При
составлении плана допроса несовершеннолетних следует учитывать особенности
памяти дошкольника. Память дошкольника в основном носит непроизвольный
характер. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и
сознания. Они осуществляются внутри деятельности и зависят от его характера.
Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление. В некоторых случаях
об одном и том же наблюдаемом явлении дети могут давать существенно
отличающиеся показания. Одни из них пространные, лишь в общих чертах, другие
исключительно подробные, с ярким описанием. Такие существенные различия в
показаниях детей могут объясняться тем, что у некоторых детей дошкольного
возраста встречается особый вид зрительной памяти. Образы эйдетической памяти
по всей яркости и отчетливости приближается к образам восприятия. Ребенок, в
процессе допроса вспоминая что-нибудь воспринятое раньше, как бы снова видит
это явление перед глазами и может описать это во всех подробностях.
Эйдетическая память – возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном
возрасте, позднее – в период школьного обучения – как правило, утрачивают эту
способность[30].
Детям
дошкольного возраста свойственно интенсивное развитие способности к запоминанию
и воспроизведению.
Особенности
допроса несовершеннолетних состоят в том, что необходима тщательная подготовка
к допросу. Проведение допроса экспромтом без всякой подготовки приводит обычно
к нежелательным последствиям: хаосу, беспорядку, а в конечном итоге – к
безрезультативности.
По
мнению Л.Л. Каневского, мероприятия, которые направлены на подготовку к
проведению каждого следственного действия с участием несовершеннолетнего,
необходимо планировать, так как подготовка к ним сложна и требует много времени[31].
В
целях обеспечения результатов допроса следователю необходимо использовать
следующие приемы подготовки допроса организационного характера:
ü
тщательное,
всестороннее изучение материалов дела;
ü
изучение личности
несовершеннолетнего;
ü
определение цели,
задачи и предмета допроса;
ü
установление
конкретного времени и места проведения допроса;
ü
решение вопроса о
приглашении на допрос переводчика, специалиста или законного представителя
несовершеннолетнего;
ü
получение
консультации у специалистов по вопросам юношеской психологии и возрастной
педагогики;
ü
подготовка
научно-технических средств;
ü
составление
письменного плана предстоящего допроса.
Чтобы
допрос стал логически стройным и системным, следователю необходимо в письменном
виде сформулировать соответствующие вопросы. Рассматривая правильную
последовательность постановки вопросов в качестве существенного условия успешного
допроса, Л.Е.Ароцкер рекомендует ставить допрашиваемому вопросы наиболее для
него благоприятные, не вызывающие отрицательной реакции, затем перейти к
нейтральным вопросам по обстоятельствам, наконец сформулировать наиболее
существенные и интересующие допрашивающего вопросы.
Постановкой
вопросов в определенной последовательности следователь заставляет
допрашиваемого почувствовать силу вопросов, неизбежно требующих правдивого
ответа.
Вопросы,
которые ставятся следователем, должны отвечать следующим требованиям: ясность,
четкость, понятность, целеустремленность, - и не содержать специальных
юридических терминов.
3.2 Тактические приемы производства допроса
несовершеннолетних
Расследование
преступлений в целом и проведение допроса в частности является активным и
динамическим процессом, общие направления которого определяются процессуальным
законом. В то же время в рамках уголовно-процессуального порядка производства
следственных действий необходимо найти наиболее рациональные и эффективные
варианты активности, которые позволяли бы следователю с наименьшими затратами
времени, средств, умственных и физических сил добиться максимальной
результативности в его деятельности[32].
Если
уголовно-правовые правила определяют линию поведения следователя в процессе
проведения допроса, то тактические правила выражают целесообразность
использования тех или иных способов действий следователя, т.е. тактические
приемы допроса всегда применяются в рамках и на основе уголовно-процессуального
закона.
Среди
российских криминалистов нет единой трактовки понятия тактического приема.
Высказанные по этому поводу точки зрения можно условно разделить на 3 группы.
Так, по мнению Р.С.Белкина, «под тактическим приемом следует понимать наиболее
рациональный и эффективный способ действия или наиболее целесообразную в данных
условиях линию поведения следователя»[33].
Н.А.Якубович
пишет, что «тактический прием – это наиболее рациональный и эффективный способ
действия и поведения лица, производящего дознание, следователя, избираемый ими
в соответствии с решением, принимаемым на основе всесторонней, полной и
объективной оценки данной ситуации»[34].
Г.Г.Доспулов
считает, что «тактические приемы допроса – это основанные на законе способы
воздействия следователя на допрашиваемого в целях получения максимально полной
информации по делу с наименьшей затратой времени и сил»[35].
Тактике
допроса несовершеннолетних присущи специфические особенности. Применение
следователем тех или иных тактических приемов при допросе этой категории лиц
определяется в зависимости от особенностей психики подростков и юношей. Эта
специфика в определенных случаях не позволяет использовать в отношении них
тактику допроса, какую следователь применил бы при допросе взрослого.
Особенности тактики допроса несовершеннолетних свойственны всем четырем стадиям
этого следственного действия.
Систему
тактических приемов допроса несовершеннолетних составляют следующие элементы:
1. в
зависимости от стадий допроса:
-тактические
приемы, направленные на подготовку к допросу;
-тактические
приемы, направленные на получение показаний от несовершеннолетнего;
2. в
зависимости от типичных следственных ситуаций:
-тактические
приемы, направленные на установление психологического контакта;
-тактические
приемы, направленные на детализацию показаний и устранение ошибок;
-тактические
приемы, направленные на преодоление умолчания существенных обстоятельств дела;
-тактические
приемы, направленные на преодоление ложных показаний (особенно это касается
несовершеннолетнего обвиняемого).
При
допросе несовершеннолетнего очень важен психологический контакт. Под
психологическим контактом следует понимать наличие особой психологической
атмосферы, заключающейся в готовности следователя и несовершеннолетнего к
общению.
Установление
психологического контакта следователя с несовершеннолетним и его поддержание во
время допроса зависит:
1.
от
организационных мероприятий, проведенных при подготовке к допросу и
непосредственно во время допроса;
2.
от
профессиональных и нравственно-психологических качеств следователя;
3.
от личностных
качеств несовершеннолетнего и глубины его социальной запущенности;
4.
от готовности
несовершеннолетнего к общению со следователем.
На
основании этого можно подразделить вероятные ситуации, в которых будет
проходить допрос, на конфликтные и бесконфликтные.
Конфликтная
ситуация при допросе несовершеннолетнего характеризуется как разногласие,
различие во мнениях, существующих между следователем и подростком по поводу
обстоятельств, необходимых для выяснения в процессе расследования уголовного
дела. Такого рода ситуации возникают в процессе допроса несовершеннолетнего
обвиняемого, подозреваемого и, реже, при допросе несовершеннолетних свидетелей
и потерпевших.
Выделяется
несколько вариантов конфликтных ситуаций:
1)
допрос
несовершеннолетнего обвиняемого, когда он не признает свою вину, а в системе
доказательств имеются пробелы;
2)
когда он признает
вину, имеются определенные доказательства его причастности к совершенному
преступлению, но у следователя есть основания полагать, что подросток
оговаривает себя;
3)
когда он не
признает вину, но следователь имеет все доказательства его виновности.
Наличие
той или иной совокупности доказательств – важный момент в разрешении
конфликтной ситуации и выборе тактических приемов. Здесь в первую очередь нужно
использовать такие тактические приемы, как воздействие на эмоциональную сферу
несовершеннолетнего. Наиболее эффективными из них являются:
·
разъяснение
несовершеннолетнему обвиняемому, что в соответствии со ст. 61, 62 УК РФ
активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников
преступления является обстоятельствами, смягчающими наказание;
·
разъяснить, что в
связи с деятельным раскаянием в соответствии со ст. 75 УК РФ они могут быть
освобождены от уголовной ответственности;
·
такой тактический
прием, как внезапность, применяется только с учетом психологических
особенностей несовершеннолетнего и при наличии всей совокупности доказательств;
·
обращение к
положительным чертам личности допрашиваемого;
·
широкое
разъяснение несовершеннолетнему запрета, который он нарушил.
В
случае, когда собранная совокупность доказательств к моменту предъявления
обвинения достаточно обоснована и полностью изобличает обвиняемого, следователю
целесообразно сделать акцент на применение приемов логического воздействия, а
именно: предъявление доказательств в нарастающем порядке и в логической
последовательности; использование противоречий между сведениями, содержащимися
в показаниях несовершеннолетнего обвиняемого и других материалах дела, и
внутренних противоречий в самих показаниях несовершеннолетнего.
Учитывая
возрастные и психологические основы допроса несовершеннолетнего, его
подверженность внушению, склонность к фантазированию, представляется, что
единственно возможным методом является метод убеждения.
Краеугольным
камнем в рассматриваемом вопросе является установление границы между
правомерным психологическим воздействием и психологическим насилием. Под
психологическим насилием следует понимать любое воздействие на психику
несовершеннолетнего, если оно противозаконно и безнравственно, влечет за собой
состояние сильной эмоциональной психической напряженности и затрудняет выбор
желаемого для подростка поведения.
Отмечая
трудности формирования показаний несовершеннолетних, следует заметить, что в
распоряжении следователя, ведущего допрос, может иметься, условно говоря, некий
психологический резерв. Дело в том, что несовершеннолетний свидетель мог
наблюдать какие-то события, явления, различные их стороны и отдельные детали,
но непреднамеренное внимание повлияло на то, что он не запомнил их. Задача
следователя, производящего допрос, заключается в том, чтобы помочь такому
несовершеннолетнему свидетелю вспомнить то, что он наблюдал, но забыл.
Используя метод аналогии, сравнения, метод постановки контрольных и
напоминающих вопросов, метод освещения событий с различных его сторон, можно
получить ценные сведения от несовершеннолетнего свидетеля о событиях, слабо
закрепленных в его памяти вследствие непроизвольности запоминания.
Для
тактики допроса психологические закономерности преднамеренного воспроизведения
ранее воспринятой информации имеют большое значение. Начальным моментом
припоминания является вопрос или осознание необходимости припомнить что-либо
нужное. Вопрос вызывает относящиеся к нему ассоциации, вначале очень общие,
отдаленные, которые еще не ведут к воспроизведению, но затем посредством
промежуточных связей припоминание становиться все более полным и точным.
Неправильное понимание вопросов направит допрашиваемого по ложному пути, не
приведет к припоминанию нужных фактов. Задаваемые вопросы не должны быть подсказывающими
или сбивающими. В каждом конкретном случае следователю следует
индивидуализировать побудители к припоминанию, так как причины затруднения в
припоминании могут быть различны. Следует помнить, что при затянувшемся
припоминании может наступить так называемая парадоксальная фаза, при которой
обращение к побудителям к припоминанию, как правило, не дает положительных
результатов. В подобных случаях настойчивые просьбы следователя припомнить могут
привести несовершеннолетнего допрашиваемого к тому, что он для прекращения
мучительного для него в данный момент процесса припоминания может дать
неправдивые показания либо вследствие чувства стыда, вызванного
неприпоминанием, либо вследствие склонности к фантазированию может совсем
бросить припоминание и безнадежно замолчать. Парализовать волю к припоминанию
может боязнь неправильного припоминания.
В тех
случаях, когда припоминание затруднено и усилие припомнить не дает
непосредственного успеха, припоминающий начинает размышлять, пользуясь часто в
этих случаях ассоциацией по смежности: припоминая ту ситуацию, с которой было
связано то, что нужно припомнить. В этом случае тактическим приемом оказания
помощи несовершеннолетнему свидетелю в припоминании интересующих следствие
фактов может быть постановка вопросов и предъявление различных объектов,
активизирующих ассоциативные связи, оживляющие память.
Тактика
допроса несовершеннолетних свидетелей зависит от возрастных и индивидуальных
особенностей подростков, от их отношения к расследуемому событию и к
несовершеннолетнему обвиняемому. Такой подход дает возможность с учетом полноты
и правдивости их показаний выделить следующие группы несовершеннолетних
свидетелей:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|