на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Анализ особенностей государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства в России

Около 40 % женщин - предпринимателей могут быть отнесены к категории «полупредпринимателей», которые сочетают собственное дело с работой по найму. К этим оценкам близки результаты обследований, проведённых З.А.Янковой. [22, с. 26]


Рисунок 4 – Доля женщин – «полупредпринимателей» в общей массе женщин – предпринимателей

Как показывают некоторые исследования, женщины-предприниматели находятся в самом активном возрасте (см. таблицу 2).

Таблица 2

Возрастная структура женского предпринимательства в России

Возраст Доля, %
До 30 лет 12,3
От 30 до 50 лет 73,0
Старше 50 лет 14,7

Рисунок 5 - Возрастная структура женщин-предпринимателей

Женское предпринимательство имеет ярко выраженную отраслевую специфику, что отмечается в ряде как российских, так и зарубежных исследований. [20, с. 23] По мнению некоторых западных авторов существуют «традиционные женские отрасли»: общественное питание, бытовое обслуживание, розничная торговля, гостиничное хозяйство и др. Российские исследователи также склонны утверждать, что отраслевая специфика женского предпринимательства в условиях России прослеживается достаточно отчётливо (см. таблицу 3).

Таблица 3

Отраслевая специфика женского предпринимательства

Отрасль Доля женщин-предпринимателей, %

Бытовое обслуживание населения

60

Розничная торговля

56

Общественное питание

53

Здравоохранение

50

Образование

46

Культура

46

Лёгкая промышленность

45

Финансовая сфера

20

Тяжёлая промышленность

13

Транспорт

7

Таблица 3 показывает, что к наименее «освоенным» женщинами отраслям относятся транспорт и строительство, к наиболее освоенным – бытовое обслуживание населения, розничная торговля, общественное питание, здравоохранение и культура. [20, с. 25]

Более наглядно отраслевая специфика женского предпринимательства отражена на рисунке 6.


Рисунок 6 – Отраслевая специфика женского предпринимательства

Исходя из представленных цифр, можно заключить, что женское предпринимательство сконцентрировано в отраслях, где сама технология не требует большого числа работников. [13, с. 225]

В числе факторов указанной отраслевой спецификации называются причины не только экономического характера. Многие авторы, исследовавшие данную проблему, склонны отдавать приоритет причинам социально-психологического характера. Именно они определяют «повышенную проницаемость» женского предпринимательства в те сферы, которые требуют в первую очередь терпения, умения договариваться с партнёрами, стремления к порядку и «одомашнивания» бизнеса. [10, с. 111]

Активное участие женщин в предпринимательстве началось с проникновения в новые экономические структуры. Они не только не потерпели поражения, но и смогли добиться успехов в своих начинаниях. Несмотря на то, что женское предпринимательство в России плохо контролируется и учитывается, с достаточно высокой степенью вероятности можно утверждать: постепенное внедрение мягкого менеджмента в сферу российского предпринимательства открывает новые возможности для экономического развития страны.


2 Приоритетные направления государственной политики в сфере женского предпринимательства

2.1 Обзор нормативно-правовых актов, регулирующих развитие женского предпринимательства в России

Перестройка российской экономики потребовала поддержки предпринимательства как развивающейся отрасли, способной повысить благосостояние нашего государства. В связи с этим на протяжении последних десятилетий были изданы и введены в действие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность предпринимателей. С вступлением в предпринимательство женщин, появились законодательные и нормативные акты, регулирующие основные направления государственной политики в отношении женщин. Рассмотрим их содержание подробнее.

Основным документом, гарантирующим равные права женщин и мужчин в сфере предпринимательства, является Конституция Российской Федерации, в п. 3 ст. 19 которой закреплено следующее положение: «Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». [1, ст. 3]

Это полностью соответствует требованиям Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, подписанной от имени Российской Федерации 8 мая 2001 г. Статья 2 Конвенции обязывает государства-участников «включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные Конституции». В ст. 1 Конвенции раскрывается понятие «дискриминация» в отношении женщин, означающее любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, прав и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области, в том числе в сфере предпринимательства. [18, с. 40]

Несмотря на наличие этих правовых гарантий, реальное положение дел нельзя считать удовлетворительным. Большие надежды в этом отношении были возложены на Указ Президента РФ № 337 от 4 марта 1993 г. «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», в редакции Указа Президента РФ № 1604 от 1 сентября 2000 г. Данный нормативный документ направлен на:

а) упорядочение мер государственной политики по улучшению социального и экономического положения женщин, в том числе женщин- предпринимателей;

б) обеспечение конкурентоспособности женщин на рынке труда, в том числе за счёт поддержки и развития женского предпринимательства;

в) организацию и развитие социальных услуг, позволяющих женщинам совмещать выполнение родительских обязанностей с предпринимательской деятельностью, в том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми. [22, с. 33]

Следующим этапом в развитии правового регулирования женского предпринимательства стало принятие Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. N 6 (с последующими дополнениями и изменениями).

Концепция определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод и создания равных возможностей в сфере предпринимательства для женщин и мужчин с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России.

Концепция основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни, в том числе в предпринимательской деятельности должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации.

В этой связи Концепция призвана: содействовать соблюдению прав женщин в единстве с основными правами и основными свободами человека; обеспечивать условия для полноправного участия женщин в принятии решений на всех уровнях управления; содействовать обеспечению равных прав на рынке труда и в сфере предпринимательства; обеспечивать охрану здоровья женщин; добиваться недопущения и пресечения насилия в отношении женщин. Одним из приоритетных направлений Концепции является развитие и поддержка женского предпринимательства как одной из форм реализации экономических прав и свобод человека и гражданина. [10, с. 21]

В ходе реализации Концепции законодательными и исполнительными органами Российской Федерации обобщён опыт, накопленный в различных регионах Российской Федерации; обеспечена координация действий на федеральном, региональном и международном уровнях.

Логическим следствием Концепции стал Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. В соответствии с Концепцией в период до 2000 г. были проведены следующие мероприятия, нацеленные на поддержку женского предпринимательства в России:

а) проведён анализ соответствия законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы женского предпринимательства, международным правовым актам;

б) разработан комплекс мероприятий по поддержке занятости женщин, в том числе по развитию женского предпринимательства;

в) углублен перечень мер государственной поддержки малого предпринимательства в части поддержки субъектов женского предпринимательства;

г) уточнены и систематизированы показатели, характеризующие социально-экономическое положение субъектов женского предпринимательства в России. [10, с. 22]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.