Органы
дознания ОВД можно определить как службы КМ И МОЕ, уполномоченные в
соответствии уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными актами
МВД России, осуществлять расследование уголовных дел, по которым производство
предварительного следствия не обязательно и производство неотложных
следственных действий по делам, по которым производство предварительного
следствия обязательно, а также выполнение иных действий способствующих в
расследовании дел следователем.
Итак,
дознаватель наделен следующими основными полномочиями:
1)
принимает, проверят сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении
(ст. 144 УПК РФ) и в установленный законом срок по результатам проверки выносит
постановление:
• о
возбуждении уголовного дела при наличии повода и основания, предусмотренных ст.
140 УПК РФ (ч. 1 ст. 146 УПК РФ);
• об
отказе в возбуждении уголовного дела, если из собранных материалов
усматривается отсутствие оснований для его возбуждения, а равно при наличии,
обстоятельств, исключающих производство по делу (ч. 1 ст. 148 УПК РФ);
•
передавать заявления и сообщения по подследственности о преступлениям по
которым предварительное следствие обязательно или по подсудности по делам
частного обвинения (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ)
2) при
проверке сообщения о преступлении вправе требовать производства документальных
проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);
3)
ходатайствует о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток
(в отдельных случаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
4) уведомляет
заявителя о принятом решении по результатам проверки сообщения о преступлении
(ст. 145 УПК РФ);
5)
осуществляет производство дознания, а именно вправе производить следственные и
иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения, предусмотренные
УПК РФ (ч. 3 ст. 41 УПК РФ);
6)
вправе применить меры процессуального принуждения (гл. 12-14 УПКРФ);
7)
осуществляет производство неотложных следственных действий (ст. 40, 157 УПКРФ);
8)
вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание
прокурора – вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
9)
рассматривает каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке,
установленном главой 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ);
10)
принимает меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого
и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК РФ);
11) устраняется
от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для
отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62);
12)
выясняет все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73
УПК РФ (ст. 86 УПК РФ);
13)
выявляет все причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и
вносит соответствующее представление по их устранению (ч. 2 ст. 73 и ч. 2 ст.
158 УПК РФ);
14)
осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом
(ч. 3 ст. 41 УПК РФ).
Закрепив
в определении ряд полномочий начальника органа дознания, законодатель не
предусмотрел специальной нормы в редакции УПК РФ, регламентирующей его
процессуальный статус.
Однако
анализ положений УПК РФ позволяет утверждать, что начальник органа дознания
наделен следующими процессуальными полномочиями:
- поручать
производство дознания (п. 17 ст. 5, ч. 1 ст. 41 УПК РФ);
-
поручать производство неотложных следственных действий подчиненным сотрудникам
(ст. 157 УПК РФ);
- давать
указания, которые обязательны для дознавателя (ч. 4 ст. 41 УПК);
- по
ходатайству дознавателя продлевать до 10 суток срок проверки сообщения о любом
совершенном или готовящемся преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
- утверждать
либо нет выносимые дознавателем постановления:
- о
возбуждении уголовного дела и принятии его к производству (приложение №14 к ст.
476 УПК РФ),
- об
отказе в возбуждении уголовного дела (приложение №21 к ст. 476 УПК РФ);
-
утверждать или нет обвинительный акт, завершающий дознание (ч. 4 ст. 225 УПК РФ
приложение №163 к ст. 476 УПК РФ)
- самостоятельно
выполнять функции дознавателя.
Обобщая
можно сказать, что дознание, таким образом, является упрощенной формой расследования
очевидных преступлений по уголовным делам, возбуждаемым в отношении
установленных конкретных лиц. По замыслу законодателя оно призвано освободить
следователей от расследования указанных преступлений, не представляющих большой
общественной опасности, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними.
Говоря
же об путях усовершенствования уголовно-процессуальной деятельности подразделений
дознания ОВД, мы определили, что наиболее оптимальными формами повышения
профессионального мастерства дознавателей являются:
-
совместные с прокуратурой и судом совещания-семинары,
-
изучение изменений действующего законодательства, консультации по вопросам
расследования отдельных видов преступлений, проводимые сотрудниками
образовательных учреждений, прежде всего МВД России,
-
обеспечение методической литературой всех сотрудников подразделения дознания,
-
использование макетов уголовных дел по наиболее распространенным видам
преступлений,
-
повышение квалификации в образовательных учреждениях МВД России.
Совершенствование
деятельности подразделений дознания требует разработки и внесения изменений в
некоторые нормативно-правовые акты, регламентирующие процессуальную
деятельность органов внутренних дел, что предполагает:
-
участие в определении политики и формировании единообразной практики применения
уголовного и уголовно-процессуального законодательства на всей территории
Российской Федерации;
- научно
обоснованное дифференцированное отнесение преступлений к подследственности
органов предварительного следствия и дознания с учетом характера и тяжести
расследуемого деяния;
-
совершенствование порядка производства расследования в форме дознания по
уголовным делам, по которым лица, совершившие преступления, не установлены,
путем внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство в части,
касающейся перераспределения подследственности между органами дознания и
предварительного следствия, увеличения срока дознания, а также предоставления
органам дознания возможности проводить расследование по уголовным делам независимо
от того, установлено или нет лицо, совершившее преступление;
– формирование
уголовно-процессуального института ускоренной процедуры подготовки и
направления в суд отдельных категорий уголовных дел без производства
предварительного расследования;
-
выработка предложений по систематизации уголовно-процессуального
законодательства и устранению пробелов и противоречий в установленной сфере
деятельности.
Список
использованной литературы
1. Конституция РФ 1993 г. Принята 12 декабря 1993 года.
2. Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации ФЗ от 18 декабря 2001 г. №177-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, в ред. ФЗ от 27.07.2006 №153-ФЗ // Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.
3. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2004.
4. Закон РФ «О средствах массовой
информации» от 27 декабря 1991 г. №2124-1 // Ведомости РФ. 1992. – №7. – Ст.
300.
5. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 №925 (ред. от 24.06.2003) «О подразделениях криминальной милиции» (вместе с
«Положением о создании, реорганизации и ликвидации криминальной милиции») //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. -№50. – Ст. 4904.
6. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 №926 (ред. от 22.02.2006) «О подразделениях милиции общественной безопасности»
(вместе с «Положением о создании, реорганизации и ликвидации подразделений
милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального
бюджета») // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №50. – Ст.
4905.
7. О применении судами норм
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1 // Российская газета. – 2004. – 25 марта.
8. Определение №8-098-39 по делу
Ригонина: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 1998
года // ВВС РФ. 1999. – №3. – С. 21 (п. 20).
9. Определение Судебной коллегии по
уголовным делам Верховного Суда РФ по делу Б. // ВВС РФ. – 2000. – №3. – С. 19;
Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 20 января 2004 г. по делу; №6-073/03 // СПС «КонсультантПлюс». Документ №20502 (ИВ
Судебная; практика).
10. Приказ Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России,
Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 года №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».
11. Приказ Генеральной прокуратуры
Российской Федерации от 5 июля 2002 г. №39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии
досудебного производства» (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 №13).
12. Приказ Генеральной прокуратуры
Российской Федерации от 10 января 1999 г. №3 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений,
сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях» (в ред.
приказа Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 №13, с изм., внесенными приказами Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 №39, от 21.10.2003 №45).
13. Приказ Генеральной прокуратуры
Российской Федерации №80 и Министерства внутренних дел Российской Федерации №725
от 12 сентября 2006 года «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного
контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о
преступлениях».
14. Приказ Генерального прокурора
Российской Федерации от 18 июня 1997 г. №31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием».
15. Приказ МВД РФ от 15.09.2003 №730 «Об утверждении типового положения о министерстве внутренних дел, главном
управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации» //
Российская газета -№211 от 21.10.2003 г.
16. Приказ Генерального прокурора РФ №39
от 2002 г. «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного
преследования в стадии досудебного производства».
17. Письмо Генеральной прокуратуры РФ
и Министерства внутренних дел РФ «О процессуальных полномочиях руководителей
органов внутренних дел» от 9 сентября 1993 г. №25/15-1-19-93 и №1/3986.
18. Указание Генеральной прокуратуры
РФ от 5 августа 2003 г. №28/20 «Об организации рассмотрения жалоб на действия
(бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора,
осуществляющих уголовное судопроизводство».
19. Указание Генеральной прокуратуры
Российской Федерации от 12 октября 2004 г. №27/36 «Об устранении недостатков в практике направления поручений о производстве
следственных действий и проведении оперативно-розыскных мероприятий».
20. Приказ МВД России от 2 марта 1993 г. №84 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ».
21. Приказ МВД России от 30.09.94 №259 «Об утверждении Перечня должностей в органах, учреждениях и учебных
заведениях, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации».
22. Приказ МВД России от 14.06.2000 №642 «Об утверждении табелей положенности организационной, криминалистической,
специальной техники и средств связи для подразделений дознания МОБ ОВД».
23. Приказ МВД России от 30 мая 2002 года №524 «О мерах по совершенствованию предварительного расследования в форме
дознания и реализации положений УПК РФ».
24. Приказ МВД РФ от 15.09.2003 №730 «Об утверждении типового положения о министерстве внутренних дел, главном
управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации» //
Российская газета – №211 – от 21.10.2003 г.
25. Приказ МВД России от 1 декабря 2005 №985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения
в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной
информации о происшествиях»
26. Приказ МВД России от 5 августа 2005 г. №650 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел РФ, отдельных
подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов
предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте».
27. Указание МВД РФ от 7 июня 2004 г. №1/3743 и от 5 июня 2004 г. №1/4348 «Об активизации
работы по раскрытию и расследованию преступлений небольшой и средней тяжести».
28. Приказ МВД России от 14 декабря 2004 г. №896 «Об утверждении программы МВД России «Создание единой
информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел Российской
Федерации».
29. Приказ МВД России от 18 октября 2005 №840 «Об организации планирования в системе органов внутренних дел
Российской Федерации»,
30. Приказ МВД России от 3 августа 2006 года №606 «Об утверждении Основных направлений совершенствования
деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации
на 2006-2011 годы и плана их реализации».
31. Обзор надзорной практики Судебной
коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2003 год //
Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. – №10.
32. Арестова Е. Производство органами
дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, подследственным
следователю // Российский следователь. – №10. – 2003.
33. Бекетов Ю.Н. Актуальные вопросы
использования непроцессуальных форм взаимодействия следствия и органов дознания
в ходе расследования преступлений // Следователь. – №4. – 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|