на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовое регулирование деятельности военно-учебного заведения

Понятие «компетенция» в отличие об упомянутых понятий помимо совокупности прав и обязанностей включает в себя волевую целеустремленность их носителя, устанавливая прообразы надлежащего поведения. Определяя компетенцию того или иного субъекта деятельности, законодатель учитывает его волю, умение (способность) и готовность действовать адекватно.

Ведению федеральных органов власти также подлежат и некоторые другие вопросы управления системой военного образования. Выделим среди них информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, издание нормативных документов в пределах своей компетенции, лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам, а также - контроль исполнения законодательства России в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов[27].

На федеральные государственные органы власти и управления возложены законом основные, принципиально важные вопросы организации в стране современной системы образования и обеспечение ее нормального функционирования и развития. Именно на государство возлагается основное бремя практического разрешения длинного перечня сложнейших конкретных проблем организационного, экономического, социального, научно-методического, кадрового и прочего характера, которое призвано не декларировать очередные масштабные цели и задачи в области образования, а ответственно действовать.

Особого внимания заслуживает предельная конкретизация отдельных правомочий федеральных органов государственной власти по вопросам организации и функционирования системы военного образования. Особенность проявляется и в последующей дифференцированности делегирования полномочий другим участником образовательного процесса: от Правительства до военно-учебного заведения.

Однако это не ущемляет интересы и правомочия субъектов федерации в этой важной области их жизнедеятельности: им многое дано как в определении, так и в осуществлении политики в области военного образования. Но при одном непременном условии: региональная политика не должна противоречить федеральной.

Федеральная власть, определяя компетенцию региональной власти в области военного образования, руководствуется принципом целостности и неделимости основных ценностей жизни и культуры, воплощенных в государственных образовательных стандартах и общечеловеческом опыте организации и осуществлении военно-образовательной деятельности.

Субъективно модернизировать, а тем более, игнорировать названные ценности и опыт федеральный закон не разрешает, предоставляя в то же время правомочия субъектам федерации делать все возможное (сверх федерального) для эффективной реализации этих ценностей и этого опыта.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования в целом, и военного образования в частности находятся вопросы, регулирующие[28]:

-  разработку и реализацию республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей (пункт 5 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»);

-  обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в установленном порядке, формирование и ведение баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена (пункт 8.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании»);

-  формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование (пункт 9 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»);

-  установление нормативов финансирования образования субъекта Российской Федерации (пункт 11 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании»);

-  установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (пункт 13 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Перечень вопросов, приведенный в нормах статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ), не является исчерпывающим, так как за его рамками остались вопросы по регулированию большой группы отношений, являющихся составной частью образовательной деятельности (труд преподавателей, педагогов слушателей и др.), либо прямо вытекающих из отношений в образовательной сфере (трудоустройство, охрана здоровья курсантов, слушателей, социальные льготы и пр.).

Законодательно установлена компетенция органов местного самоуправления в области образования, в том числе и военного. Эти органы, как известно, не являются государственными.

Статья 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, устанавливающая их компетенцию, начинается с указания на ответственность этих органов. Они ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования, а также – организацию предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Законодатель к исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относит:

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

-  обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

-  учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и т.д.

Заслуживает внимания часть 2 статьи 31 Закона - «В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.»[29].

Конечно, на данный момент, местное самоуправление в России и его органы на практике еще не обрели достаточной самостоятельности, возможностей (особенно материальных) и опыта для того, чтобы осуществлять свою компетенцию в области образования в полной мере.

Далее важно отметить, что весьма показательный, с точки зрения стабильности, законодательно установленной компетенции, пределах подзаконной деятельности, порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием, зафиксированный в Главе 3 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, где указаны полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования, а также установлена компетенция и ответственность самого образовательного учреждения.

Указанная стабильность относительна и эффективна только при условии, когда одновременно действует в рамках установленного законодательством правового пространства хорошо отлаженная система оперативного управления.

И законодатель предусмотрел создание такой системы, осуществил разграничение компетенции в области образования, между федеральными органами законодательной и исполнительной власти практически указанное разграничение в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется законом, регулирующим деятельность Правительства России. 15 июня 2004 года Правительством было принято постановление № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации»[30], в котором определена его компетенция.

Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

В сфере образовательной деятельности Министерство образования и науки Российской Федерации делегирует свои полномочия по контролю и надзору на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, которая в свою очередь осуществляет[31]:

1.  Функции по контролю и надзору:

-  за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

-  за деятельностью советов по защите диссертаций;

-  за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2.  Лицензирование, в том числе контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности, и государственную аккредитацию образовательных учреждений высшего профессионального образования.

3.  Надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

4.  Контроль качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательными стандартами и требованиями в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников;

5.  Контроль за расходованием субъектами Российской Федерации средств на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области образования в пределах своей компетенции;

6.  Организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии;

7.  Рассматривает в установленном порядке вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней;

8.  Выдает разрешения на создание советов по защите диссертаций;

9.  Организует контроль качества подготовки выпускников (государственную (итоговую) аттестацию) по образовательным программам основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

10.  Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

11.  Представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области образования и др.

Как видим, государственное законодательное регулирование образовательной сферы осуществляет специализированное федеральное ведомство - Министерство образования и науки Российской Федерации, а контроль и надзор в данной сфере осуществляет через подчиненное ведомство - Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Весьма показательно, что одной из основных задач Министерства образования и науки Российской Федерации, как говорится в Положении о нем, является контроль за исполнением федерального законодательства и обобщение практики его применения, а также - разработка предложений по его совершенствованию[32].

Таким образом, как показывает краткий анализ компетенции федеральных, региональных государственных органов власти и органов местного самоуправления в области образования, в настоящее время в стране активно формируется единое и целостное правовое пространство для функционирования российской системы образования, всех субъектов образовательной деятельности, сфокусированное на конкретные образовательные учреждения.

2.2 Компетенция военно-учебных заведений как образовательных учреждений

Так какова же конкретно компетенция военно-учебных заведений как образовательных учреждений? К их компетенции, в этом качестве, согласно ч. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» относятся[33]:

- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного
процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями в пределах собственных финансовых средств;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.