на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Социально-психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности

Третья группа несовершеннолетних беспризорных образуется в результате попытки скрыться от суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей не превышает 0,5процентов.

Четвёртая, самая многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу иных причин. Доля таких детей достигает 82-86 процентов.

Последняя, пятая группа несовершеннолетних мигрантов состоит из лиц, самовольно покинувших специальные детские учреждения – спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иные объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырёх перечисленных групп несовершеннолетних мигрантов. Попав под специально-педагогический контроль государства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количество этих подростков составляет 5-6 процентов[20,c.276].

Подтверждает данные исследования и структура безнадзорных, приведённая в работе А.М. Нечаевой. Согласно представленной ей классификации, рост безнадзорных детей пополняется за счёт трёх основных категорий:

- дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;

- дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями;

- беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения.

Как отмечает А.М. Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребёнка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее в большинстве случаев ребёнок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей), то в последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов взять на воспитание такого ребёнка. Следует отметить, что в особенно сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью или интернатное учреждение.

Другая категория детей, пополняющих ряды безнадзорных – это дети, отторгнутые семьёй. Как правило, речь идёт о так называемых неблагополучных семьях.

В литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучная семья в России на сегодняшний момент становится всё более привычным явлением. Степень и причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порождённой, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях всё подчинено непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких случаях ребёнок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их путь лежит к безнадзорникам.

Особое место среди обстоятельств, способствующих бегству ребёнка на улицу, занимают психические заболевания, во-первых, родителей, во-вторых, самого ребёнка. Что же касается детей, то по информации независимых экспертов около 4,5% несовершеннолетних в РФ страдают психическими расстройствами. Усугубляется положение и ростом числа умственно отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения несовершеннолетних выделяются такие неблагоприятные особенности психики детей и подростков, как нервно-психическая патология, акцентуации характера, а также отставание в умственном развитии детей, вызванное рядом наследственных факторов.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие причины безпризорности:

- экономические (экономический кризис; безработица; обнищание широких слоёв населения, чье большинство живёт за чертой бедности; голод; эпидемии);

- социальные (повсеместное ослабление семейных устоев; утрата

старшим и младшим поколениями моральных ценностей; кризис семьи, увеличение разводов, рост числа сирот, грубое отношение с детьми, физические наказания, сексуальные домогательства со стороны взрослых);

- психологические (ранимость детской психики, стремление ребёнка к независимости, дефекты воспитания, социопатии);

- медицинские (распространение пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически обусловленных психических заболеваний среди взрослого населения России, а также среди детей и подростков);

- политические (открытость границ России для стран, ранее входивших в Советский Союз, политический кризис в странах ближнего зарубежья, значительно усиливший приток беженцев в крупных городах России);

- социально-правовые (не достаточно чётко проработанный механизм

профилактики детской беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.);

- рост криминализации общества (распространённость новых для России видов правонарушений (проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности).

Таким образом, таковы в общих чертах причины подростковой беспризорности и безнадзорности в современной России.

Как видно из вышеизложенного, данное явление нельзя считать только «социальной болезнью» цивилизованного общества. Это ещё и правовая, политическая проблема, прямо характеризующая функциональную способность государства защитить своих граждан, в том числе и несовершеннолетних.


ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в

России: Результаты исследования

2.1 Описание этапов и методов исследования

Этапы исследования

Практическая работа по рассмотрению причин подростковой беспризорности заключалась в проведении эмпирического исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 9-го и 10-го класса школы №5 п.Октябрьского. В исследовании приняли участие 45 человек: 23 учащихся 9-го класса и 22 учащихся 10-го класса.

На первом (подготовительном) этапе был осуществлен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности и особенностях подросткового возраста.

На втором (экспериментальном) этапе была осуществлена программа эмпирического исследования, включавшая в себя реализацию следующих методик:

1 Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)

2. Опросник Т.А. Гурко направлен на изучение отношений подростков к незащищенным общественным слоям общества.

На заключительном, третьем, этапе проведены анализ, синтез, обобщение, интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических данных, сформулированы выводы, выявлена правомерность выдвинутой гипотезы.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1. Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Опросник состоит из 61 вопроса и 5 шкал. Предлагаемый опросник содержит некоторые утверждения о воспитании детей. В этом опроснике нет “правильных” или “неправильных” утверждений.

2. Опросник Т.А. Гурко. Целью здесь было поставлено изучить отношение подростка к другим незащищенным слоям социума. Предполагалось, что социализация действует на отношение индивида к окружающему и отражается на поведении к данным слоям общества. Данный опросник состоит из 5 вопросов и допускает два варианта ответа: «Да», « Нет».

3. В следующем задании нужно было выявить факторы подростковой беспризорности.

2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России

Для исследования причин подростковой беспризорности были применены следующие методики:

1. Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)

2. Опросник Т.А. Гурко.

Рассмотрим данные диагностики, полученные с применением данных методик.

В результате проведения Теста-опросника родительского отношения к детям, мы выявили следующие результаты. Данные представлены в табл. 1

Таблица 1.

Шкалы Показатель
 Конфликтные отношения подростков с родителями 35%
 Нет заинтересованности родителей в дальнейших планах ребенка 25 %
 Нет взаимопонимания подростка с родителями 40%
Принятие ребенка младше реального возраста 23 %
Нет контроля над поведением подростка 27%

Из таблицы 1 видно, что у 35% респондентов выражено конфликтное отношение к своему ребенку. Родитель не воспринимает ребенка таким, каким он является. Взрослый не принимает интересы ребенка и меньшее время проводит с ним.

25 % респондентов не заинтересованы в дальнейших планах и делах своего ребенка.

40% испытуемых не ощущают себя со своим ребенком, как с единым целым, не удовлетворяют все потребности подростка, не ограждают его от трудностей и неприятностей. Такие родители не находятся в переживании за ребенком, тем самым дают ребенку свободу.

23 % испытуемых видят своего ребенка младше реального возраста. Все то, чем занимается ребенок родители не принимают всерьез, видя их детьми. Ребенок предстает неуспешным и неприспособленным.

27% респондентов не контролируют поведение ребенка.

Показатели взаимоотношений:

Рисунок 1. Взаимоотношения родителей к детям.


Из таблицы 1 и рисунка 1 видно, что у 40% родителей нет взаимопонимания с детьми, 35% родителей имеют конфликтные отношения со своими детьми, 25% не заинтересованы в дальнейших планах ребенка, 27% не ведут контроль над поведением ребенка, 23% родителей не принимают всерьез чем занимается ребенок.

2. В результате проведения (Тест-Опросника Т.А. Гурко) мы выявили, что у подростков обнаружены проблемы во взаимоотношениях с родителями (рис. 2).

Рисунок 2. Соотношение результатов ответа.

Анализ результатов исследования показал, что в подростковом возрасте социализация семьи снижается, подросток отделяется от родителей, пытается решить свои проблемы самостоятельно без советов и опыта родителей. В 9-м классе это наблюдается у 45% испытуемых, а у 10-го класса этот показатель наблюдается 55% . Исходя из этого мы отмечаем, что подростки 9-го класса и 10-го класса менее доверяют родителям и рассказывают о своих переживаниях.

3.Рассмотрим выявленные факторы подростковой беспризорности. Данные представлены в таблице 2.


Факторы подростковой беспризорности

Деструктивные семьи (семьи с алкоголизмом, наркоманией, семьи ведущие аморальный образ жизни, наличие судимых членов семьи) Семейные кризисы (развод, смерть одного из членов семьи, опекунство, потеря места работы членом семьи) Психолого-педагогическая несостоятельность родителей(эмоцио-нально физическое насилие со стороны родителей, деструктивные стили взаимодействия с детьми, низкий общекультурный и образовательный уровень) Социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми) Конфликт-ные взаимоотно-шения подростков с родителями
1 + _ + _ +
2 + + + + +
3 + + _ + +
4 + _ _ + +
5 _ + + _ +
6 _ _ _ + _
7 + _ _ + +
8 + _ + _ +
9 + _ + + +
10 + + _ _ +

Из таблицы 2 мы видим следующие факторы семейного неблагополучия , ведущие к беспризорности подростков: деструктивные семьи (80%),семейные кризисы (40%), психолого-педагогическая несостоятельность родителей (50%), социально-демографические факторы (60%), конфликтные взаимоотношения подростков с родителями (90%).Гипотеза подтверждается, что наиболее значимыми факторами подростковой беспризорности являются: деструктивные семьи, семейные кризисы, психолого-педагогическая несостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.

Подводя итоги исследования, мы видим, что отношение детей и родителей находится на низком уровне, и в большинстве случаев ребенок не делится своими проблемами с родителями, таким образом, у подростков отмечается узкий спектр интеллектуальных интересов, низкая способность к обучению, непостоянство, отсутствие стойкой мотивации, низкий волевой контроль поведения, безответственность, которые являются основой возникновения социальной дезадаптации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе проведен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности. Для подростков из неблагополучных семей характерен особый процесс социализации, обусловленный особенностями дефекта. Для них характерны следующие особенности: выраженное стремление к самоутверждению, игнорирование социальных условностей и авторитетов, агрессивное отстаивание своих прав на самостоятельность, они способны проявлять во вне свою раздражительность и враждебные чувства, проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их выполнения, презрительно относятся к моральным ценностям и ради собственной выгоды способны на нечестность и обман.

Одна из задач нашего исследования заключалась в проведении теоретического анализа литературы по теме исследования (дать общую характеристику подростковой беспризорности, проблеме возникновения подростковой беспризорности и рассмотреть особенности подросткового возраста).

У подростков со склонностью к бродяжничеству часто отмечается непостоянство, отсутствие стойкой мотивации, отсутствует способность решать абстрактные задачи, они выполняют предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем.

Основным результатом анализа эмпирического материала является фактор, подтверждающий гипотезу, что деструктивные семьи являются причиной возникновения подростковой беспризорности. В результате исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Все результаты наших исследований позволяют сделать вывод, что рост подростковой беспризорности в нашей стране стал следствием целого ряда негативных социальных явлений. Среди них:

-падение экономического уровня значительного числа семей, рост безработицы. Это привело к ослаблению воспитательной функции семьи, асоциальному образу жизни значительной части родителей, снижению или полному прекращению их заботы о детях;

- исчезновение из педагогического процесса общеобразовательной школы воспитательной составляющей, возведение барьеров между школой и детьми из неблагополучных семей. Действие этого фактора привело к равнодушию к судьбам детей из семей группы социального риска, «выдавливанию» их из стен школы;

-не адекватные проблеме качественные показатели развития системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, в том числе социозащитных служб современного типа;

-отсутствие координации действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики; ее неполный характер, выражающийся в слабом участии в этом процессе негосударственных организаций. Действие этого фактора приводит к невозможности достижения необходимого социального эффекта в деятельности системы профилактики детской беспризорности.


Список использованной литературы

1. Адлер А. Беспризорные дети. – Ф.-на Майне. 1997. С. 135.

2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. – Свердловск, 1986.

3. Аналитический вестник №14 (207) Государственная политика в сфере профилактики и реабилитации детской беспризорности и безнадзорности М.В. Гордеева.

4. Балкин Ж.К., Как мы боремся с беспризорностью. // Итоги, 2001 г., №6.

5. Беляева Л.И. Материалы конференции «Подросток и закон». Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). – М.: Юристъ, 2002. С. 3

6. Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность, 2000.. №7

7. В России – «третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com, 1 июня 2005

8. Говоров К. «Беспризорность в России: как после Гражданской войны», 2010 г. Источник news.km

9. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. №5

10. Климантова Г.И., Федотовская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. №46 «Основные проблемы социального развития России», 2002. №20 (176). С. 24

11. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. №7.

12. Криминология /Под ред. Гуляева В.П. – М.: Юридическая литература, 1997.

13. Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, 2001. №6

14. Подросток мигрант (Информация Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002. №12. С. 2

15. Проблемы общей теории права и государства / Учебник для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2002. С. 163; Пугачев В.П. Политология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

16. Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. д.п.н., проф. В.М. Константинова. – М.: Знания, 1993.

17. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность //Социс, 1998. №3.

18. Уголовный кодекс РФ.

19. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.