Повседневные испытания,
которые претерпевает ребенок, превышают предел его адаптационных возможностей,
ведут к хроническому и психическому перенапряжению, отчуждению детей и тоже
нередко выгоняют их на улицу, а в худшем случае приводят к суициду, потому что
такая жизнь теряет какой-либо смысл, ради чего стоит жить и бороться. Бегство
из дома ведет ребенка к бродяжничеству, к жизни в асоциальной уличной среде. Он
утрачивает родительское попечение, становится беспризорным, не имеет
постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий,
необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
Очевидно, что дети, оказавшиеся в подобном положении, бесправны. Их бесправие
усугубляется, если они, сбежав от насилия в семье, попадают в руки жестоких
взрослых, которые используют их в воровских делах, вовлекают в половые связи,
приобщают к проституции. Позитивный статус сына (дочери) заменяется другим
статусом, асоциальным: беспризорник, вор, попрошайка, проститутка и т. п.
Выдавливание ребенка,
живущего в неблагополучной семье, из школьного воспитательного пространства
приводит ребенка на улицу с совершенно иным статусным набором, который
направлен на совершенно другие цели и «ценности». Любой социальный статус
ребенка вносит свой вклад в его развитие, но особое место в наборе статусных
позиций развивающейся личности занимает статус члена семьи и ученика школы, так
как семья и школа - самые значимые институты социализации детей. Если ребенок
(подросток) утратил попечение со стороны безответственных родителей и потерял
связь со школой, то это чревато не только отставанием в психическом развитии и
деградацией, происходит также деформация, а затем и утрата его позитивного
социального статуса. Нарушение социального статуса приводит к прямой
дискриминации беспризорных детей и подростков. Их не допускают к участию в
большинстве социальных мероприятий и препятствуют поступлению в заведения,
предназначенные для других детей. Они оказываются на положении отверженных
большинством членов общества, а иногда имеет место и активное противодействие
созданию учреждений для детей улиц со стороны местного населения. Детям улиц
непросто получить образование, медицинскую помощь, доступ к местам отдыха и
ресурсам профессионального обучения. Обычно они не получают необходимых
прививок, поэтому у них слабое здоровье. У них нет возможности овладеть
навыками, необходимыми для устройства на работу, не хватает средств для
поддержания личной гигиены.
В целом большинство
членов общества считает детей улиц источником неприятностей, хулиганами, аморальными
типами, наркоманами и алкоголиками, не спорными на какие-либо хорошие поступки
и отношения.
Все они представляются
гражданам потенциальными преступниками. Отсюда и столь негативное отношение,
которое не позволяет обществу понять необходимость оказания помощи этим детям
[23,c.118].
Судьба беспризорника
трагична, его развитие деформировано. Беспризорного ребенка отличают
неразвитость эмоциональной сферы, задержка интеллектуального развития,
неустойчивость внимания. У детей существует тенденция к пониженному
самоуважению, их действия часто бывают неадекватны. Беглецы страдают из-за
недостатка доверия, межличностные отношения затруднены, нарушается осознание
самого себя как целостной личности. Никаких перспектив личного и социального
характера перед ними не открывается, жизнь реализуется в ситуации потери
смысла.
Для того, чтобы понять,
какую социальную опасность на государственном уровне представляют безнадзорные
дети, необходимо рассмотреть психологические особенности личности данной
категории несовершеннолетних и выделить основные причины этого явления.
Отрочество,
подростковый возраст в период жизни человека от детства до юности. В этот самый
короткий период происходит формирование личности через внутренние конфликты с
самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он
приобретает чувства взрослости.
В современном обществе
стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому в
отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной
неполноценности.
Большая часть
подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышления и
старается предать им глубину и блеск. Моральные ценности, качество личности –
самостоятельность, смелость, воля также становятся для них объектом
самовоспитания. Подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй.
Стремление обрести себя
как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из
года в год оказывал на него влияние, - и в первую очередь это относится к
семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме –
противостоять любым предложениям, суждениям, чувствах тех, на кого направлено
отчуждение.
Отрочество – это
период, когда подросток начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками.
Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, даёт
возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться
с себе подобным порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность
в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в
отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия
людей: сотрудничество, взаимопомощь, риск, взаимовыручка.
В подростковом возрасте
могут происходить изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки,
попадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и
обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, формируют
в напряжённость, с которой трудно справиться.
Подростковый возраст –
период отчаянных попыток «пройти через всё». При этом подросток в большей части
начинает свой подход с табуированных или невозможных сторон взрослой жизни.
Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. В этот период
происходит объективное изменение социального положения. Потеря идентичности
самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом –
основное содержание отроческих переживаний.
Неудовлетворённость
может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые
мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к
этим состояниям, что усугубляет тяжёлые чувства подростка.
Многие подростки
переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном
противодействии другому, немотивированном противостоянии.
В этом возрасте частота
противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков.
Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные тенденции
в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим к резкому
отчуждению от других; от альтруизма к жестокости; от страха смерти до
суицидальных попыток.
Специалисты в области
детской психологии констатируют, что беспризорных и безнадзорных отличает
выносливость, точность восприятия, смелость, активность, солидарность в
групповых действиях [24,c.71].
Для безнадзорного,
начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод,
гигиеническая запущенность, страх и т.д.) начинают приобретать притягательную
силу. С точки зрения криминалистов подростки, перестающие вести так называемый
нормальный образ жизни, отличаются от других тем, что жизненные цели у них
смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового
характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется
ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность,
грубость, лживость, несамокритичность и пр. Данные признаки ведут к деградации
личности, которой сопутствует ориентация на асоциальное поведение. Не случайно
безнадзорных подростков относят к группе социального риска.
Есть ещё одно
объяснение, почему безнадзорный подросток принадлежит к этой группе. Дело в
том, что он не только опасен для общества и окружающих, но и его жизнь,
здоровье, состояние тоже находятся в опасности, независимо от того, исходит ли
она от «вожака», под чьим началом он существует, или от представителя
государственной власти, стремящегося его обнаружить. Другими словами,
безнадзорный – не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и
человек, нуждающийся в помощи.
Однако прежде чем
рассматривать политику государства в отношении безнадзорных детей в
социально-правовом аспекте необходимо выделить основные причины этого явления.
Одна из главных причин детской беспризорности – отсутствие надзора за
несовершеннолетними со стороны родителей и тех, кто их заменяет.
В решении
Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ от 7
июля 1998 г. генезис детской безнадзорности определён следующим образом:
«Детская безнадзорность – следствие современной социально-экономической и
духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием
социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня,
дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды».
Подобной точкой зрения
придерживаются и большинство правоведов. Так, по мнению А.М. Нечаевой, причины
подростковой безнадзорности предопределяются в современной России такими
факторами, как:
- экономический кризис;
- безработица;
- обнищание широких
слоёв населения чьё большинство живет за чертой бедности;
- повсеместное
ослабление семейных устоев;
- утрата старшим и
младшим поколениями моральных ценностей;
- пьянство и
алкоголизм, наркомания;
- распространение среди
детей и взрослых психических заболеваний.
Все эти факторы служат
благоприятными условиями для возникновения наиболее серьёзных негативных
социальных явлений, одним из которых и является подростковая безнадзорность.
Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех причин исследуемой
проблемы.
Так, по мнению
начальника отдела проблем социальной политики Аналитического управления
Аппарата Совета Федерации Г.И. Климантовой и заместителя начальника отдела
проблем социальной политики Аналитического управления аппарата Совета Федерации
Т.А. Федотовской основные проблемы роста безнадзорности кроются в
социально-политических преобразованиях, приведших к ломке общественной морали,
обесцениванию института семьи на общегосударственном уровне. В статье,
посвящённой профилактике детской безнадзорности, они пишут: «Основной причиной
возникновения роста безнадзорности является разрушение государственной
инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования
новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных
отношений. Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности,
ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и
воспитательного потенциала семей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый
седьмой российский ребёнок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются
её нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности.
Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской
безнадзорности [20,c. 234].
Как отмечают психологи,
у большинства трудных детей и подростков блокирована одна из фундаментальных
потребностей человека – потребность в уважении и любви. Отсутствие возможности
удовлетворить такую потребность выкидывает ребёнка на улицу, где он находит то,
к чему стремится. Если к вышеизложенному добавить, что современный ребёнок
живёт и развивается на фоне сильнейшего антропо-экологического напряжения,
увеличивающего опасность срыва адаптационных барьеров.
Следует отметить, что к
причинам происхождения подростковой безнадзорности современные исследователи в
области социологии и детской психологии относят на сегодняшний день не только
экономические и социальные проблемы, но и проблемы психологического характера.
Так, Е.Г. Слуцкий
выделяет три основные категории причин развития детской безнадзорности:
социально-экономические, социально-психологические и медико-психологические
причины.
К
социально-экономическим он относит факторы, длительно нарушающие трудовой уклад
жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, голод, безработица,
эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или
природными катаклизмами.
Социально-психологические
причины, по мнению автора, связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с
утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым
отношением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными
домогательствами со стороны взрослых.
Медико-психологические
причины он увязывает с увеличением числа детей, имеющих выраженные
психофизические аномалии, черты асоциального поведения (т.е. наличие
генетической предрасположенности). Согласно данным, приведённых в его работе,
среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5 процентов.
Интересное исследование
структуры детской беспризорности было проведено Московским городским центром
«Дети улиц». При этом все источники формирования детской беспризорности были
разделены на пять групп.
В первую группу были
отнесены дети, причиной беспризорности которых явилась нелегальная миграция
семей из ближнего зарубежья в Россию. По данным Московского городского центра
«Дети улиц», эта группа составляет 4-5 процентов от общей массы беспризорных
детей.
Вторая группа
беспризорных детей формируется из несовершеннолетних, оставшихся без родителей
либо иного попечения в силу различных трагических обстоятельств (катастроф,
мятежей и т.п.). Число этих подростков, по данным исследования, составляет 8-9
процентов от всех беспризорных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|