на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Пути совершенствования уголовно-процессуальной деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел

На V Всероссийском съезде деятелей юстиции было официально признано, что никакой органической особенностью предварительное следствие не отличается от дознания, эти формы расследования равнозначны и их нельзя противопоставлять друг другу. Предварительное следствие устанавливалось лишь для дел, рассматриваемых губернскими судами и трибуналами, а по другим делам оно могло проводиться лишь по особому постановлению народного судьи или по предложению прокурора. В дальнейшем органы дознания получили право приостанавливать и прекращать уголовные дела, находящиеся в их производстве. Надзор за проведением дознания по каждому конкретному уголовному делу возлагался на следователя, на участке которого действовал данный орган дознания. Следователь, кроме того, был наделен правом с разрешения прокурора передать расследование подследственного ему дела в орган дознания.

Анализируя практику тех лет, процессуалист В. Громов отмечал: «В условиях недостаточности следственного аппарата почти все преступления проходят через органы дознания. Это, однако, не есть результат случайных причин. Согласно общему духу нашего УПК нет принципиальной разницы между органами дознания и органами следствия, представляющими собой лишь две ступени одного и того же процесса расследования».

Таким образом, институт дознания в советском уголовно-процессуальном законодательстве занял иное место по сравнению с дореволюционным, став формой расследования уголовных дел, практически не отличающейся от предварительного следствия. Полномочия органов дознания практически были уравнены с полномочиями следователя, и дознание перестало выполнять свое предназначение – раскрывать преступления.

В 50-х гг. при обсуждении проекта уголовно-процессуального кодекса развернулась дискуссия о целесообразности существования полного дознания. Многие ученые предлагали ликвидировать данную форму расследования преступлений, но она была сохранена как в Основах уголовного судопроизводства 1958 г., так и в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 г. Вместе с тем в 60-е и 70-е гг. перечень преступлений, по которым расследование проводилось в форме дознания, был сокращен до 19 составов.

Однако организационные и кадровые проблемы следственного аппарата привели к тому, что этот перечень вновь был расширен, и к 2001 г. дознание в полном объеме осуществлялось по 84 составам преступлений. Назначение этой параллельной, искусственно созданной формы расследования состояло в том, чтобы «разгрузить» следствие.


Глава 2. Уголовно-процессуальная и организованная деятельность

специализированных подразделений дознания органов внутренних

дел

§ 1. Понятие, виды и процессуальный статус органов дознания в

системе МВД России

Существующим органам дознания в системе МВД России, в особенности милиции, принадлежит главенствующая роль в решении задач по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Органы милиции проводят большую часть мероприятий по проверке, рассмотрению разрешению заявлений и сообщений граждан и организаций о преступлениях. В расследовании уголовных дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно органы милиции также занимают первостепенное место. Так по статистическим данным в 2005 году органами дознания в системе МВД России расследовано 2176898 преступлений что составляет 61,2% от общего числа зарегистрированных. Прогнозы развития криминогенной обстановки в стране и тенденции изменения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего подследственность органов дознания в системе МВД России, свидетельствует о том, что количество уголовных дел, расследуемых органами милиции года будет только возрастать.

Не менее важную роль органы дознания играют в расследовании уголовных дел, по которым производство предварительного следствия обязательно. Дела подследственные следователям различных ведомств своем большинстве более сложны, чем производства, отнесенные к компетенции дознания, поэтому помощь милиции в производстве от следственных действий и оперативном сопровождении расследования в некоторых случаях является неоценимой.

Вместе с тем полномочия, которыми обладают органы дознания, их начальники и дознаватели являются гарантией осуществления органами дознания возложенных на них задач и функций. В связи с этим из вопросов, связанных с процессуальными полномочиями указанных органов является весьма актуальным не только для сотрудников органов дознания, но и для иных работников правоохранительных органов.

Прежде чем перейти к понятию и рассмотреть процессуальный статус органов дознания в системе МВД России необходимо разобраться в том, что же представляет собой такая категория как «дознание».

Согласно толковому словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова «Дознание – это предварительное административное расследование»[3]. Подобное уяснение этого слова в толковом словаре обусловлено зарождением дознания. В дореволюционной России деятельность органов дознания (как правило, полиции) связывалась с проведением первоначальных действий по обнаружению признаков преступления и розыска, в том числе и негласного, лиц, причастных к преступлению[4]. Разрушение имперского уголовно-процессуального законодательства изменило характер дознания, переведя его из разряда, по большей части, административных деятельности в разряд уголовно-процессуальной. Поэтому, начиная с принятия УПК РСФСР 1922 г.[5], дознание представляет особую форму расследования уголовных дел.

В ходе реформирования уголовно-процессуального законодательства законодатель остался верен заложенным ранее традициям и определил дознание как самостоятельную форму расследования уголовных дел. Так п. 8 ст. 5 УПК РФ говорит о том, что «дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно».

В отличие от ранее действовавших законодательных актов, регламентирующих уголовно-процессуальную деятельность, нынешний УПК РФ 2001 г. в п. 24 ст. 5 УПК РФ раскрывает и понятие органов дознания, подразумевая под ними «государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия». Перечисляя органы дознания в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ называет в качестве такового органы внутренних дел Российской Федерации. Помимо ОВД в системе МВД России к органам дознания следует отнести командиров воинских частей и соединений внутренних войск МВД России (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, Федеральный закон от 06.02.1997 №27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»[6]). Однако применительно к данной теме, хотелось бы отметить, что предметом рассмотрения будут органы дознания ОВД, т.к. именно для них функция проведения дознания является если не основной, то одной из основных. Согласно Положению о службе в ОВД МВД России сотрудниками ОВД России являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, имеющие специальные звания милиции, юстиции или внутренней службы. Таким образом, органы внутренних дел представляют собой весьма широкий спектр различных служб и подразделений, которые выполняют различные функции в соответствии направлениями деятельности МВД России. Однако неверно говорить о том, что каждый сотрудник ОВД может и должен осуществлять функцию проведения дознания. Так, например, сложно представить, что сотрудник вещевой службы, кадрового аппарата или финансово-экономического подразделения будет расследовать уголовные дела в форме дознания. Проведенный анализ действующих ведомственных актов МВД России позволяет сделать вывод, что к органам дознания в системе МВД можно отвести только те службы, которым в одну из первостепенных задач ставится раскрытие и расследование преступлений, т.е. исключительно отдельные службы милиции общественной безопасности (МОБ) и криминальной милицию (КМ).

Более того, в соответствии со ст. 8, 9 Закона РФ «О милиции», криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются самостоятельными органами дознания. Создание в милиции двух органов, наделенных полномочиями органа дознания, на протяжении всего периода их существования вызывало и вызывает вопросы о разграничении их полномочий, в том числе уголовно-процессуальной компетенции. Требовали своего разрешения и вопросы о разграничении процессуальных полномочий между начальником органа внутренних дел и начальниками криминальной милиции и милиции общественной безопасности. С принятием нового уголовно-процессуального закона разрешение указанных вопросов носит еще более острый характер[7].

На КМ возложены задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по делам, о которых обязательно производство предварительного следствия (ст. 8 Закона РФ «О милиции»). Криминальная милиция является самостоятельным органом дознания, она вправе производить неотложные следственные действия по закреплению следов преступления. Изучение практики показывает, что КМ являясь оперативно-розыскным органом, реализует свои полномочия с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, по делам по которым обязательно производство предварительного следствия, и осуществляет расследование по делу лишь в форме проведения неотложных следственных действий, когда возникает необходимость в незамедлительном закреплении следов преступления. При получении сведений о совершении очевидных преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями передают собранные материалы через начальника органа внутренних дел в специализированные подразделения дознания милиции общественной безопасности.

Задачами милиции общественной безопасности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В соответствии с Законом РФ «О милиции» милиция общественной безопасности также является самостоятельным органом дознания и осуществляет расследование преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, в форме дознания, а также при необходимости производства неотложных следственных действий по закреплению следов преступления по делам, по которым обязательно предварительное следствие, производит их.

Исходя из этого можно классифицировать органы дознания ОВД.

Итак, к службам МОБ, наделенными полномочиями по проведению дознания следует отнести:

• отделы (отделения) дознания при РОВД и ЛОВДТ;

• отделы (отделения) дознания при ГИБДД;

• отделы (отделения) участковых уполномоченных милиции;

• отделы (отделения) по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

• К службам КМ, наделенными полномочиями по проведению дознания следует отнести:

• отделы (отделения) уголовного розыска;

• отделы (отделения) по экономическим преступлениям;

• подразделения по борьбе с организованной преступностью;

• отделы (отделения) по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Приведенный перечень органов дознания ОВД свидетельствует о том, что по большей части для данных подразделений проведение дознания является факультативной функцией. Исключение из данной категории служб ОВД составляют лишь подразделения дознания РОВД, ЛОВДТ и ГИБДД, для которых функция проведения дознания является основной.

В Большом юридическом словаре под словосочетанием «процессуальный статус» понимается установленное нормами процессуального право положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей[8]. В силу этого процессуальный статус органов дознания ОВД определяет совокупность возложенных на них уголовно-процессуальным законодательством обязанностей по проведению расследования и предоставленных для их успешного выполнения прав. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ на органы дознания возлагается расследование дел в форме дознания, а также проведение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Рассмотрев ранее понятие дознания, как особой формы предварительного расследования, представляется, необходимым немного остановится на исследовании такой категории как «неотложные следственные действия. В соответствии с п. 19 ст. 5 УПК РФ «неотложные следственные действия – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». Неотложные следственные действия проводятся в срок не более 10 дней со дня возбуждения уголовного дела (. 3 ст. 157 УПК РФ). Исходя из приведенных положений уголовно-процессуального законодательства, можно сделать вывод, что неотложные следственные действия не относятся к такой форме расследования уголовных дел как дознание. По отношении к предварительному следствию они носят вспомогательный характер. Исходя из этого, неотложные следственные действия представляют собой особый порядок расследования уголовных дел, являющийся частью предварительного следствия, а не дознания.

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства позволяет сделать вывод, что круг обязанностей органов дознания несколько шире, чем тот, что очерчен ч. 2 ст. 40 УПК РФ. Поэтому помимо проведения неотложных следственных действий и дознания, органы дознания должны выполнять и иные виды деятельности в частности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.