При отказе в возбуждении
уголовного дела или прекращении его по основаниям, не освобождающим от
административной ответственности, срок наложения взыскания исчисляется с момента
получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении или о прекращении
уголовного дела (имеются в виду сроки для наложения взыскания в виде
предупреждения, штрафа, отзыва лицензии или квалификационного аттестата).
Течение сроков наложения
взысканий в виде штрафа, предупреждения, отзыва лицензии или квалификационного
аттестата может прерываться, если до истечения сроков их наложения лицо
совершит новое нарушение таможенных правил. Исчисление срока в этом случае
начинается с момента обнаружения нового нарушения таможенных правил.
Наконец, к общим положениям,
регламентирующим производство и рассмотрение дел о нарушениях таможенных
правил, относятся и вопросы обеспечения законности при применении мер
воздействия за нарушения таможенных правил.
Кодекс предписывает строгое и
неукоснительное соблюдение требований законодательства в процессе производства
и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также при исполнении
постановлений таможенных органов о наложении взысканий.
Соблюдение требований
законодательства обеспечивается:
-систематическим контролем
со стороны вышестоящих таможенных органов и их должностных лиц;
-прокурорским надзором;
-судебным надзором;
-правом обжалования
постановлений таможенных органов, а также действий или бездействий таможенных
органов и их должностных лиц.
§ 5. Оперативно-розыскная деятельность таможенных
органов Российской Федерации. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной
деятельности таможенных органов.
В настоящее
время преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных
видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и
политическим интересам Российской Федерации.
Среди них наиболее опасным преступлением
выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнее время стали
совершаться преимущественно организованными преступными группами. Государству
наносится колоссальный ущерб крупномасштабными незаконными экспортными
операциями по вывозу сырья, энергоносителей, стратегических материалов. Все более
распространенный и опасный характер приобретает контрабанда оружия,
боеприпасов, наркотиков, которые в больших количествах ввозятся в Россию,
существенно обостряя криминогенную обстановку. Имеют место факты
противоправного вывоза за рубеж радиоактивных материалов. Значительный ущерб
причиняет России вывоз валютных ценностей, предметов художественного,
исторического и археологического достояния народов Российской Федерации.
Большой экономический ущерб России наносят противоправные операции по вывозу из
Российской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютных купюр
иностранного происхождения. Стали многочисленными факты ввоза из-за рубежа
некачественных продуктов питания и лекарственных препаратов, употребление
которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
В этих условиях значительная
роль в борьбе с таможенными преступлениями в сфере таможенного дела отводится
оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов, которые в соответствии
со статьями 224, 225 и 226 Таможенного кодекса РФ и с пунктом бет. 13
Федерального закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12
августа 1995 г. имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность по
борьбе с преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.
Оперативно-розыскная
деятельность является видом государственной деятельности. Она осуществляется
гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными
подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных
мероприятий и использования при этом специальных сил, средств и методов в
целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности,
безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Из данного определения
следует, что оперативно-розыскной деятельностью может заниматься только узкий
круг государственных органов, специально уполномоченных законом. Негосударственные
организации, в том числе общественные, коммерческие, предпринимательские,
такого права не имеют.
Не обладают
правом на эту деятельность и лица, имеющие лицензию на осуществление
детективной и охранной деятельности. В ч.3 ст.1 Закона "О частной
детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" сказано:
"Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе
осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к
исключительной компетенции органов дознания" (Ведомости Съезда народных
депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №17. С. 888.) .
Данный вид государственной
деятельности регулируется в своей основе законом. Нормативные акты в этой
области, издаваемые руководителями ведомств, наделенных правом заниматься
оперативно-розыскной деятельностью, не должны выходить за пределы их
компетенции и противоречить законам, регулирующим оперативно-розыскную
деятельность.
Как сказано в законе,
оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно. Для
оперативно-розыскной работы наиболее типичен негласный характер.
К гласной форме
оперативно-розыскной деятельности прибегают в тех случаях, когда можно решить
задачу открытыми методами и, следовательно, нет необходимости в применении
специальных сил и средств.
Оперативно-розыскная
деятельность близко примыкает к уголовному процессу и, в первую очередь, к
такой его части, как дознание, которое в МВД, ФСБ и ряде других компетентных
ведомств осуществляют оперативно-розыскные подразделения.
Однако это не дает основания,
отождествлять указанные виды деятельности. Несмотря на тесную связь и наличие
отдельных общих задач, они существенно отличаются друг от друга. Различны
правовая природа деятельности, решаемые задачи и субъекты деятельности,
процессуальные формы, виды, методы деятельности и источники правового
регулирования.
Оперативно-розыскная
деятельность осуществляется на фундаментальной правовой основе и в
соответствии с присущими ей принципами.
В качестве правовой
основы выступают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об
оперативно-розыскной деятельности "от 12 августа 1995 года, а также другие
законы и правовые акты Российской Федерации.
В Конституции РФ содержатся
основополагающие правовые положения, обязательные для всех государственных и
негосударственных органов, организаций и граждан, в том числе и для
должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Федеральный закон "Об
оперативно-розыскной деятельности" является основным законом,
регулирующим данную деятельность. Он раскрывает сущность, задачи и принципы
ее, содержит требования о соблюдении прав и свобод личности, в отношении
которой проводятся оперативно-розыскные мероприятия, называет средства, виды и
методы деятельности, а также основания и условия проведения
оперативно-розыскных мероприятий, права и обязанности органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, вопросы социальной и правовой защиты
должностных лиц, а также граждан, оказывающих помощь указанным органам на
конфиденциальной основе.
К другим законам относятся:
Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" ( Ведомости Съезда
народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 16 ), Закон от 17 января
1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" ( См. там же 1992 № 8
), УК РСФСР, УПК РСФСР, Закон РСФСР от 5 марта 1992 года "О
безопасности" ( См. там же 1992. № 15 ), Закон РФ от 1 апреля 1993 года
"О государственной границе Российской Федерации" ( См. там же 1993.
№17 ), Закон РФ от 28 апреля 1993 года "О государственной охране высших
представительных органов государственной власти РФ и их должностных лиц" (
См. там же. № 21 ), Закон РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных органах
налоговой полиции" ( См. там же № 29 ), Федеральный закон от 3 апреля 1995
года "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" ( Собрание
законодательства РФ. 1995. № 15 ), Федеральный закон от 20 апреля 1995 года
"О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов " ( Собрание законодательства РФ. 1995. № 17 ).
Прокуратура выступает как
орган надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности.
Все ее указания, отдаваемые органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, обязательны к исполнению. Вместе с тем согласно ч.2 ст.24
Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в
РФ" сведения о лицах, оказывающих органам федеральной службы безопасности
содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике,
методах и средствах осуществления деятельности органов федеральной службы
безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.
В общей части УК РСФСР даются
понятия преступления, необходимой обороны и крайней необходимости, а также перечислены
другие уголовно-правовые институты и нормы, которыми нужно руководствоваться
при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В особенной части УК
содержится перечень преступлений, определяющий предмет и границы
оперативно-розыскной деятельности.
В УПК РСФСР, в частности, в
общей части и в разделе 2 о стадиях возбуждения уголовного дела и
предварительного расследования имеется ряд институтов и норм, имеющих для указанной
деятельности большую значимость. Кроме того, ч.1 ст. 118 указывает, что на
органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер в
целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
В других перечисленных выше
законах закрепляются компетенция государственных органов на осуществление
оперативно-розыскной деятельности и аспекты этой деятельности применительно к
задачам, решаемым соответствующими органами.
Иными правовыми актами в области
оперативно-розыскной деятельности являются указы и распоряжения Президента Российской
Федерации, акты Федерального Собрания, постановления и распоряжения
Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ,
приказы, указания и инструкции Генерального прокурора РФ, приказы, указания,
инструкции руководителей центральных государственных органов, в том числе
Председателя ГТК. РФ, наделенных правами на осуществление оперативно-розыскной
деятельности.
Нормативные акты в области
оперативно-розыскной деятельности, издаваемые руководителями центральных
государственных органов, должны быть согласованы с Генеральной Прокуратурой РФ
и Верховным Судом Российской Федерации. Они носят закрытый (секретный) характер
и должны касаться только организации и тактики проведения оперативно-розыскных
мероприятий.
Согласно ст. 224, 225, 226
Таможенного кодекса Российской Федерации и пункту 6 ст. 13 Закона "Об
оперативно-розыскной деятельности" в системе таможенных органов
сформированы оперативно-розыскные подразделения и отделы собственной
безопасности, которые функционируют в структуре центрального аппарата ГТК РФ,
в региональных таможенных управлениях и таможнях. Они находятся между собой в
строгой подчиненности: нижестоящие подразделения подчинены вышестоящим и
замыкаются на руководство ГТК РФ.
Другие подразделения ГТК РФ
не имеют права заниматься оперативно-розыскной деятельностью и, следовательно,
прибегать к использованию специальных сил, средств, приемов и методов в своей
повседневной служебной деятельности.
Принципами
оперативно-розыскной деятельности являются основные правовые идеи, закрепленные
в законодательных актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, лежащие
в ее основе и определяющие виды, формы и методы деятельности.
Ст.3 Закона "Об
оперативно-розыскной деятельности" называет следующие принципы:
законность, уважение прав и свобод личности, конспирация, сочетание гласных и
негласных методов деятельности.
Принцип законности состоит в
том, что должностные лица, осуществляя оперативно-розыскные мероприятия, должны
строго выполнять все требования Конституции Российской Федерации, законы и
другие правовые акты, регулирующие данную специфическую деятельность.
Согласно ч.9 ст.5 указанного
закона оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая с нарушением данного
закона, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством
Российской Федерации. Важной гарантией соблюдения законности в
оперативно-розыскной деятельности выступает прокурорский и судебный контроль.
Сущность принципа уважения
прав и свобод человека состоит в защите указанных ценностей от противоправных
действий должностных лиц. Они, осуществляя оперативно-розыскную деятельность,
обязаны защищать права и свободы личности.
Принцип конспирации заключается
в том, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся, как правило, с
соблюдением тайны, которая обеспечивает успех в решении поставленных задач.
Результаты такой деятельности, а также сведения об организации, тактике
оперативно-розыскных мероприятий и лицах, оказывавших помощь компетентным
органам на конфиденциальной основе, являются государственной тайной.
Принцип сочетания гласных и
негласных методов деятельности состоит в том, что исполнитель
оперативно-розыскных мероприятий обязан использовать обе формы деятельности,
причем в различных пропорциях, учитывая при этом решаемую задачу,
целесообразность применения тех или иных приемов и методов, а также оперативную
обстановку. Применение гласных и негласных методов в значительной мере
находится на усмотрении компетентного должностного лица и его начальника.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|