на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения

Гражданин, поступающий в военно-учебное заведение, вступает в образовательное отношение с соответствующим военным образовательным учреждением и получает необходимые ему знания, навыки и умения, посещая лекции и иные занятия в этом учреждение. Таким образом, необходимыми духовными благами обучающийся овладевает благодаря образовательному процессу, обеспечиваемому действиями обязанной стороны (военно-образовательным учреждением).

Однако для получения необходимого образования обучающимися односторонних действий военного образовательного учреждения будет явно недостаточно. Необходимые знания, навыки и умения обучающийся может сформировать лишь собственными действиями, прилагая достаточно серьезные усилия по усвоению изучаемых им курсов и своевременному выполнению учебного плана. Несвоевременное выполнение учебных планов обучающимся, недостаточные знания, показанные им на стадии текущей аттестации, признаются дисциплинарными проступками, влекущими применение мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из военного образовательного учреждения.

Следовательно, особенность военно-образовательных отношений характеризуется тем, что управомоченная сторона, в частности, обучающийся, реализует свое право на образование двояким способом: как с помощью действий другой обязанной стороны - военного образовательного учреждения, так и благодаря собственным активным действиям, направленным на овладение образовательной программой соответствующего уровня, то есть в соответствии с определенного стандарта[21]. В законодательстве Российской Федерации есть исключение из этого правила – предусматривается право на получение образования экстерном, т.е. путем самообразования, за счет действий одной управомоченной стороны[22]. Однако исключение не отменяет самого правила, поскольку получить образование экстерном можно далеко не по всем специальностям. Кроме того, такая форма обучения не находит широкого применения в военно-учебных заведениях Российской Федерации.

Имеется существенная специфика в способах исполнения обязательств военным образовательным учреждением в образовательных правоотношениях. В правоотношениях, как правило, обязанная сторона осуществляет возложенную на нее обязанность в пользу управомоченной стороны и никакими властными полномочиями по отношению к ней не обладает. Таков правовой статус обязанной стороны, например, в гражданских, значительной части административных, финансовых, экологических правоотношениях.

В то же время возможна иная ситуация, когда обязанная сторона в правоотношении обладает властными полномочиями по отношению к управомоченной стороне. Например, в трудовых правоотношениях работодатель обязан обеспечить сотрудника работой по его трудовой функции, регулярно выплачивать заработную плату, обеспечить работникам оплачиваемый отпуск, создавать надлежащие условия труда. Одновременно работодатель имеет право принимать обязательные для работников решения, привлекать нарушителей трудовой дисциплины к ответственности, а за причинение имущественного ущерба и к материальной ответственности.

По аналогичной схеме строится взаимоотношение высшего военно-учебного заведения с обучающимися. Как обязанная сторона правоотношения военное учреждение несет ряд обязательств по отношению к ним. В соответствии с действующим законодательством оно обязуется обеспечивать качество образования своих выпускников, реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха, организацию питания, обеспечить обучающихся денежным и вещевым довольствием.

Военный вуз, как и любое другое образовательное учреждение в соответствии с п.2 ст.12 Закона «Об образовании», является юридическим лицом. При этом в соответствии с п.5 ст. 33 Закона «Об образовании», права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово - хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения[23]. Что же касается права на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, то они возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (п. 6 Закона).

В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона «Об образовании», деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Анализ норм Закона «Об образовании» и, в частности, п.4 ст.12 этого Закона позволяют сделать вывод о том, что военный вуз можно отнести к такому типу образовательного учреждения, как учреждение высшего профессионального образования.

Что касается видов вузов, то в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт (п.1 ст. 9). Таким образом, деятельность, например, военных институтов, при принятии Типового положения об институте, будет регламентироваться также таким положением.

В соответствии с п.8 ст. 41 Закона «Об образовании», военные вузы, как и любые другие образовательные учреждения, «вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц».

Что касается пожертвований (особенно от иностранных граждан и юридических лиц), то на них, видимо, надеяться не стоит, по крайней мере, в ближайшем будущем. А вот возможность получения дополнительных средств «за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг» стоит рассмотреть подробнее.

Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, в соответствии с п. 10 ст. 41 Закона «Об образовании», вправе осуществлять подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения (сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся).

В соответствии со ст. 45 Закона «Об образовании», государственные образовательные учреждения (так же как и муниципальные) вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги[24].

Необходимо отметить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются государством, как учредителем вуза, в его бюджет. Образовательное учреждение при этом вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд (п.3 ст. 45 Закона «Об образовании»).

Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской.

Таким образом, военные вузы, как и все другие государственные образовательные учреждения, имеют право оказывать платные образовательные услуги, а полученные в результате этой деятельности средства – самостоятельно расходовать на развитие учебно-материальной базы, и на оплату труда преподавателям и другим работникам вуза.

Рассмотрим организацию оказания платных образовательных услуг военным вузом более подробно. Образовательная деятельность вуза организована в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» на основании соответствующей лицензии, которая выдается Государственным Комитетом РФ по высшему образованию, и Постановления Госкомвуза России об аккредитации этого вуза.

Деятельность по оказанию вузом платных образовательных услуг дополнительно регламентируется Уставом и Положением о платной образовательной деятельности в военном образовательном учреждении профессионального образования Российской Федерации.

Прежде всего, в Положении четко определена цель платной образовательной деятельности вузов – привлечение дополнительных (внебюджетных) источников финансирования образовательной деятельности. Как в Уставе, так и в Положении должны быть достаточно подробно перечислены виды платных образовательных услуг, которые может оказывать то или иное высшее военное образовательное учреждение.

За рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов вуз может оказывать целый ряд платных дополнительных образовательных услуг[25].

В соответствии с действующим законодательством и Уставом, вуз может осуществлять и некоторые другие виды деятельности, приносящей доходы.

Доходы, полученные от всех видов указанной выше деятельности по оказанию платных образовательных услуг, реинвестируются в образовательное учреждение и распределяются в соответствии с Уставом.

государство управление военный учебный заведение


Глава II Особенности функционирования военно-учебных заведений

2.1 Роль и компетенция государства в управлении военно-учебными заведениями

Конституцией Российской Федерации предполагается активное влияние государства на экономические, социально-культурные и иные общественные процессы, хотя в самом тексте данного документа термин «государственное управление» не употребляется. На практике влияние государства на жизнедеятельность общества, и его роль в названных процессах наглядно возрастают.

Статусное воздействие на субъекты образовательной деятельности представляет собой нормоустановительную деятельность государства, которая дополняется соответствующей правоприменительной деятельностью (регулятивной и правоохранительной). Иными словами, субъекты, наделенные адекватными статусами и активно включившиеся в работу по реализации определенных этими статусами образовательных задач, нуждаются в государственной поддержке, которая требует усиления органов, осуществляющих оперативное государственное управление. А это, в свою очередь, предполагает законодательное решение таких важных вопросов, как:

-  разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

-  обеспечение и защита конституционного права граждан России на образование;

-  создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования России;

-  определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

По мнению Ю. К. Толстого, государство направляет деятельность субъекта в нужное русло путем законодательного установления правового статуса его деятельности в сфере образовательной деятельности, определяя цель, основные задачи, средства, правомочия и ответственность. Таким образом, управляемый субъект (военно-учебное заведение) освобождается от мелочной опеки, обретает возможность свободно и самостоятельно решать все вопросы своей жизнедеятельности в рамках определенной ему компетенции. Во избежание дублирования и противоречий в процессе принятия управленческих решений, законодатель четко разграничил компетенцию субъектов образовательной деятельности[26].

Главный смысл государственного управления состоит в том, чтобы в организационно-правовых категориях очертить управляемому субъекту содержание и параметры минимально необходимой и ожидаемой от него деятельности. А все, что сверх того военно-учебное заведение сможет, в рамках законности, сделать в интересах повышения качества подготавливаемых им специалистов, отнюдь не запрещается, а стимулируется законодателем.

На это указывает само содержание термина «компетентность». Раскрывая функциональное содержание данного термина энциклопедия определяет его как «совокупность полномочий, прав и обязанностей» какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями.

В литературе данное понятие часто употребляется как синоним понятий «правовое положение», «правовой статус», «правосубъектность».

Однако смысл понятия «компетенция» не дает для этого достаточных оснований. «Правовой статус» и «правовое положение», как известно, одинаково обозначают комплекс прав и обязанностей субъекта права, но и они имеют специфические смысловые значения.

Правовой статус - понятие, которое в общем виде обрисовывает правовое положение конкретного субъекта общественных отношений.

Правовое положение характеризует юридическую позицию этого субъекта через жестко закрепленные законом и принадлежащие только ему права и обязанности. Оба понятия «берут» права и обязанности субъекта в статике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.