1)
ранний возраст
(от рождения до 2-х лет);
2)
младший
дошкольный возраст (от 2-х до 4-х лет);
3)
средний
дошкольный возраст (от 4-х до 5-ти лет);
4)
старший
дошкольный возраст (от 5-ти до 7-ми лет);
5)
период младшего
школьного детства (от 7-ми до 12-ти лет);
6)
подростковый
период (от 12-ти до 15-ти лет);
7)
юношеский период
(от 15-ти до 17-ти лет)[21].
Эта
периодизация (педагогическая возрастная) и лежит в основе подготовки к допросу
несовершеннолетних.
Знание
следователем психологических основ допроса несовершеннолетних имеет большую
практическую значимость потому, что оно в значительной степени позволяет
добиться управляемости процесса получения показаний, устранить факторы и
условия, отрицательно влияющие на формирование полных и правдивых показаний,
тем самым получить наибольшую информацию об известных такому лицу и интересующих
следствие фактах и обстоятельствах. Важное тактическое значение имеет
выдвинутое С.Л.Рубинштейном положение о том, что при объяснении психологических
явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних
усилий, через которые преломляются все внешние воздействия.
2.2
Этические
основы допроса несовершеннолетних
Большое
внимание в теории и практике уделяется этике проведения следственных действий,
в том числе допроса. На основе анализа УПК РФ можно прийти к выводу о том, что некоторые
нормы УПК РФ содержат в себе этические начала. Совокупность нравственных норм
поведения следователя и образует следственную этику как учение о нравственных
основах профессиональной деятельности. Л.Е.Ароцкер справедливо пишет, что одним
из основных специфических требований судебной этики является объективность
работников юстиции, умение принимать решения, соответствующие закону и
собственному убеждению, стойкость по отношению к различным посторонним
влияниям, соблюдение принципа равенства всех перед законом, толкование всякого
сомнения в пользу подсудимого и обвиняемого[22].
С
точки зрения норм высоконравственного поведения следователем в ходе допроса
несовершеннолетнего недопустимы действия, преследующие целью унижение его чести
и достоинства. Действия следователя не должны характеризоваться неглубоким
продумыванием вопросов, скоропалительными выводами, поспешностью принятия
решений, небрежностью, формализмом и другими отрицательными моментами. По
мнению Л.Е.Ароцкера, этика допроса включает в себя следующие нравственные
правила: непримиримое отношение к любым фактам, нарушение требований закона,
относящихся к допросу; объективность; принципиальность; отсутствие
предвзятости, недоверия и подозрительности; запрет ставить наводящие вопросы;
соблюдение чувства такта при допросе; постановка вопроса в спокойном тоне;
запрет в ходе допроса комментировать, оценивать показания допрашиваемого.
Как
нарушение профессиональной этики следует расценивать неуместные шутки
следователя в адрес допрашиваемого, фамильярность, использование выражений,
употребляемых несовершеннолетними, в целях установления контакта с ним.
Следователь при допросе несовершеннолетнего не имеет морального права
опускаться до психологии этого лица. В этом случае следователю необходимо
помнить слова А.Ф.Кони: «Как бы хороши не были правила деятельности, они могут
потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках.
Чем больше оттенков в своем практическом применении допускают эти правила, чем
глубже они касаются личности и участия человека, чем более важным интересом
общественной жизни они служат, тем серьезнее представляется вопрос – в чьи руки
отдается приложение этих правил»[23].
Этические
основы регламентации процессуального порядка проведения этого следственного
действия дополняют нравственными правилами. Это важно, поскольку подросток
обычно не знаком с требованиями закона, с правовой стороны действия
следователя, а моральная сторона оказывается ему наиболее знакомой, понятной.
Именно в процессе предварительного расследования, в частности в ходе допроса,
подросток чаще всего впервые сталкивается с нравственно-правовыми вопросами.
Поэтому непосредственная практическая значимость этических основ допроса
несовершеннолетнего заключается еще и в том, что высоконравственное поведение
следователя, его моральные воззрения становятся достоянием допрашиваемого. При
реализации соответствующей тактической программы действий в ходе допроса
следователь обязан исходить из нравственных норм. В этических основах допроса
находят единство такие понятия, как тактика допроса и следственный такт.
Результативность тактических приемов допроса обусловливается в немалой степени
и таким фактором, как тактичность следователя. «Тактичный человек, - пишет
Н.И.Порубов, - всегда подумает, как его слова и поступки будут восприняты, не
нанесут ли они незаслуженной обиды, не оскорбят ли они человека и тем самым, не
приведут ли они к обратному результату».
Таким
образом, этические основы допроса несовершеннолетнего – это свод нравственных
заповедей, обязательных для следователя, практическая реализация которых
обеспечивает успешное проведение следственного действия.
2.3
Педагогические
основы допроса несовершеннолетних
С
психологическими и этическими аспектами производства допроса несовершеннолетних
тесно связана педагогическая сторона данного следственного действия. В
частности, это касается допроса несовершеннолетнего свидетеля. Осуществляя
допрос несовершеннолетнего, следователь должен мыслить этическими категориями,
а не только категориями тактического порядка. Эффективным средством
педагогического воздействия и нравственного воспитания несовершеннолетнего
должен стать такой метод, как побуждение подростка к активному проявлению
мысли, чувства, к поступкам, имеющим высоконравственный характер. Такое
воздействие должно быть направлено на вооружение знаниями о поведении, усвоении
нравственных принципов, являющихся идейным руководством в практической
деятельности. Ведь общеизвестно, что истина прочно усваивается тогда, когда она
пережита, а не просто преподана. Следователь должен строить допрос на основе
индивидуального подхода к личности и таким образом добиваться наиболее
эффективного воздействия на сознание.
Воспитательные
основы тактики допроса несовершеннолетних – это совокупность организационных,
правовых и педагогических мер воздействия на психику допрашиваемого в виде
определенной научно обоснованной системы воспитательных методов и приемов в
целях выработки конкретных привычек и навыков сознательного и
высоконравственного его поведения не только в ходе производства допроса, но и в
жизни вообще.
Воспитательную
роль в процессе допроса несовершеннолетнего играют внешний вид следователя, его
манера держать себя, разговаривать с допрашиваемым, т.е. все то, что относится
к правилам этикета.
Душевная
работа и чуткость следователя к несовершеннолетнему должны быть естественными,
а не показными. Отношение к несовершеннолетнему как к взрослому, уважение его
самостоятельности действуют на подростка облагораживающее, заставляют его
предъявить к себе строгие требования, сдерживаться от совершения дурных
поступков, проявления капризов и упрямства. При допросе несовершеннолетнего со
стороны следователя не должно быть бездумного, механического претворения
теоретических положений возрастной педагогики в практический опыт. Следователь
должен осуществлять индивидуальный подход и сочетать различные приемы и методы,
не принимать шаблонные, стандартные педагогические средства воспитания. Следует
помнить совет В.А.Сухомлинского о том, что «та или иная педагогическая истина,
верная в одном случае, становится нейтральной во втором, абсурдной в третьем»[24].
К
сожалению, в нынешних условиях этой проблеме уделяется очень мало внимания, но,
думаю, необходимо введение в подготовку следователей основ подростковой,
юношеской психологии и возрастной педагогики, особенно для тех, кто
непосредственно занимается расследованием дел с участием несовершеннолетних.
Глава 3. Тактика допроса несовершеннолетних
3.1 Подготовка к допросу несовершеннолетних
При
подготовке к допросу несовершеннолетних возникает необходимость в уточнении, к
какой подгруппе относится лицо, подлежащее вызову. В этой связи надо
определить, кого из педагогов, родителей, близких родственников стоит
приглашать на допрос. Для получения объективных данных в процессе допроса важно
присутствие именно педагога, сведущего в особенностях развития детей той или
иной педагогической возрастной группы. Это обусловлено тем, что педагогическая
возрастная периодизация не совпадает с психологической. В ней отмечены
кризисные переменные моменты в развитии. Это не значит, что воспитание не
считается с ними. Педагоги, осуществляющие воспитательный процесс в
соответствующей возрастной группе, знакомы с такими особенностями. Нужную
программу воспитания составляют дифференцировано для каждого года пребывания
ребенка в воспитательно-образовательном учреждении и в ней учитываются
психологические особенности каждого возраста[25].
В
процессе подготовки детей младшего дошкольного возраста, решая вопрос о
возможности присутствия родителей или близких родственников, следует учитывать
так называемый кризис 3-х лет. Взрослые в этот период испытывают значительные
трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством,
негативизмом. При подготовке к допросу несовершеннолетних целесообразно
принимать во внимание, что проявление упрямства и негативизма направлено
главным образом против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком, опекают
его[26].
Поэтому в зависимости от конкретных обстоятельств дела лиц, которые постоянно
ухаживают за ребенком, не следует привлекать к участию в допросе, поскольку
негативная форма поведения редко направлена против других взрослых. Как
правило, тактическое поведение взрослых, предоставление ребенку максимум
возможностей самостоятельности смягчают проявление негативизма. Иногда у детей
младшего и среднего дошкольного возраста самоутверждение может проявляться в
форме капризов и упрямств. Следователь должен учитывать, что капризы нередко
являются следствием неправильного подхода к ребенку, что психологическая
природа капризов отличается от кризисных форм поведения, в которых ребенок
пытается утвердить свою самостоятельность. Каприз же – это средство обратить на
себя всеобщее внимание, «взять верх» над взрослым[27].
В таких случаях следователю необходимо с помощью педагога выбрать наиболее
правильный подход к ребенку, чтобы восстановить нарушенный психологический
контакт.
Уголовно-процессуальный
закон не устанавливает минимального возраста для несовершеннолетних, которых
можно допрашивать. В связи с этим отдельные авторы (например, Н.И.Порубов)
высказывают суждение о том, что несовершеннолетний может быть допрошен в
качестве свидетеля или потерпевшего независимо от возраста, если предмет
допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является умственно отсталым. С
такой точкой зрения вряд ли можно согласиться, так как в определенный период
несовершеннолетний находится в таком возрасте, когда предмет допроса при
определенных обстоятельствах ему и доступен ( например, ребенок в возрасте 1
года 5 месяцев может понимать, о чем его спрашивают), но количество слов у него
невелико. К тому же несовершеннолетние в возрасте от 1 года 7 месяцев в своем
небольшом словарном запасе употребляют многозначные слова. Многозначные слова
делятся на следующие группы:
1.
слова, образуемые
по функциональному признаку (ребенок объединяет одним названием предметы,
сходные друг с другом по функции);
2.
слова, в которых
предметы объединяются по месту нахождения;
3.
слова, в которых
предметы одинаково называются по внешнему признаку;
4.
название дается
по звуку, связанному с предметами;
5.
слова, образуются
по 2-3 смешанным признакам;
6.
слова-омонимы[28].
Поэтому,
несмотря на то, что предмет допроса несовершеннолетнему может быть доступен,
степень вероятности получения правильного ответа по изложенным причинам при
определенных обстоятельствах невелика. В этой связи анализ специальной
литературы позволяет сделать вывод о том, что с учетом акселерации минимальным
возрастом для несовершеннолетних, когда они могут быть допрошены, является 1
год 7 месяцев. Этот возраст характерен тем, что наступает окончание переходного
периода в становлении речи, ребенок овладевает значениями слов. При подготовке
к допросу и в процессе допроса несовершеннолетних нельзя не учитывать
особенностей общения детей с взрослыми. Особенности обусловливаются тем, что не
все дети одинаково открыты для общения с взрослыми: некоторые относятся к
взрослым с недоверием, осторожно. Нередко отношение детей к взрослому зависит
от многих на первый взгляд случайных особенностей человека – от его одежды, возраста
и пр. Поэтому перед допросом в зависимости от конкретных обстоятельств
следователь может проконсультироваться со специалистом, чтобы избежать
непредвиденных случайностей. Решая вопрос о целесообразной тактике проведения
допроса несовершеннолетних, необходимо принимать во внимание то обстоятельство,
что дети в возрасте 2-х лет крайне недоверчиво относятся к взрослым: они часто
убегают, прячутся, когда взрослый подходит к ним, избегают смотреть в глаза,
когда взрослый разговаривает с ними, и отвергают все предложения незнакомого
человека. Во всем их поведении проявляется напряженность и скованность[29].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|