Предположим, для
одного военнослужащего потребность в знаниях может быть удовлетворена только
телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также
являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У
последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой. В свою
очередь, широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных
послужить средством удовлетворения актуальной потребности.
Следующая характеристика
мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Потребности,
мотивы и цели неравнозначны: одни мотивы и цели сильнее других и возникают
чаще, другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и
частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше
иерархизированность мотивационной сферы. Если исходить из того, что все мотивы
условно можно разделить на две большие группы материальные и социальные, то в
зависимости от степени их доминирования иерархии мотивов личности конкретного
военнослужащего можно говорить об общей направленности, в том числе в отношении
военной службы.
Социологические и
психологические исследования военнослужащих срочной службы, контрактников,
курсантов военных училищ показали, что устойчивость их военно-профессиональной
направленности в значительной мере определяются успехи в учебе, дисциплина,
участие в общественной жизни подразделения многое другое. Поэтому наиболее
значимым направлением в воспитании военнослужащего должно быть формирование
устойчивой и действенной военно-профессиональной направленности [ 27].
Говоря о формировании
направленности личности военнослужащего, имеют в виду, что направленность — это
сложное многоплановое явление.
Направленность — это установки,
ставшие свойствами личности .
Установка - это механизм неосознаваемой
регуляции поведения, предрасположенность субъекта, возникающая при
предвосхищении им появления определенного объекта и выражающаяся в готовности к
его деятельности [ 43 ].
Установка возникает
всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуации
удовлетворения этой потребности - с другой. Выделяют 4 уровня потребностей и
ситуаций, и их удовлетворения :
1. Элементарные
фиксированные установки , формирующиеся на основе витальных потребностей и в
простейших ситуациях.
2. Более сложные диспозиции,
которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в
малой группе и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в
этой группе.
3. Общая направленность
интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или
базовые социальные установки.
4. Система ценностных
ориентации личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в
наиболее значимых ситуациях ее социальной активности.
При изменении соотношения
между мотивом и целью деятельности для субъекта изменяется личностный смысл
деятельности, а значит и социальная установка [ 2,3 ].
Направленность человека
целесообразно рассматривать по основным сферам проявления его активности -
общественной, профессиональной (военно-профессиональной), бытовой.
В рамках военно-
профессиональной направленности следует различать направленность на военную службу
в целом и направленность на деятельность по конкретной военной специальности.
При приеме на военную
службу по контракту оценку военно- профессиональной направленности следует
проводить с учетом:
• выраженности отдельных ее
показателей: зрелости, широты,
• осознанности,
устойчивости, действенности. Зрелость при военно-профессиональной направленности
определяется социальной значимостью основного стремления (выбора) личности., ее
нравственной позицией, готовностью принести максимальную пользу обществу своим трудом.
Принимая решение о
выборе военной службы по контракту в качестве своей основной деятельности,
кандидат должен учитывать :
а) ратный труд и воинский
быт по своим целям и функциям, средам и условиям и регламентации представляет
собой особый образ жизни. Военная служба является не только сложной, трудовой,
но и опасной деятельностью;
б) характер военной
службы, потребности обороны и безопасности государства и общества ограничивают права
и свободы военнослужащих, налагают на них особые обязанности. В военное время,
в условиях чрезвычайного положения права военнослужащих еще более ограничиваются;
в) установленные
государством моральные и материальные компенсации за ограничение прав, а также
льготы для военнослужащих не возмещают всего ущерба, наносимого ограничениями, и
не уравнивают военнослужащих в правах с гражданскими лицами.
Законодательство
Российской Федерации ограничивает следующие свободы граждан, проходящих военную
службу:
·
свободу личности
военнослужащего. Военнослужащие, в отличие от гражданских лиц, могут быть
задержаны и подвергнуты аресту без судебного решения;
·
свободу
передвижения. Изменить место жительства, место военной службы военнослужащие
могут только с учетом поддержания боевой готовности воинских частей и в соответствии
с заключенными контрактами;
·
свободу слова.
Военнослужащие не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать
и критиковать приказы командиров (начальников), им запрещено также участие в
митингах, собраниях, уличных шествиях, преследующих политические цели,
запрещено также участие в забастовках.
Военнослужащие ограничены
в праве участвовать в управлении делами государства и общества. Это право
сводится к возможности голосовать при выборах государственной власти и органов
местного самоуправления. Военнослужащие не могут состоять в общественных
объединениях, преследующих политические цели. Им запрещается ведение любой
политической агитации, в том числе и предвыборной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|