на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Пути совершенствования уголовно-процессуальной деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел

Органы дознания ОВД можно определить как службы КМ И МОЕ, уполномоченные в соответствии уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными актами МВД России, осуществлять расследование уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно и производство неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, а также выполнение иных действий способствующих в расследовании дел следователем.

Итак, дознаватель наделен следующими основными полномочиями:

1) принимает, проверят сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК РФ) и в установленный законом срок по результатам проверки выносит постановление:

• о возбуждении уголовного дела при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ (ч. 1 ст. 146 УПК РФ);

• об отказе в возбуждении уголовного дела, если из собранных материалов усматривается отсутствие оснований для его возбуждения, а равно при наличии, обстоятельств, исключающих производство по делу (ч. 1 ст. 148 УПК РФ);

• передавать заявления и сообщения по подследственности о преступлениям по которым предварительное следствие обязательно или по подсудности по делам частного обвинения (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ)

2) при проверке сообщения о преступлении вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

3) ходатайствует о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

4) уведомляет заявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

5) осуществляет производство дознания, а именно вправе производить следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 3 ст. 41 УПК РФ);

6) вправе применить меры процессуального принуждения (гл. 12-14 УПКРФ);

7) осуществляет производство неотложных следственных действий (ст. 40, 157 УПКРФ);

8) вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора – вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

9) рассматривает каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ);

10) принимает меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);

11) устраняется от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62);

12) выясняет все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст. 86 УПК РФ);

13) выявляет все причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и вносит соответствующее представление по их устранению (ч. 2 ст. 73 и ч. 2 ст. 158 УПК РФ);

14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

Закрепив в определении ряд полномочий начальника органа дознания, законодатель не предусмотрел специальной нормы в редакции УПК РФ, регламентирующей его процессуальный статус.

Однако анализ положений УПК РФ позволяет утверждать, что начальник органа дознания наделен следующими процессуальными полномочиями:

- поручать производство дознания (п. 17 ст. 5, ч. 1 ст. 41 УПК РФ);

- поручать производство неотложных следственных действий подчиненным сотрудникам (ст. 157 УПК РФ);

- давать указания, которые обязательны для дознавателя (ч. 4 ст. 41 УПК);

- по ходатайству дознавателя продлевать до 10 суток срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

- утверждать либо нет выносимые дознавателем постановления:

- о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству (приложение №14 к ст. 476 УПК РФ),

- об отказе в возбуждении уголовного дела (приложение №21 к ст. 476 УПК РФ);

- утверждать или нет обвинительный акт, завершающий дознание (ч. 4 ст. 225 УПК РФ приложение №163 к ст. 476 УПК РФ)

- самостоятельно выполнять функции дознавателя.

Обобщая можно сказать, что дознание, таким образом, является упрощенной формой расследования очевидных преступлений по уголовным делам, возбуждаемым в отношении установленных конкретных лиц. По замыслу законодателя оно призвано освободить следователей от расследования указанных преступлений, не представляющих большой общественной опасности, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними.

Говоря же об путях усовершенствования уголовно-процессуальной деятельности подразделений дознания ОВД, мы определили, что наиболее оптимальными формами повышения профессионального мастерства дознавателей являются:

- совместные с прокуратурой и судом совещания-семинары,

- изучение изменений действующего законодательства, консультации по вопросам расследования отдельных видов преступлений, проводимые сотрудниками образовательных учреждений, прежде всего МВД России,

- обеспечение методической литературой всех сотрудников подразделения дознания,

- использование макетов уголовных дел по наиболее распространенным видам преступлений,

- повышение квалификации в образовательных учреждениях МВД России.

Совершенствование деятельности подразделений дознания требует разработки и внесения изменений в некоторые нормативно-правовые акты, регламентирующие процессуальную деятельность органов внутренних дел, что предполагает:

- участие в определении политики и формировании единообразной практики применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства на всей территории Российской Федерации;

- научно обоснованное дифференцированное отнесение преступлений к подследственности органов предварительного следствия и дознания с учетом характера и тяжести расследуемого деяния;

- совершенствование порядка производства расследования в форме дознания по уголовным делам, по которым лица, совершившие преступления, не установлены, путем внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство в части, касающейся перераспределения подследственности между органами дознания и предварительного следствия, увеличения срока дознания, а также предоставления органам дознания возможности проводить расследование по уголовным делам независимо от того, установлено или нет лицо, совершившее преступление;

– формирование уголовно-процессуального института ускоренной процедуры подготовки и направления в суд отдельных категорий уголовных дел без производства предварительного расследования;

- выработка предложений по систематизации уголовно-процессуального законодательства и устранению пробелов и противоречий в установленной сфере деятельности.


Список использованной литературы

1. Конституция РФ 1993 г. Принята 12 декабря 1993 года.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ФЗ от 18 декабря 2001 г. №177-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, в ред. ФЗ от 27.07.2006 №153-ФЗ // Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.

3. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2004.

4. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. №2124-1 // Ведомости РФ. 1992. – №7. – Ст. 300.

5. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 №925 (ред. от 24.06.2003) «О подразделениях криминальной милиции» (вместе с «Положением о создании, реорганизации и ликвидации криминальной милиции») // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. -№50. – Ст. 4904.

6. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 №926 (ред. от 22.02.2006) «О подразделениях милиции общественной безопасности» (вместе с «Положением о создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета») // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №50. – Ст. 4905.

7. О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1 // Российская газета. – 2004. – 25 марта.

8. Определение №8-098-39 по делу Ригонина: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 1998 года // ВВС РФ. 1999. – №3. – С. 21 (п. 20).

9. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу Б. // ВВС РФ. – 2000. – №3. – С. 19; Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 20 января 2004 г. по делу; №6-073/03 // СПС «КонсультантПлюс». Документ №20502 (ИВ Судебная; практика).

10. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 года №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».

11. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 июля 2002 г. №39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 №13).

12. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10 января 1999 г. №3 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях» (в ред. приказа Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 №13, с изм., внесенными приказами Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 №39, от 21.10.2003 №45).

13. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации №80 и Министерства внутренних дел Российской Федерации №725 от 12 сентября 2006 года «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях».

14. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18 июня 1997 г. №31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием».

15. Приказ МВД РФ от 15.09.2003 №730 «Об утверждении типового положения о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации» // Российская газета -№211 от 21.10.2003 г.

16. Приказ Генерального прокурора РФ №39 от 2002 г. «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

17. Письмо Генеральной прокуратуры РФ и Министерства внутренних дел РФ «О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел» от 9 сентября 1993 г. №25/15-1-19-93 и №1/3986.

18. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 5 августа 2003 г. №28/20 «Об организации рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, осуществляющих уголовное судопроизводство».

19. Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 октября 2004 г. №27/36 «Об устранении недостатков в практике направления поручений о производстве следственных действий и проведении оперативно-розыскных мероприятий».

20. Приказ МВД России от 2 марта 1993 г. №84 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ».

21. Приказ МВД России от 30.09.94 №259 «Об утверждении Перечня должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации».

22. Приказ МВД России от 14.06.2000 №642 «Об утверждении табелей положенности организационной, криминалистической, специальной техники и средств связи для подразделений дознания МОБ ОВД».

23. Приказ МВД России от 30 мая 2002 года №524 «О мерах по совершенствованию предварительного расследования в форме дознания и реализации положений УПК РФ».

24. Приказ МВД РФ от 15.09.2003 №730 «Об утверждении типового положения о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации» // Российская газета – №211 – от 21.10.2003 г.

25. Приказ МВД России от 1 декабря 2005 №985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»

26. Приказ МВД России от 5 августа 2005 г. №650 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел РФ, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте».

27. Указание МВД РФ от 7 июня 2004 г. №1/3743 и от 5 июня 2004 г. №1/4348 «Об активизации работы по раскрытию и расследованию преступлений небольшой и средней тяжести».

28. Приказ МВД России от 14 декабря 2004 г. №896 «Об утверждении программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел Российской Федерации».

29. Приказ МВД России от 18 октября 2005 №840 «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации»,

30. Приказ МВД России от 3 августа 2006 года №606 «Об утверждении Основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации на 2006-2011 годы и плана их реализации».

31. Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2003 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. – №10.

32. Арестова Е. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, подследственным следователю // Российский следователь. – №10. – 2003.

33. Бекетов Ю.Н. Актуальные вопросы использования непроцессуальных форм взаимодействия следствия и органов дознания в ходе расследования преступлений // Следователь. – №4. – 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.