Недостаточную
сообразительность и понятливость характеризуют вопросы не по существу,
выражение растерянности и испуга, частое обращение к товарищам за разъяснениями,
опоздания на построения, задержка с началом работы, примитивность высказываний.
ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Психология воинского
коллектива — это сложная совокупность внутри-коллективных
социально-психологических явлений и процессов, одна из сторон его духовной
жизни. Она является результатом объединения, суммирования психологии отдельных
личностей — членов данного коллектива.
Известно, что каждый воин
вольно или невольно соизмеряет свои поступки и действия с мнением командира и большинства
личного состава, а также наиболее авторитетных сослуживцев.
Большего успеха
добиваются те командиры и начальники, которые своевременно реагируют на
познавательные потребности и интересы подчиненных с помощью устойчивой обратной
связи от каждого военнослужащего, повышают качество индивидуальной
воспитательной работы.
На третьем этапе группы
военнослужащих, как правило, спорят, отстаивают свои оценки, точки зрения и
приходят к единому взгляду.
Групповое (коллективное)
мнение как социально-психологический процесс имеет три условных этапа.
На первом этапе люди
непосредственно воспринимают, переживают то или иное событие и оценивают его. У
каждого военнослужащего образуется и укрепляется свое индивидуальное
мнение-суждение и своя субъективная оценка события.
На втором этапе
военнослужащие обмениваются друг с другом своими личными переживаниями,
суждениями и оценками по поводу происходящих событий.
Личный пример бодрости и
оптимизма быстро передается подчиненным, активизирует ратный труд. Шутка,
ободряющее слово офицера даже в трудных условиях воинской деятельности снимает
усталость, вселяет уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет
нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим
настроением и ухудшаются результаты службы. Это особенно заметно в коллективах,
несущих боевое дежурство, расположенных на отдаленных "точках", где
люди испытывают недостаток эмоционального комфорта.
Для создания
"мажорного" коллективного настроения следует шире использовать
положительную роль лидеров-оптимистов или специально созданных групп хорошего
настроения. В каждом подразделении есть военнослужащие, обладающие природным
юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроизвольно
создают вокруг себя атмосферу хорошего настроения. К ним тянутся воины, желая
получить заряд положительной эмоциональности, развеять тоску по дому.
Офицер может с помощью
таких лидеров-оптимистов образовать в подразделении группу хорошего настроения,
которая будет тщательно анализировать настроения личного состава, сближаться с
теми воинами, которые испытывают отрицательные чувства, тем самым, обеспечивая
эмоциональный подъем всего коллектива.
Огромное значение в
формировании положительного настроения в воинском коллективе играет музыка. Еще
в древности были мелодии против уныния, раздражения и гнева. Для устранения
отрицательных эмоций и сейчас эффективно применяется музыкальная психотерапия.
Музыка является средством повышения работоспособности человека. Особенно
следует развивать у военнослужащих любовь к военной музыке, которая помогает
сохранять силы, преодолевать страх и уныние, вызывает боевое воодушевление.
Воинский коллектив,
психологически подготовленный к преодолению трудностей, быстро устраняет
индивидуальную напряженность, не допускает эмоциональных конфликтов, панических
настроений. Такой коллектив способен успешно решать любые сложные учебно-боевые
задачи.
Традиции — это сложившиеся на основе
длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной
жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив правил, норм и стереотипов
поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых
стало общественной потребностью.
Традиции могут быть
элементом больших общностей, а также конкретных групп людей, коллектива.
Совокупность традиций представляет собой элемент внутриколлективной морально-психологической
атмосферы, в которой постоянно пребывает и которую постоянно усваивает
личность.
Традиции многообразны и
многочисленны. Условно их можно разделить по ряду признаков:
а) по содержанию — на
боевые, ратно-трудовые, социально-бытовые, спортивные;
б) по сферам проявления —
на идейные, моральные (нравственные), правовые, художественные, религиозные;
в) по принадлежности к различным
общностям людей — на общенародные, национальные, классовые, территориальные,
профессиональные, возрастные, внутри-коллективные (групповые), смешанные.
Символом боевых традиций
каждой части является Боевое Знамя. Оно напоминает каждому военнослужащему о
его священном долге преданно служить Отечеству. На всю жизнь воин запоминает
день принятия Военной присяги у развернутого Боевого Знамени. Увольняясь в
запас, военнослужащий прощается со Знаменем. Как самую дорогую реликвию воин
хранит фотографию, на которой он запечатлен у развернутого Боевого Знамени.
В ценностно-ориентационном
единстве воинского коллектива главная роль принадлежит командиру, его умению
насаждать и утверждать порядок с учетом морально-психологических факторов,
находить поддержку своим усилиям со стороны коллектива и каждого отдельного
воина.
В психологическом плане
работа командира по укреплению воинской дисциплины имеет четыре основных
направления:
1) обеспечение выполнения
общих (постоянно действующих, первичных) правил поведения военнослужащих,
предусмотренных военным законодательством, уставами, приказами и директивами;
2) разработка и внедрение
в жизнь коллектива длительно действующих правил поведения с учетом местных условий
службы и характера решаемых задач;
3) управление текущим
поведением личного состава в обстановке, когда, например, молодым воинам еще не
известны некоторые из общих правил воинского поведения;
4) оперативная работа,
связанная с каждым конкретным (положительным и отрицательным) дисциплинарным
фактом или всей их совокупностью.
При этом воинский коллектив
выступает как решающий фактор в укреплении дисциплины. Малейший дисциплинарный
проступок встречает в сплоченном коллективе самое решительное осуждение.
Заметим, такой коллектив всемерно укрепляет свою дисциплину, или, как принято
говорить, коллективную дисциплину.
Воинский коллектив представляет
собой комплекс социально-психологических отношений, которые определяют
правильность поступков большинства военнослужащих, их способность выполнять
требования уставного порядка и приказания командира, успешно решать
учебно-боевые задачи. Коллективная дисциплинированность служит эффективным
средством развития индивидуальной дисциплинированности, регулятором поведения
воинов, создает предпосылки для воспитания самодисциплины.
Самодисциплина отражает
самосознание и самооценку военнослужащих, их убежденность и необходимость
соблюдения дисциплины. Если командир оценивает дисциплинированность воина
только по внешним проявлениям, например, по исполнительности, то самодисциплину
каждый член коллектива оценивает исходя из идеала, чести и совести.
Так, солдат, не
чувствующий угрызения совести за проступок, считает себя дисциплинированным
воином и удивляется, когда его наказывает командир. Известно, что коллектив не
доверяет человеку, который не может осознать свои поступки, а пытается
воспитывать других. Проще заботиться о дисциплине вообще, чем сохранять
самодисциплину на должном уровне. Поэтому, формируя коллективную
дисциплинированность, командир должен непременно заботиться о создании условий
для развития самодисциплины каждого воина.
Динамика коллективной
дисциплинированности определяется в значительной мере стилем руководства и
установившимися традициями, социально-психологическим климатом и
взаимоотношениями военнослужащих. В процессе каждодневного общения воинов вырабатываются
взаимные представления друг о друге как о дисциплинированном или
недисциплинированном человеке. Эти представления и оценки выступают в форме
коллективной оценки и требовательности к каждому военнослужащему.
Воспитание
дисциплинированности военнослужащего нельзя сводить к формированию какой-то
отдельной черты или качества. Дисциплинированность — это сложная система
таких качеств, как исполнительность, самообладание, аккуратность, смелость,
мужество, честность, вежливость, которые должны проявляться постоянно, войти в
привычку. Поэтому развивать нужно личность военнослужащего в целом,
предоставляя ей максимум условий для формирования положительных качеств.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА
Начиная рассмотрение
основных положений психологии воинского коллектива (группы), необходимо
исходить из того, что составляющие их люди являются социально-биологическими
явлениями объективно существующего мира. Их социальная составляющая формируется
в результате взаимодействия с другими людьми. Следовательно, понимание
механизмов формирования и функционирования коллектива невозможно без уяснения
места и роли личности в системе межличностных отношений группы (коллектива).
Личность и межличностные
отношения
Люди, собравшиеся по
каким-либо причинам вместе, сосредоточившись в едином пространстве, уже в силу
одного этого обстоятельства не могут действовать независимо друг от друга. Они
вынуждены в своих решениях и поступках принимать во внимание не только сам факт
присутствия и активности других, но и использовать новые возможности, которые
являются результатом возникшей социальной ситуации.
Как известно, человек -
социальное существо. Его жизнь и развитие невозможны без общения и
взаимодействия с другими людьми. Считается, что взаимодействие представляет
собой действия индивидов, направленные друг к другу. Оно может быть рассмотрено
как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных
целей – практических задач или для реализации личностных ценностей. Известный
отечественный психолог П.Сорокин отмечал, что "если бы кто-нибудь
предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы,
...описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь
ускользнула бы целиком из-под анализа".
Социальная жизнь возникает
и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки
взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как
зависят друг от друга. В этих условиях между ними возникает определенная
социальная связь, как зависимость людей, реализованная через социальное
действие, осуществляемое с ориентацией на других людей и ожиданием
соответствующего ответного действия партнера. В связи с этим в социальной связи
можно выделить ее субъекты, предмет и механизмы регулирования. Прекращение
связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если ее
участники не согласны с принципами ее регулирования.
Социальную связь между
субъектами какой-либо группы (воинского коллектива) можно рассматривать в двух
видах: в виде социального контакта, когда связь между людьми поверхностная,
мимолетная, а партнер по контакту легко может быть заменен другим человеком,
или в виде взаимодействия - систематических, регулярных действий партнеров,
направленных друг на друга и имеющих цель вызвать вполне определенную ответную
реакцию со стороны другого человека. В последнем случае возникшие социальные
отношения можно рассматривать, как устойчивую систему взаимодействия между военнослужащими,
носящую само возобновляющийся характер.
Нельзя также отрицать,
что возникающие в результате взаимодействия межличностные отношения могут
принимать различные формы. Среди них, прежде всего, можно выделить простое
присутствие; обмен информацией; совместную деятельность; равную обоюдную или
асимметрическую активность и др.. Причем активность может быть разного типа:
социальным влиянием, сотрудничеством, соперничеством, манипуляцией, конфликтом
и т.д.
Пожизненная зависимость
людей друг от друга помещает проблему межличностных взаимоотношений в самую сердцевину
существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединении –
входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения,
гарантирующие их позитивные переживания и достижение определенных целей
жизнедеятельности. Считается, что она обусловлена биологически-социальными
причинами и способствует выживанию человека. Например, наши предки были связаны
круговой порукой, обеспечивающей групповое выживание; социальная связанность
детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность; общение
и совместная профессиональная деятельность с сослуживцем, разделяющим
(понимающим) наши взгляды, оценки и жизненные устремления создают нам условия
для более успешного решения служебных задач и формирования эмоционального
комфорта. Следовательно, человек, в самом деле, общественное, социальное
существо, живущее в условиях взаимодействия и общении с другими людьми.
Ведущим условием
реализации человека в окружающей его общности людей (социуме) выступает
общение. Оно является его объективной потребностью как социального, разумного
существа – носителя сознания. Рассматривая образ жизни различных высших
животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с
природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов получил название
«деятельность» и его можно определить как специфический вид активности
человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая
самого себя и условия своего существования. Второй же тип контактов
характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются
живые существа, лишь обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и
межвидовых контактов называют «общением». При этом в психологии выделяются
несколько видов межличностного взаимодействия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|