Около 40 % женщин - предпринимателей могут быть отнесены к категории
«полупредпринимателей», которые сочетают собственное дело с работой по найму. К
этим оценкам близки результаты обследований, проведённых З.А.Янковой. [22, с.
26]
Рисунок 4 – Доля женщин – «полупредпринимателей» в общей массе женщин –
предпринимателей
Как показывают некоторые исследования, женщины-предприниматели находятся
в самом активном возрасте (см. таблицу 2).
Таблица 2
Возрастная структура женского предпринимательства в
России
Возраст |
Доля, % |
До 30 лет |
12,3 |
От 30 до 50 лет |
73,0 |
Старше 50 лет |
14,7 |
Рисунок 5 - Возрастная структура
женщин-предпринимателей
Женское
предпринимательство имеет ярко выраженную отраслевую специфику, что отмечается
в ряде как российских, так и зарубежных исследований. [20, с. 23] По мнению
некоторых западных авторов существуют «традиционные женские отрасли»:
общественное питание, бытовое обслуживание, розничная торговля, гостиничное
хозяйство и др. Российские исследователи также склонны утверждать, что
отраслевая специфика женского предпринимательства в условиях России
прослеживается достаточно отчётливо (см. таблицу 3).
Таблица 3
Отраслевая специфика женского предпринимательства
Отрасль |
Доля женщин-предпринимателей, % |
Бытовое обслуживание населения
|
60 |
Розничная торговля
|
56 |
Общественное питание
|
53 |
Здравоохранение
|
50 |
Образование
|
46 |
Культура
|
46 |
Лёгкая промышленность
|
45 |
Финансовая сфера
|
20 |
Тяжёлая промышленность
|
13 |
Транспорт
|
7 |
Таблица 3 показывает, что
к наименее «освоенным» женщинами отраслям относятся транспорт и строительство,
к наиболее освоенным – бытовое обслуживание населения, розничная торговля,
общественное питание, здравоохранение и культура. [20, с. 25]
Более наглядно отраслевая
специфика женского предпринимательства отражена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Отраслевая специфика женского предпринимательства
Исходя из представленных
цифр, можно заключить, что женское предпринимательство сконцентрировано в
отраслях, где сама технология не требует большого числа работников. [13, с.
225]
В числе факторов
указанной отраслевой спецификации называются причины не только экономического
характера. Многие авторы, исследовавшие данную проблему, склонны отдавать
приоритет причинам социально-психологического характера. Именно они определяют
«повышенную проницаемость» женского предпринимательства в те сферы, которые
требуют в первую очередь терпения, умения договариваться с партнёрами,
стремления к порядку и «одомашнивания» бизнеса. [10, с. 111]
Активное
участие женщин в предпринимательстве началось с проникновения в новые
экономические структуры. Они не только не потерпели поражения, но и смогли
добиться успехов в своих начинаниях. Несмотря на то, что женское
предпринимательство в России плохо контролируется и учитывается, с достаточно
высокой степенью вероятности можно утверждать: постепенное внедрение мягкого
менеджмента в сферу российского предпринимательства открывает новые возможности
для экономического развития страны.
2 Приоритетные
направления государственной политики в сфере женского предпринимательства
2.1 Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих
развитие женского предпринимательства в России
Перестройка российской экономики потребовала поддержки
предпринимательства как развивающейся отрасли, способной повысить
благосостояние нашего государства. В связи с этим на протяжении последних
десятилетий были изданы и введены в действие нормативно-правовые документы,
регулирующие деятельность предпринимателей. С вступлением в предпринимательство
женщин, появились законодательные и нормативные акты, регулирующие основные
направления государственной политики в отношении женщин. Рассмотрим их
содержание подробнее.
Основным документом, гарантирующим равные права женщин и мужчин в сфере
предпринимательства, является Конституция Российской Федерации, в п. 3 ст. 19
которой закреплено следующее положение: «Мужчины и женщины имеют равные права и
свободы и равные возможности для их реализации». [1, ст. 3]
Это полностью соответствует требованиям Конвенции о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин, подписанной от имени Российской Федерации 8
мая 2001 г. Статья 2 Конвенции обязывает государства-участников «включить
принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные Конституции». В ст. 1
Конвенции раскрывается понятие «дискриминация» в отношении женщин, означающее
любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено
на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление
женщинами, независимо от их семейного положения, прав и основных свобод в
политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой
другой области, в том числе в сфере предпринимательства. [18, с. 40]
Несмотря на наличие этих
правовых гарантий, реальное положение дел нельзя считать удовлетворительным.
Большие надежды в этом отношении были возложены на Указ Президента РФ № 337 от
4 марта 1993 г. «О первоочередных задачах государственной политики в отношении
женщин», в редакции Указа Президента РФ № 1604 от 1 сентября 2000 г. Данный
нормативный документ направлен на:
а) упорядочение мер
государственной политики по улучшению социального и экономического положения
женщин, в том числе женщин- предпринимателей;
б) обеспечение
конкурентоспособности женщин на рынке труда, в том числе за счёт поддержки и
развития женского предпринимательства;
в) организацию и развитие социальных услуг, позволяющих женщинам
совмещать выполнение родительских обязанностей с предпринимательской
деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений
по уходу за детьми. [22, с. 33]
Следующим этапом в
развитии правового регулирования женского предпринимательства стало принятие
Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденной
постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. N 6 (с последующими
дополнениями и изменениями).
Концепция определяет общую стратегию и приоритетные направления
государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа
равных прав и свобод и создания равных возможностей в сфере предпринимательства
для женщин и мужчин с учетом реальной социально-экономической ситуации в
современной России.
Концепция основывается на
том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное
и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и
культурной жизни, в том числе в предпринимательской деятельности должно стать
главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в
Российской Федерации.
В этой связи Концепция
призвана: содействовать соблюдению прав женщин в единстве с основными правами и
основными свободами человека; обеспечивать условия для полноправного участия
женщин в принятии решений на всех уровнях управления; содействовать обеспечению
равных прав на рынке труда и в сфере предпринимательства; обеспечивать охрану
здоровья женщин; добиваться недопущения и пресечения насилия в отношении
женщин. Одним из приоритетных направлений Концепции является развитие и
поддержка женского предпринимательства как одной из форм реализации
экономических прав и свобод человека и гражданина. [10, с. 21]
В ходе реализации
Концепции законодательными и исполнительными органами Российской Федерации
обобщён опыт, накопленный в различных регионах Российской Федерации; обеспечена
координация действий на федеральном, региональном и международном уровнях.
Логическим следствием Концепции стал Национальный план действий по
улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. В
соответствии с Концепцией в период до 2000 г. были проведены следующие
мероприятия, нацеленные на поддержку женского предпринимательства в России:
а) проведён анализ соответствия законодательства Российской Федерации,
регулирующего вопросы женского предпринимательства, международным правовым
актам;
б) разработан комплекс мероприятий по поддержке занятости женщин, в том
числе по развитию женского предпринимательства;
в) углублен перечень мер государственной поддержки малого
предпринимательства в части поддержки субъектов женского предпринимательства;
г) уточнены и систематизированы показатели, характеризующие
социально-экономическое положение субъектов женского предпринимательства в
России. [10, с. 22]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|