Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась.
Применяются наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция",
а также "избыточное/патологическое применение Интернета". При обилии наименований
специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые
могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность
и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада
и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за
работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение
работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая
длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в
Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление
и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств
вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального
подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни;
готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным
здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической
активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде;
злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [15, C.110].
Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.
Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:
1. навязчивое желание проверить e-mail;
2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много
времени в Интернет;
4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много
денег на Интернет [31].
Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мнению, можно
констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных
им (см. приложение 1) [34].
Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических
и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
1.
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2.
невозможность остановиться;
3.
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4.
пренебрежение семьей и друзьями;
5.
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6.
ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
7.
проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов
руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
2. сухость в глазах;
3. головные боли по типу мигрени;
4.
боли в спине;
5.
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
6.
пренебрежение личной гигиеной;
7.
расстройства сна, изменение режима сна [34].
Признанный авторитет в этой области К. Янг из Питсбургского университета
выделяет пять основных категорий этой зависимости:
1.
Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых"
или от киберпорнографии.
2.
Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах
общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и
семью.
3.
Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные
сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли
через сеть.
4.
Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов
и поиск по базам данных.
5.
Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх
или в программировании, в основном среди детей и подростков [31].
Причины и последствия Интернет-зависимости
Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей,
то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись
во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости,
находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает,
что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты
попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не
умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми,
ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и
принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует
пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт
с окружающими и самостоятельно принимать решениях [18, C. 193].
По статистике, к кибер-зависимости склонны люди с двумя типа
дезориентации: социальной и сексуальной [2, C.57].
Социальная дезориентация выражается в низкой самооценке, в избегании проблем
и ответственности, в попытках отвлечься от какой-либо другой зависимости. Также
социальная дезадаптация характеризуется узким кругом общения, не умением высказать,
поделиться своими переживаниями, не достатком близких отношений, импульсивностью,
не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать
свою деятельность. Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как
следствие пребывают в состоянии депрессии. Кроме того, для зависимого типа личности
свойственны страх одиночества.
Сексуально дезориентированные интернет-зависимые - это вообще новый тип
человека, достойный отдельного описания. По статистике, каждый пятый пользователь
так или иначе вовлечён в сексуальную онлайновую деятельность. Драматизм данного
вида зависимости для подростков заключается в том, что он настигает их в переходном
возрасте, в момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное
представление о сексе. Для понимания, что делает киберсекс зависимостью, К. Янг
предлагает следующую модель: доступность - контроль - возбуждение, которые являются
тремя базовыми причинами этой зависимости [31]. Распознать появление у человека
киберсексуальной зависимости поможет выявление первых признаков (см. приложение
2).
Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные
потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь.
И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних
исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения
современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно
которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную
им станут компьютерные игры [20].
Подводя итоги, ответим на вопрос, так что же делает Интернет притягательным в
качестве средства "ухода" от реальности? Это:
1) возможность анонимного общения;
2) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной
связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация
представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например,
киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);
3) чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника,
удовлетворяющего практически любым;
4)
неограниченный доступ к информации [31].
Выводы.
1. Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г.К. Янг. Термин "интернет-зависимость" в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг. В
настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от
Интернета", или Интернет-аддикции. В самом общем виде Интернет-зависимость
определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом".
Вопрос о самом существовании заболевания, именуемого зависимостью от Интернета,
остается нерешенным, и изучение этого феномена нуждается в дальнейшем изучении.
2. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на
психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей
роли интернета. По мнению ряда исследователей, негативное влияние Интернета находится
в прямой пропорции от личности пользователя. Благодаря общению в Интернете люди,
склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве
защищенности. Зачастую Интернет - зависимость - это следствие гиперкомпенсации внутриличностных
проблем человека. Специалисты утверждают, что люди, "подсевшие" на интернет,
в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении. Кимберли
Янг выяснила, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет,
связанными с общением [13]. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы
сети.
3. По данным исследований, количество молодежи в Интернете растет
быстрее, чем количество представителей других возрастных групп [37].
4. В качестве причин, способствующих формированию Интернет-зависимости,
различные авторы выделяют анонимность, доступность, невидимость, множественность,
безопасность, простоту использования [31].
Глава II. Влияние Интернет-зависимости на развитие личности
подростка
Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий связи
"компьютер-психика". В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт,
что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является
глубоким и системным. А.Е. Войскунский с соавторами, подводя итог начальному этапу
психологических исследований Интернета, указывает, что влияние на личностное развитие
информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное
или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при, так называемой,
Интернет-аддикции, существует возможность позитивного развития отдельных способностей
[4,C.12]. Да, в цепочке "подросток - компьютер - интернет" возможно два
варианта развития их взаимосвязи: "положительный" и "отрицательный".
Во втором случаи при частом использовании компьютера и интернета возникают психологические
проявления интернет-зависимости, которая выражается в большом количестве проблем
поведения и контроля над влечениями, и в итоге к изменению личности в целом [19,
C.22].
В связи с поставленной задачей постараемся систематизировать
и обобщить немногочисленные данные о трансформирующим влиянии зависимости от Интернета
на личность подростка, а также постараемся ответить на вопрос, почему именно подростки
оказываются на сегодняшний день в основной группе риска формирования новой формы
аддиктивного поведения (количество интернет-зависимых подростков в разных странах
колеблется от 1,4% до 17,9%).
Психологические особенности подростка
Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для
него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?"
и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую
социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как
к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в
этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека
[28, C.172].
Для каждого возрастного периода характерен ведущий тип деятельности, и именно
он оказывает существенное влияние на формирование определенной иерархии мотивов,
на развитие процесса целеполагания. Для подросткового возраста характерна деятельность,
направленная на усвоение норм взаимоотношений, в большей степени со сверстниками.
Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности,
отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его
потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности
[16, C.234]. В этот период онтогенеза складываются наиболее благоприятные условия
для проявления и закрепления общественной сущности человека [16,C.118].
Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития.
Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность
и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются
с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим
термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии
от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда
в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании
личности [28, C.183]. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного
возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание
подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в
ситуацию взрослого в системе реальных отношений [28, 179].
Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств,
прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером
его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности.
И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление
его личности.
Причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр
базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых
(физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности
(общения, любви, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания,
понимания, самореализации) [5, C.33].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|