на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Развитие уголовного законодательства России на протяжении ХI-ХVIII в

Таким образом, не допускалась замена женщин на поединках наймитом.

По делам об убийствах допускалось даже мировое соглашение, в котором оговаривались штраф и уголовное наказание (обычно тюремное заключение).

Псковская судная грамота впервые упомянула о государственной измене, карающейся смертной казнью, но само понятие государственной измены не ввело. Этот вид преступления был известен и Новгороду.

Двинская судная грамота появилась в 1397-1398 гг. В данном документе впервые на законодательном уровне была закреплена смертная казнь как вид уголовного наказания. В статье 5 Двинской уставной грамоты сказано, что «А татя впервые продати противу поличного, в другие уличить в третьи ино повесити а татя всякого пятнити», то есть смертная казнь вводилась за совершение кражи именно в третий раз.

Дальнейшее расширение применения смертной казни в законодательстве Древнерусского государства связано с назначением данной меры за государственные преступления. Смертная казнь все более начинает приобретать политический оттенок. Впервые за государственные преступления она вводится в Псковской Судной грамоте за наиболее опасные преступления (воровство в церкви, конокрадство государственную измену, поджоги – статья 7; за кражу, совершенную в посаде в третий раз – статья 8)[32].

Настоящий прорыв в назначении смертной казни за государственные преступления начинается в период формирования единого Русского государства в конце XV – начале XVI в., что зафиксировали Судебники 1497 г. и 1550 г. В первом документе особое внимание законодателем уделяется государственным преступлениям, могущим подорвать единство государственной власти и государственную безопасность, а потому в законе появляются такие преступления, как «государственное убойство», «коромола», «подым», которые Судебник относит к числу наиболее опасных.

9. А гоеударскому убойце и коромолнику, церковному

татю, и головному, и подымщику, и зажигалнику, ведомому

лихому человеку живота не дати, казнити его смертною

казнью[33].

Особую опасность общественному и государственному спокойствию законодатель видит со стороны преступников по ремеслу – профессиональных преступников. В Судебнике впервые в русском уголовном праве вводится специальное обозначение таких лиц – «ведомый лихой человек». Это понятие становится важнейшим при определении наказания в виде смертной казни.

8. А ТАТБЕ. А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того велети казнити смертною казнью, а исцево велети доправити изь его статка, а что ся у статка останеть, ино то боярину и диаку имати себе[34].

Судебник 1497 г. наряду с подтверждением смертной казни «кромьскому татю» (церковному вору) и зажигальнику вводит смертный приговор «государственному убойце» и «коромольнику» (заговорщику против государственной власти) – статья 9. Смертная казнь предусматривается по статье 11 за повторную кражу. Статья 13 подтверждает, что «ведомому лихому» грозит смертная казнь, если свидетели докажут (5-6 человек), что он «ведомый лихой»[35].

Обострение классовых противоречий, повышение значимости государственной власти и её аппарата повлияли на изменение понятия преступления. Если Русская Правда определяла понятие преступления как обиду, то есть причинение вреда отдельному лицу, то в Судебнике 1497 г. под преступлением (уголовно наказуемым деянием) понималось причинение ущерба интересам господствующего класса и государству. В понятие преступления был внесён, таким образом, элемент общественной опасности, более чёткий классовый смысл[36].

Холоп становится самостоятельным настолько, что мог нести уголовную ответственность за свои «лихие дела»[37].

Судебник 1497 г. ввел новые виды преступления: государственные, против суда, преступления по службе. Государственные преступления рассматривались как наиболее тяжкие («крамола» - измена князю, государству; заговор, мятеж, призыв к восстанию - «подым»)[38].

В связи с увеличение роли суда появилась уголовная ответственность должностных лиц за нарушение установленного Судебником порядка судопроизводства, за взяточничество, за дачу ложных показаний.

Наиболее опасными преступлениями считались также разбой, убийство господина, убийство, грабёж, кража.

Среди других преступлений Судебник 1497 г. говорил о повреждении межевых знаков, причём устанавливал различные наказания в зависимости от того, чьи межевые знаки были повреждены. Повреждение знаков на земле великого князя, боярина и монастыря влекло за собой наказание кнутом и денежное взыскание в размере рубля, на крестьянской земле - денежное взыскание в два алтына.

Как отдельный вид имущественных преступлений выделено истребление чужого имущества. Памятники говорят о поджоге, как наиболее тяжком преступлении этой группы, причём отмечался поджог двора, который считался одним из самых тяжких преступлений вообще.

В этот период появляются ранее не существовавшие понятия в уголовном праве: понятие «бесхитростных» деяний, противопоставляемых умышленным; рецидив (неоднократного совершённые преступления)[39].

В целом в уголовном праве XI – XVI вв. еще не определено и точно не установлено понятие преступления. Не указаны признаки преступления. В Русской Правде имеется понятие и признаки обиды.

В Русской Правде уже наметилось понятие «соучастник», но не установлена пока еще индивидуальная ответственность за соучастие, все соучастники несут равную ответственность.

Нет точных формулировок умысла и неосторожности.

В Русской Правде не сформулировано понятие наказания, оно достаточно тесно переплетается с местью.

Развивает институт штрафа, в Псковской Судной грамоте штраф впервые дифференцируется с учетом имущественного положения виновного.

В грамотах более позднего периода по сравнению с Русской Правдой увеличиваются меры ответственности. Но в целом присутствует бессистемность в источниках уголовного права того периода.

В Двинской Судной грамоте впервые закреплена на законодательном уровне смертная казнь. Она применялась и в период Русской Правды, но не была указана в качестве меры наказания в законах.

Дальнейшее расширение применения смертной казни в законодательстве Древнерусского государства связано с назначением данной меры за государственные преступления. Смертная казнь все более начинает приобретать политический оттенок.

Ответственность усиливается с появлением Судебника 1497 г. Появляются новые виды преступлений, относящиеся к нарушениям государственного строя и порядка управления.


Глава 2. Уголовное право по Соборному уложению 1649 г.

§ 1. Общие положения о преступлениях

В течение многих столетий уголовное законодательство Руси (России) исповедовало принцип объективного вменения. П. Колосовский, в частности, утверждал, что доминирование объективной стороны характерно для всех законодательств на низкой ступени их развития[40]. Но Русская Правда уже наметила очертания субъективного вменения. Отход от практики облихования наблюдается только в Соборном Уложении 1649 г. И не случайно начинает превалировать идея ответственности деятеля за вину, а не за его нравственную испорченность (основание облихования).

Переход карательных функций от общины к государству влечет за собой следующие последствия: ответственность общины перед государством (штрафные санкции) за невыдачу разбойников; холопы не только признавались субъектами преступлений; их господин подлежал ответственности за невыдачу властям своего холопа, являющегося преступником.

Соборное Уложение включало в себя 25 глав и 967 статей. В отличие от предшествующего законодательства в Соборном уложении виды преступлений изложены в определённой системе, хотя не всегда в достаточной мере выдержанной законодателем.

На первое место в нем выдвинулись преступления против религии и церкви (глава 1 «О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯТЕЖНИКАХ»), государства (глава 2 «О ГОСУДАРЬСКОЙ ЧЕСТИ, И КАК ЕГО ГОСУДАРЬСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАТЬ»), далее против порядка управления (главы 4-7), судебной системы (глава 10 «О СУДЕ» и глава 14 «О КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИ»), и только в последнюю очередь – преступлений против частных лиц (главы 21-22).

Выдвижение на первое место именно преступлений против церкви (веры) объясняется той ролью, которую играла тогда религия, бывшая важнейшим идеологическим оружием и опорой феодализма. Большинство средневековых движений против феодализма имело религиозную окраску, и в той или иной мере было направлено и против господствующей церкви. Уложение знает такие преступления против церкви, как богохульство, нарушение порядка в церкви, совращение в мусульманство, ереси, «чернокнижие», колдовство и др. Все они карались смертной казнью (большей частью сожжением)[41].

Государственным преступлениям специально посвящена вторая глава Уложения, в которой говорится о заговорах, измене, шпионаже, бунте, покушении на царя. В Уложении не упоминается оскорбление царя словом. Однако судебная практика того времени знает массу таких дел. За «царское бесчестье» били кнутом, батогами, вырезали язык. Не только оконченное деяние или покушение, но даже «голый» умысел по таким преступлениям карался смертной казнью с конфискацией имущества. Так же наказывались лица, знавшие о готовящемся преступлении и не донесшие властям. Родственники государственных преступников подлежали ссылке. Закон уделял много внимания измене, заговорам, бунтам[42].

Подробно определены и многие составы преступлений против порядка управления - подделка печатей, фальшивомонетничество, нарушение вправил взимания торговых пошлин, порядка содержания питейных заведений и др. Фальшивомонетничество, в связи с тяжёлым финансовым положение государства принимало порой массовый характер. Поэтому оно очень жестоко каралось - смертной казнью путём вливания в горла расплавленного металла. Нужно отметить также нарушение государственной монополии на продажу вина («корчемство»), льна, сала и т.д. Сюда же относятся незаконное взимание пошлины («мыта»), неразрешённый переезд через границу, бегство «ратных людей» из полков, грабежи «ратных людей» в походе и т.д.[43]

Существовали и нормы о воинских преступлениях (измена военнослужащего, побег с поля боя, дезертирство и др.); преступление против судебной власти (лжеприсяга, лжесвидетельство, нарушение порядка в суде, драка с судьёй, сопротивление судье и т.д.). В главе, посвященной суду, установлены наказания за решение судебного дела «по посулу или по дружбе, или по недружбе»[44].

Чётко регламентированы составы преступлений против личности: убийство; нанесение тяжких телесных повреждений, оскорбление словом и действием. Среди преступлений против частных лиц самым тяжким считалось убийство. За него, как правило, следовала смертная казнь. Особо опасным считали убийство слугой своего господина. В этом случае не только покушение, но и «голый» умысел наказывался отсечением руки. Тяжким преступлением было убийство родителей и мужа. Жену, убившего мужа, закапывали живьём в землю. Однако за убийство жены следовало более мягкое наказание - кнут. Это объяснялось принижением положения женщины[45].

Главы IV и V были посвящены ответственности за преступления против порядка управления. Здесь фигурировали следующие деяния: подделка грамот, печатей, приказных писем, изготовление «нарядных « (то есть подложных) писем (статьи 3-4), фальшивомонетничество, утайка или подмена золотых и серебряных дел мастерами благородных металлов (глава V за первое преступление устанавливала торговую казнь, за второе – смертную казнь).

Среди имущественных преступлений закон выделяет:

1)  Кражу (татьбу), то есть тайное похищение чужого имущества. Татьба, сопровождающаяся убийством, наказывалась смертной казнью. Также каралась церковная татьба (кража церковной утвари).

2)  Грабёж - явный насильственный захват чужого имущества, совершённый (в отличие от разбоя) непрофессиональными преступниками. За грабёж потерпевшему полагалось вознаграждение в размере двойной цены захваченной вещи, а преступник карался по усмотрению суда. Наказывался он гораздо мягче, нежели за разбой.

3)   Разбой – это грабеж, связанный с посягательством на жизнь и здоровье потерпевшего. В ХVI – ХVII вв. число разбоев было чрезвычайно велико. Они до известной степени явились одной из форм социального протеста крестьянства против феодального гнёта. Поджог, истребление чужого имущества, мошенничество.

Итак, в главе XXI первой регламентируется татьба. Данное понятие – это не только кража, но и открытое хищение чужого имущества (грабеж). Татьбой охватывалось и такое хищение, которое сопровождалось убийством жертвы (разбой). Таким образом, Соборное Уложение объединило в одном составе кражу, разбой и грабеж.

Глава XXII регламентировала применение ответственности за преступления против личности. Особо защищалась жизнь родителей от посягательств на нее детей. Это свидетельствует о заботе государства в отношении семейных устоев и ценностей. Власти также понимали, что без нормальной семьи не может быть сильного государства.

Преступления против нравственности (такие как сводничество, нарушение семейных устоев), ранее известные только церковному законодательству, нашли в Соборном уложении своё частичное отображение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.