Третья группа
несовершеннолетних беспризорных образуется в результате попытки скрыться от
суда и следствия после совершения уголовно наказуемых деяний. Доля этих детей
не превышает 0,5процентов.
Четвёртая, самая
многочисленная группа несовершеннолетних беспризорных – это самовольно ушедшие
из дома. Дети-беглецы покидают родительский кров из-за жестокого с ними
обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального насилия и в силу
иных причин. Доля таких детей достигает 82-86 процентов.
Последняя, пятая группа
несовершеннолетних мигрантов состоит из лиц, самовольно покинувших специальные
детские учреждения – спецшколы, СПТУ, детские дома, школы-интернаты, иные
объекты. Ранее эти подростки входили в одну из четырёх перечисленных групп
несовершеннолетних мигрантов. Попав под специально-педагогический контроль
государства, они были размещены в упомянутых детских учреждениях. Количество
этих подростков составляет 5-6 процентов[20,c.276].
Подтверждает данные
исследования и структура безнадзорных, приведённая в работе А.М. Нечаевой.
Согласно представленной ей классификации, рост безнадзорных детей пополняется
за счёт трёх основных категорий:
- дети, потерявшие
семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав;
- дети, «выброшенные»
из семьи, отвергнутые родителями;
- беглецы из дома,
семьи, детского интернатного учреждения.
Как отмечает А.М.
Нечаева, сиротство, вызванное смертью единственного родителя либо обоих
родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам,
требующим усилий по устройству ребёнка, оказавшегося в одиночестве. Если ранее
в большинстве случаев ребёнок-сирота устраивался у лиц, пожелавших заменить ему
родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей), то в
последние годы сложности экономического характера невольно сокращают число тех,
кто готов взять на воспитание такого ребёнка. Следует отметить, что в особенно
сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста,
уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки,
любовь к независимости, что существенно затрудняет их устройство в другую семью
или интернатное учреждение.
Другая категория детей,
пополняющих ряды безнадзорных – это дети, отторгнутые семьёй. Как правило, речь
идёт о так называемых неблагополучных семьях.
В литературе неоднократно
отмечался тот факт, что неблагополучная семья в России на сегодняшний момент
становится всё более привычным явлением. Степень и причины семейного
неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов, отравляющих жизнь
несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского, отцовского
инстинкта, деградации личности родителей, порождённой, как правило, хроническим
алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях всё подчинено непреодолимому
влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и озлобляет. В таких
случаях ребёнок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен.
Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в поисках
пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не успевают вовремя
обнаружить, подобрать и устроить управомоченные на то органы, чаще всего их
путь лежит к безнадзорникам.
Особое место среди
обстоятельств, способствующих бегству ребёнка на улицу, занимают психические
заболевания, во-первых, родителей, во-вторых, самого ребёнка. Что же касается
детей, то по информации независимых экспертов около 4,5% несовершеннолетних в
РФ страдают психическими расстройствами. Усугубляется положение и ростом числа
умственно отсталых детей. Не случайно в качестве психобиологических предпосылок
асоциального поведения несовершеннолетних выделяются такие неблагоприятные
особенности психики детей и подростков, как нервно-психическая патология,
акцентуации характера, а также отставание в умственном развитии детей,
вызванное рядом наследственных факторов.
Обобщая вышесказанное,
можно выделить следующие причины безпризорности:
- экономические
(экономический кризис; безработица; обнищание широких слоёв населения, чье
большинство живёт за чертой бедности; голод; эпидемии);
- социальные (повсеместное
ослабление семейных устоев; утрата
старшим и младшим
поколениями моральных ценностей; кризис семьи, увеличение разводов, рост числа
сирот, грубое отношение с детьми, физические наказания, сексуальные
домогательства со стороны взрослых);
- психологические
(ранимость детской психики, стремление ребёнка к независимости, дефекты
воспитания, социопатии);
- медицинские
(распространение пьянства, алкоголизма, наркомании; рост генетически
обусловленных психических заболеваний среди взрослого населения России, а также
среди детей и подростков);
- политические
(открытость границ России для стран, ранее входивших в Советский Союз,
политический кризис в странах ближнего зарубежья, значительно усиливший приток
беженцев в крупных городах России);
- социально-правовые
(не достаточно чётко проработанный механизм
профилактики детской
беспризорности и безнадзорности, в частности, громоздкость процедур
усыновления, недостатки устройства системы интернатных учреждений и др.);
- рост криминализации
общества (распространённость новых для России видов правонарушений
(проституция, торговля наркотиками и пр.) при одновременном ослаблении
механизмов контроля за работодателями в результате развития мелкого и
нелегального бизнеса, а также неотработанность механизмов и процедур выявления
и наказания взрослых, вовлекающих детей в эти виды деятельности).
Таким образом, таковы в
общих чертах причины подростковой беспризорности и безнадзорности в современной
России.
Как видно из
вышеизложенного, данное явление нельзя считать только «социальной болезнью»
цивилизованного общества. Это ещё и правовая, политическая проблема, прямо
характеризующая функциональную способность государства защитить своих граждан,
в том числе и несовершеннолетних.
ГЛАВА II.
Психологические причины проблемы беспризорности в
России: Результаты
исследования
2.1
Описание этапов и методов исследования
Этапы
исследования
Практическая
работа по рассмотрению причин подростковой беспризорности заключалась в
проведении эмпирического исследования. В исследовании принимали участие
учащиеся 9-го и 10-го класса школы №5 п.Октябрьского. В исследовании приняли
участие 45 человек: 23 учащихся 9-го класса и 22 учащихся 10-го класса.
На
первом (подготовительном) этапе был осуществлен теоретический анализ по
проблеме подростковой беспризорности и особенностях подросткового возраста.
На
втором (экспериментальном) этапе была осуществлена программа эмпирического
исследования, включавшая в себя реализацию следующих методик:
1
Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)
2. Опросник Т.А. Гурко
направлен на изучение отношений подростков к незащищенным общественным слоям
общества.
На
заключительном, третьем, этапе проведены анализ, синтез, обобщение,
интерпретация полученных в ходе исследования эмпирических данных,
сформулированы выводы, выявлена правомерность выдвинутой гипотезы.
В
ходе исследования были использованы следующие методики:
1.
Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Опросник
состоит из 61 вопроса и 5 шкал. Предлагаемый опросник содержит некоторые
утверждения о воспитании детей. В этом опроснике нет “правильных” или
“неправильных” утверждений.
2. Опросник Т.А. Гурко.
Целью здесь было поставлено изучить отношение подростка к другим незащищенным
слоям социума. Предполагалось, что социализация действует на отношение индивида
к окружающему и отражается на поведении к данным слоям общества. Данный
опросник состоит из 5 вопросов и допускает два варианта ответа: «Да», « Нет».
3. В следующем задании нужно
было выявить факторы подростковой беспризорности.
2.2 Исследование причин
подростковой беспризорности в России
Для
исследования причин подростковой беспризорности были применены следующие
методики:
1.
Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин)
2.
Опросник Т.А. Гурко.
Рассмотрим
данные диагностики, полученные с применением данных методик.
В
результате проведения Теста-опросника родительского отношения к детям, мы
выявили следующие результаты. Данные представлены в табл. 1
Таблица
1.
Шкалы |
Показатель |
Конфликтные отношения подростков с родителями |
35% |
Нет заинтересованности родителей в
дальнейших планах ребенка |
25
% |
Нет взаимопонимания подростка с
родителями |
40% |
Принятие ребенка младше реального
возраста |
23 % |
Нет контроля над поведением подростка |
27% |
Из таблицы 1 видно, что
у 35% респондентов выражено конфликтное отношение к своему ребенку. Родитель не
воспринимает ребенка таким, каким он является. Взрослый не принимает интересы
ребенка и меньшее время проводит с ним.
25 % респондентов не заинтересованы
в дальнейших планах и делах своего ребенка.
40% испытуемых не
ощущают себя со своим ребенком, как с единым целым, не удовлетворяют все
потребности подростка, не ограждают его от трудностей и неприятностей. Такие
родители не находятся в переживании за ребенком, тем самым дают ребенку
свободу.
23 % испытуемых видят
своего ребенка младше реального возраста. Все то, чем занимается ребенок
родители не принимают всерьез, видя их детьми. Ребенок предстает неуспешным и
неприспособленным.
27% респондентов не
контролируют поведение ребенка.
Показатели
взаимоотношений:
Рисунок 1.
Взаимоотношения родителей к детям.
Из таблицы 1 и рисунка
1 видно, что у 40% родителей нет взаимопонимания с детьми, 35% родителей имеют
конфликтные отношения со своими детьми, 25% не заинтересованы в дальнейших
планах ребенка, 27% не ведут контроль над поведением ребенка, 23% родителей не принимают
всерьез чем занимается ребенок.
2. В результате
проведения (Тест-Опросника Т.А. Гурко) мы выявили, что у подростков обнаружены
проблемы во взаимоотношениях с родителями (рис. 2).
Рисунок 2. Соотношение
результатов ответа.
Анализ результатов
исследования показал, что в подростковом возрасте социализация семьи снижается,
подросток отделяется от родителей, пытается решить свои проблемы самостоятельно
без советов и опыта родителей. В 9-м классе это наблюдается у 45% испытуемых, а
у 10-го класса этот показатель наблюдается 55% . Исходя из этого мы отмечаем,
что подростки 9-го класса и 10-го класса менее доверяют родителям и
рассказывают о своих переживаниях.
3.Рассмотрим выявленные
факторы подростковой беспризорности. Данные представлены в таблице 2.
Факторы подростковой
беспризорности
№ |
Деструктивные
семьи (семьи с алкоголизмом, наркоманией, семьи ведущие аморальный образ
жизни, наличие судимых членов семьи) |
Семейные
кризисы (развод, смерть одного из членов семьи, опекунство, потеря места
работы членом семьи) |
Психолого-педагогическая
несостоятельность родителей(эмоцио-нально физическое насилие со стороны
родителей, деструктивные стили взаимодействия с детьми, низкий общекультурный
и образовательный уровень) |
Социально-демографические
факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи
с повторными браками и сводными детьми) |
Конфликт-ные
взаимоотно-шения подростков с родителями |
1 |
+ |
_ |
+ |
_ |
+ |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
+ |
+ |
_ |
+ |
+ |
4 |
+ |
_ |
_ |
+ |
+ |
5 |
_ |
+ |
+ |
_ |
+ |
6 |
_ |
_ |
_ |
+ |
_ |
7 |
+ |
_ |
_ |
+ |
+ |
8 |
+ |
_ |
+ |
_ |
+ |
9 |
+ |
_ |
+ |
+ |
+ |
10 |
+ |
+ |
_ |
_ |
+ |
Из таблицы 2 мы видим
следующие факторы семейного неблагополучия , ведущие к беспризорности
подростков: деструктивные семьи (80%),семейные кризисы (40%),
психолого-педагогическая несостоятельность родителей (50%),
социально-демографические факторы (60%), конфликтные взаимоотношения подростков
с родителями (90%).Гипотеза подтверждается, что наиболее значимыми факторами
подростковой беспризорности являются: деструктивные семьи, семейные кризисы,
психолого-педагогическая несостоятельность родителей, социально-демографические
факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.
Подводя итоги
исследования, мы видим, что отношение детей и родителей находится на низком
уровне, и в большинстве случаев ребенок не делится своими проблемами с
родителями, таким образом, у подростков отмечается узкий спектр
интеллектуальных интересов, низкая способность к обучению, непостоянство,
отсутствие стойкой мотивации, низкий волевой контроль поведения,
безответственность, которые являются основой возникновения социальной дезадаптации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе
проведен теоретический анализ по проблеме подростковой беспризорности. Для
подростков из неблагополучных семей характерен особый процесс социализации,
обусловленный особенностями дефекта. Для них характерны следующие особенности:
выраженное стремление к самоутверждению, игнорирование социальных условностей и
авторитетов, агрессивное отстаивание своих прав на самостоятельность, они
способны проявлять во вне свою раздражительность и враждебные чувства,
проявляют слабый интерес к общественным нормам и не прилагают усилий для их
выполнения, презрительно относятся к моральным ценностям и ради собственной
выгоды способны на нечестность и обман.
Одна из задач нашего
исследования заключалась в проведении теоретического анализа литературы по теме
исследования (дать общую характеристику подростковой беспризорности, проблеме
возникновения подростковой беспризорности и рассмотреть особенности
подросткового возраста).
У подростков со
склонностью к бродяжничеству часто отмечается непостоянство, отсутствие стойкой
мотивации, отсутствует способность решать абстрактные задачи, они выполняют предложенные
задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к
решению своих проблем.
Основным результатом
анализа эмпирического материала является фактор, подтверждающий гипотезу, что
деструктивные семьи являются причиной возникновения подростковой
беспризорности. В результате исследования цель достигнута, задачи решены,
гипотеза подтверждена.
Все результаты наших
исследований позволяют сделать вывод, что рост подростковой беспризорности в
нашей стране стал следствием целого ряда негативных социальных явлений. Среди
них:
-падение экономического
уровня значительного числа семей, рост безработицы. Это привело к ослаблению
воспитательной функции семьи, асоциальному образу жизни значительной части
родителей, снижению или полному прекращению их заботы о детях;
- исчезновение из
педагогического процесса общеобразовательной школы воспитательной составляющей,
возведение барьеров между школой и детьми из неблагополучных семей. Действие
этого фактора привело к равнодушию к судьбам детей из семей группы социального
риска, «выдавливанию» их из стен школы;
-не адекватные проблеме
качественные показатели развития системы профилактики безнадзорности
несовершеннолетних, в том числе социозащитных служб современного типа;
-отсутствие координации
действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики; ее неполный
характер, выражающийся в слабом участии в этом процессе негосударственных организаций.
Действие этого фактора приводит к невозможности достижения необходимого
социального эффекта в деятельности системы профилактики детской беспризорности.
Список использованной
литературы
1. Адлер А. Беспризорные дети. – Ф.-на
Майне. 1997. С. 135.
2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая
дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. – Свердловск,
1986.
3. Аналитический вестник №14 (207)
Государственная политика в сфере профилактики и реабилитации детской
беспризорности и безнадзорности М.В. Гордеева.
4. Балкин Ж.К., Как мы боремся с
беспризорностью. // Итоги, 2001 г., №6.
5. Беляева Л.И. Материалы конференции
«Подросток и закон». Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса). – М.: Юристъ,
2002. С. 3
6. Волкова Н., Величко О. Профилактика
безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность, 2000.. №7
7. В России – «третья волна»
беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков // NEWSru.com,
1 июня 2005
8. Говоров К. «Беспризорность в России:
как после Гражданской войны», 2010 г. Источник news.km
9. Дармодехин С.В. Безнадзорность детей
в России // Педагогика, 2001. №5
10. Климантова Г.И., Федотовская Т.А. О
профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в
трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник. Сер. №46 «Основные
проблемы социального развития России», 2002. №20 (176). С. 24
11. Кривоносов А.Н. Исторический опыт
борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. №7.
12. Криминология /Под ред. Гуляева В.П. –
М.: Юридическая литература, 1997.
13. Нечаева А.М. Детская беспризорность
– опасное социальное явление // Государство и право, 2001. №6
14. Подросток мигрант (Информация
Московского городского центра «Дети улиц») // Социальное обеспечение, 2002.
№12. С. 2
15. Проблемы общей теории права и
государства / Учебник для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2002. С.
163; Пугачев В.П. Политология. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
16. Российская педагогическая
энциклопедия /Под ред. д.п.н., проф. В.М. Константинова. – М.: Знания, 1993.
17. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в
России: вновь грозная реальность //Социс, 1998. №3.
18. Уголовный кодекс РФ.
19. Федеральный закон от 24 июня 1999 г.
№120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»
|