Понятие
«компетенция» в отличие об упомянутых понятий помимо совокупности прав и
обязанностей включает в себя волевую целеустремленность их носителя,
устанавливая прообразы надлежащего поведения. Определяя компетенцию того или иного
субъекта деятельности, законодатель учитывает его волю, умение (способность) и
готовность действовать адекватно.
Ведению
федеральных органов власти также подлежат и некоторые другие вопросы управления
системой военного образования. Выделим среди них информационное и
научно-методическое обеспечение системы образования, издание нормативных
документов в пределах своей компетенции, лицензирование образовательных
учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования и выдача лицензии на право ведения
образовательной деятельности по указанным программам, а также - контроль
исполнения законодательства России в области образования и федеральных
компонентов государственных образовательных стандартов[27].
На
федеральные государственные органы власти и управления возложены законом
основные, принципиально важные вопросы организации в стране современной системы
образования и обеспечение ее нормального функционирования и развития. Именно на
государство возлагается основное бремя практического разрешения длинного
перечня сложнейших конкретных проблем организационного, экономического,
социального, научно-методического, кадрового и прочего характера, которое
призвано не декларировать очередные масштабные цели и задачи в области
образования, а ответственно действовать.
Особого
внимания заслуживает предельная конкретизация отдельных правомочий федеральных
органов государственной власти по вопросам организации и функционирования
системы военного образования. Особенность проявляется и в последующей
дифференцированности делегирования полномочий другим участником
образовательного процесса: от Правительства до военно-учебного заведения.
Однако
это не ущемляет интересы и правомочия субъектов федерации в этой важной области
их жизнедеятельности: им многое дано как в определении, так и в осуществлении
политики в области военного образования. Но при одном непременном условии:
региональная политика не должна противоречить федеральной.
Федеральная
власть, определяя компетенцию региональной власти в области военного образования,
руководствуется принципом целостности и неделимости основных ценностей жизни и
культуры, воплощенных в государственных образовательных стандартах и
общечеловеческом опыте организации и осуществлении военно-образовательной
деятельности.
Субъективно
модернизировать, а тем более, игнорировать названные ценности и опыт федеральный
закон не разрешает, предоставляя в то же время правомочия субъектам федерации
делать все возможное (сверх федерального) для эффективной реализации этих
ценностей и этого опыта.
В
ведении субъектов Российской Федерации в области образования в целом, и
военного образования в частности находятся вопросы, регулирующие[28]:
- разработку
и реализацию республиканских, региональных программ развития образования, в том
числе международных, с учетом национальных и региональных
социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других
особенностей (пункт 5 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»);
- обеспечение и проведение
государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные
программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе
в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных
работ участников единого государственного экзамена в установленном порядке,
формирование и ведение баз данных субъектов Российской Федерации об участниках
единого государственного экзамена и о результатах единого государственного
экзамена (пункт 8.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании»);
-
формирование
бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование (пункт 9
ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»);
-
установление
нормативов финансирования образования субъекта Российской Федерации (пункт 11 ст.29 Закона Российской
Федерации «Об образовании»);
-
установление для
образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской
Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным
учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны
здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и
оборудования учебных помещений (пункт 13 ст.29 Закона Российской Федерации «Об
образовании»).
Перечень
вопросов, приведенный в нормах статьи 29 Закона Российской Федерации «Об
образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 №
374-ФЗ), не является исчерпывающим, так как за его рамками остались вопросы по
регулированию большой группы отношений, являющихся составной частью
образовательной деятельности (труд преподавателей, педагогов слушателей и др.),
либо прямо вытекающих из отношений в образовательной сфере (трудоустройство,
охрана здоровья курсантов, слушателей, социальные льготы и пр.).
Законодательно
установлена компетенция органов местного самоуправления в области образования,
в том числе и военного. Эти органы, как известно, не являются государственными.
Статья
31 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1,
устанавливающая их компетенцию, начинается с указания на ответственность этих
органов. Они ответственны за реализацию права граждан на получение
установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования, а
также – организацию предоставления дополнительного образования детям и
общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Законодатель
к исключительной компетенции в области образования органов местного
самоуправления относит:
- создание,
реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
-
обеспечение
содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений,
обустройство прилегающих к ним территорий;
-
учет детей,
подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования и т.д.
Заслуживает
внимания часть 2 статьи 31 Закона - «В субъектах Российской Федерации - городах
федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного
самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования
устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга.»[29].
Конечно,
на данный момент, местное самоуправление в России и его органы на практике еще
не обрели достаточной самостоятельности, возможностей (особенно материальных) и
опыта для того, чтобы осуществлять свою компетенцию в области образования в
полной мере.
Далее
важно отметить, что весьма показательный, с точки зрения стабильности,
законодательно установленной компетенции, пределах подзаконной деятельности,
порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов
управления образованием, зафиксированный в Главе 3 Закона Российской Федерации
«Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, где указаны полномочия федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской
Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования, а также
установлена компетенция и ответственность самого образовательного учреждения.
Указанная
стабильность относительна и эффективна только при условии, когда одновременно
действует в рамках установленного законодательством правового пространства
хорошо отлаженная система оперативного управления.
И
законодатель предусмотрел создание такой системы, осуществил разграничение
компетенции в области образования, между федеральными органами законодательной
и исполнительной власти практически указанное разграничение в соответствии с
Конституцией Российской Федерации осуществляется законом, регулирующим
деятельность Правительства России. 15 июня 2004 года Правительством было
принято постановление № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования
и науки Российской Федерации»[30], в котором определена
его компетенция.
Министерство
образования и науки Российской Федерации является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной,
научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития
федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров
и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания,
опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся
и воспитанников образовательных учреждений.
В сфере
образовательной деятельности Министерство образования и науки Российской
Федерации делегирует свои полномочия по контролю и надзору на Федеральную службу
по надзору в сфере образования и науки, которая в свою очередь осуществляет[31]:
1. Функции по контролю и надзору:
-
за соблюдением
законодательства Российской Федерации в области образования;
-
за деятельностью
советов по защите диссертаций;
-
за полнотой и
качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской
Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования с
правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
2.
Лицензирование, в
том числе контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией на право
ведения образовательной деятельности, и государственную аккредитацию
образовательных учреждений высшего профессионального образования.
3.
Надзор за
нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной
власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий
Российской Федерации в области образования;
4.
Контроль качества
образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,
федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с
пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании"
образовательными стандартами и требованиями в форме государственной (итоговой)
аттестации выпускников;
5.
Контроль за
расходованием субъектами Российской Федерации средств на осуществление
переданных полномочий Российской Федерации в области образования в пределах
своей компетенции;
6.
Организационное и
техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии;
7.
Рассматривает в
установленном порядке вопросы присвоения ученых званий профессора по
специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по
кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает
соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также
рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и
степеней;
8.
Выдает разрешения
на создание советов по защите диссертаций;
9.
Организует
контроль качества подготовки выпускников (государственную (итоговую)
аттестацию) по образовательным программам основного общего и среднего (полного)
общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами;
10. Обеспечивает в пределах своей
компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
11. Представляет в Министерство
образования и науки Российской Федерации ежегодный доклад об осуществлении
органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных
полномочий Российской Федерации в области образования и др.
Как
видим, государственное законодательное регулирование образовательной сферы осуществляет
специализированное федеральное ведомство - Министерство образования и науки Российской
Федерации, а контроль и надзор в данной сфере осуществляет через подчиненное
ведомство - Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
Весьма
показательно, что одной из основных задач Министерства образования и науки
Российской Федерации, как говорится в Положении о нем, является контроль за
исполнением федерального законодательства и обобщение практики его применения,
а также - разработка предложений по его совершенствованию[32].
Таким
образом, как показывает краткий анализ компетенции федеральных, региональных
государственных органов власти и органов местного самоуправления в области
образования, в настоящее время в стране активно формируется единое и целостное
правовое пространство для функционирования российской системы образования, всех
субъектов образовательной деятельности, сфокусированное на конкретные
образовательные учреждения.
2.2
Компетенция военно-учебных заведений как образовательных учреждений
Так
какова же конкретно компетенция военно-учебных заведений как образовательных
учреждений? К их компетенции, в этом качестве, согласно ч. 2 ст. 32 Закона
Российской Федерации «Об образовании» относятся[33]:
- материально-техническое
обеспечение и оснащение образовательного
процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами и
требованиями в пределах собственных финансовых средств;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|