В целом мероприятия поддержки и развития женского предпринимательства в
России получили достаточно низкие оценки, наводящие на мысль о необходимости
совершенствования государственного регулирования и государственной поддержки в
данной сфере предпринимательства.
К основным проблемам, с которыми, по мнению респондентов, сталкивается
женское предпринимательство, можно отнести следующее:
а) недостаток оборотного капитала (56 % респондентов);
б) отсутствие поддержки со стороны местных органов власти (27 %);
в) излишний контроль со стороны руководящих органов (9 %);
г) изменчивость и подвижность внешней среды (7 %);
д) гендерные стереотипы (64 %);
е) недостаток профессионального образования, опыта работы, практических
навыков (23 %);
ж) сложность совмещения предпринимательства и семейных обязанностей (11
%);
з) жёсткая конкуренция (18 %);
и) недоверие к проводимым экономическим преобразованиям (7 %);
л) прочие проблемы (43 %).
Ответы на третий вопрос анкеты показали, что приоритетными проблемами,
стоящими перед женским предпринимательством в России, являются гендерные
стереотипы, отсутствие поддержки со стороны местных органов власти и недостаток
профессионального образования, опыта работы, практических навыков у женщин –
предпринимателей.
3.2 Предложения по
совершенствованию государственной политики Российской Федерации в отношении
женского предпринимательства
Опираясь на материалы проведённого исследования можно предложить
следующие направления совершенствования государственной политики Российской
Федерации в области женского предпринимательства:
а)
упрощение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства,
лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
б) упрощение порядка предоставления отчётности, предоставляемой
предпринимателями в налоговые и статистические органы;
в)
создание льготных условий использования государственных финансовых,
материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и
информационных ресурсов, разработок и технологий;
г) поддержка
внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая
содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных,
информационных связей с зарубежными государствами;
д) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
для малых предприятий;
е) совершенствование законодательства, регулирующего женское
предпринимательство в России;
ж) привлечение субъектов женского предпринимательства к реализации
федеральных, отраслевых и муниципальных программ и проектов развития
предпринимательства в России;
з) передача субъектам
женского предпринимательства не завершенных строительством и пустующих
объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
и)
кредитование субъектов женского предпринимательства на льготных условиях с
компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств
фондов поддержки малого предпринимательства;
к)
снижение уровня залогов и процентных ставок по кредитам, выдаваемых субъектам
женского предпринимательства;
л)
стимулирование привлечения частных средств в процесс кредитования женского
предпринимательства;
м) развитие обществ взаимного кредитования;
н) создание правовых условий для страхования рисков предпринимательской
деятельности;
о)
разработка и осуществление мер по созданию соответствующей информационной
инфраструктуры в целях получения субъектами женского предпринимательства
экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной
информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между
ними указанной информацией;
п)
разработка и осуществление комплекса мероприятий по содействию в обеспечении
субъектов женского предпринимательства современным оборудованием и
технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов,
производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры,
создаваемых в целях поддержки субъектов женского предпринимательства;
р)
активизация усилий федеральных и местных органов власти по размещению заказов
на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов
продукции для субъектов женского предпринимательства;
с)
содействие со стороны властных структур в создании и организации деятельности
специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов женского предпринимательства,
в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования,
производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в
государственной или муниципальной собственности;
с)
и так далее.
Заключение
Под
предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск
деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от
использования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг
лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Коренные
преобразования, проведённые в нашем государстве, привели к тому, что сегодня
женщины интенсивно вступают в сферу деловой активности. Традиционное
представление об ограниченности возможностей женского предпринимательства
сегодня уже не разделяется ни дальним, ни ближним окружением, ни в большинстве
своём самими женщинами-предпринимателями. Женское предпринимательство
рассматривается как сила, способная значительно повысить уровень и качество
жизни россиян.
Обращаясь
к структурной характеристике женского предпринимательства можно отметить
следующее:
-
более 40 % субъектов женского предпринимательства могут быть отнесены к
категории «полупредпринимателей», сочетающих собственное дело с работой по
найму;
-
основную массу субъектов женского предпринимательства составляют женщины в
возрасте от 30 до 50 лет;
-
женское предпринимательство имеет ярко выраженную отраслевую специфику,
концентрируясь в отраслях, где технология не требует большого числа работников
(торговля, общепит, бытовое обслуживание и т.д.).
С
вступлением в предпринимательство женщин, появились законодательные и
нормативные акты, регулирующие основные направления государственной политики в
отношении женщин. К таким документам можно отнести:
-
Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, подписанную
от имени РФ 8 мая 2001 г.;
- Указ Президента РФ № 337 от 4 марта 1993 г. «О
первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин»;
- Концепцию улучшения положения женщин в РФ, утверждённую
постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. № 6;
- Национальный план действий по улучшению положения
женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.;
- ФЗ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ и т.д.
Реализация положений перечисленных документов
дополняется комплексными федеральными программами поддержки женского
предпринимательства.
Для оценки эффективности государственного
регулирования и поддержки женского предпринимательства в России нами был
проведён социологический опрос, в котором приняли участие 200 предпринимателей
г. Оренбурга и Оренбургской области. Опрос позволил выявить основные проблемы,
стоящие перед субъектами женского предпринимательства на современном этапе
рыночных преобразований. Это гендерные стереотипы, отсутствие поддержки со
стороны местных органов власти и недостаток профессионального образования,
опыта работы, практических навыков у женщин – предпринимателей.
Опираясь на материалы проведённого исследования был
предложен перечень мероприятий по совершенствованию государственного
регулирования и государственной поддержки женского предпринимательства в
России, как то:
- организация подготовки и повышения квалификации
женщин – предпринимателей;
- привлечение субъектов женского предпринимательства к
реализации федеральных, отраслевых и муниципальных программ и проектов развития
предпринимательства в России;
- льготное кредитование и льготное налогообложение
субъектов женского предпринимательства, и т.д.
Список литературы
Нормативно-правовые документы
1.
Конституция
Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2.
Гражданский
кодекс Российской Федерации. Часть I.
3.
Федеральный закон
от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г.,
21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.).
4.
Указ Президента
РФ от 4 апреля 1996 г. N 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки
малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14 ноября
1997 г., 6 января 1999 г.).
5.
Постановление
Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 249 «Об условиях и порядке
предоставления в 2006 году средств федерального бюджета, предусмотренных на
государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские
(фермерские) хозяйства» (с изм. и доп. от 14 сентября, 9 декабря 2005 г., 11
апреля, 20 сентября 2006 г.).
6.
Постановление
Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. N 1256 «О Федеральной программе
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на
1996 - 1997 годы» (с изм. и доп. от 17 декабря 1999 г.).
7.
Постановление
Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697 «О Федеральной программе
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на
1998 - 1999 годы».
8.
Постановление
Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 121 «О Федеральной программе
государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на
2000-2001 годы».
9.
Постановление
Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 615 «Об утверждении Соглашения о
поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках
СНГ».
Учебная литература
10.
Беляева О.А.
Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма «Контракт»,
«ИНФРА-М», 2006.
11.
Каминка А.И.
Основы предпринимательского права. - Петроград: издательство «Труд», 1917.
12.
Предпринимательское
право в рыночной экономике: Учебное пособие для экономических специальностей
вузов / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. – М.: Гарант, 2004.
13.
Беневоленская
З.Э. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. Серия
«Библиотека профессионала» - М.: Волтерс Клувер, 2005.
Статьи периодических изданий
14.
Гапоненко В.Ф.,
Костюк О.М. Свобода индивидуальной предпринимательской деятельности и пределы
прав субъектов при ее осуществлении // Законодательство. – 2006. - № 2. – С. 12
– 17.
15.
Громова Р.
Социальная мобильность в России: 1995 – 2006 гг. // Социологический журнал. –
2007. - № 1. – С. 32.
16.
Интервью с С.Н.
Дудкиным, статс-секретарем - заместителем министра Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства // Законодательство.
2- 2003. - № 5. С. 43-47.
17.
Караханова Т.М.
Профессиональная карьера мужчин и женщин // Социологические исследования. –
2005. - № 11. – С. 74-81.
18.
Парфирьев Ж. К.
Женское предпринимательство, или чужая среди «крутых» // Социологические
исследования. – 2005. - № 9. – С. 40-46.
19.
Сухенко С.И.
Становление женского предпринимательства в России // Социологический журнал. –
2003. - № 10. – С. 45-48.
20.
Украинский Р.В.
Аренда, предпринимательство, налоги // Законодательство. – 2004. - № 10. – С.
23-26.
21.
Экономические и
социальные перемены: мониторинг общественного мнения // Социологические
исследования. – 2007. - № 5. – С. 32-33.
22.
Янкова З. А.
Развитие личности женщины в российском обществе // Социологические
исследования. – 2006. - № 1. С. 24-27.
23.
Прокофьева Л.,
Фести П., Мурачёва О. Женщины на рынке труда // Социологический журнал. – 2006.
- № 3. – С. 22-25.
Статистические сборники
24.
Женщины и мужчины
России: Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2006.
25.
Россия в цифрах:
Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2006.
Приложение А
Бюджетное финансирование развития предпринимательства
Таблица
1
Размер
субсидий федерального бюджета, направляемых на развитие предпринимательства в
России
Год |
Величина субсидий, тыс. руб. |
2000 г. |
45 000 |
2001 г. |
45 000 |
2002 г. |
80 000 |
2003 г. |
100 000 |
2004 г. |
3 000 000 |
2005 г. |
1 500 000 |
2006 г. |
2 500 000 |
2007 г. |
3 500 000 |
Рисунок
1 – Динамика субсидий федерального бюджета, направляемых на развитие
предпринимательства в России
Приложение Б
Анкета
Уважаемые господа!
Приглашаем
Вас принять участие в социологическом исследовании эффективности
государственного регулирования и поддержки женского предпринимательства в
России. Для участия в исследовании Вам необходимо ответить на следующие
вопросы:
1. Как Вы оцениваете ГОСУДАРСТВЕННУЮ политику ПО
РАЗВИТИЮ женского предпринимательства в России?
а)
Считаю достаточно эффективной, отвечающей строгим требованиям современности;
б)
Считаю, что она имеет ряд недостатков, которые необходимо устранить;
в)
Считаю, что она не эффективна.
2. Оцените по 5-балльной системе отдельные направления
государственной поддержки женского предпринимательства:
а)
Стимулирование инвестиционной активности;
б)
Совершенствование законодательства, регулирующего женское предпринимательство;
в)
Льготное кредитование;
г)
Предоставление налоговых льгот;
д)
Размещение государственных заказов;
е)
Упрощение порядка регистрации предпринимателей;
ж)
Информационное обеспечение женского предпринимательства;
з)
Реализация федеральных программ поддержки женского предпринимательства;
и)
Становление и развитие региональных систем по поддержке женского
предпринимательства.
3. Перечислите основные проблемы, с которыми, НА ВАШ
ВЗГЛЯД, сталкивается женское предпринимательство В РОССИИ:
______________________________________________________
Спасибо за внимание!
|