Исследование "Фонда Развития Интернет", проведенное
Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей,
которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета [35]. Среди них: потребность
в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает,
в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации
и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной
потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность
в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует
достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования
Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет
потребность в безопасности - одну из базовых в системе потребностей человека.
Будет не лишним повторить простые и хорошо известные аспекты
взросления, чтобы лучше понять, почему подростки проводят свое время в таком странном
и необычном месте, как киберпространство.
Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим
местом в окружающем мире. Они задают себе "общемировые" вопросы: Кто Я?
Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут
быть найдены в киберпространстве.
Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек
знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным
полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности
группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство
предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов
по интересам, ценностям склонностям.
Сепарация от родителей и семьи. Поиски подростками своего
места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием
отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет.
Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет
уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие
вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет тебе
это делать одновременно.
Известно, что психология подросткового возраста тесно связана
с проблемой "отцов и детей". По результатам исследований Р.Ф. Теперик
в семьях подростков, характеризующихся патологической зависимостью от компьютерных
игр, выявлена специфика семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гипер-,
либо гипопротекции, для отношений с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются
феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Это способствовало
возникновению у подростка ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам
адаптации в коллективе сверстников [35].
Избавление от фрустрации. Подростковый возраст - это сложный
и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что
делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной
перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций и он может попытаться
это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве [22].
Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой (Москва) факторы
риска формирования Интернет-зависимости связаны со следующими личностными особенностями
подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью,
асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной
компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся
в одной группе риска [35].
Влияние Интернет-зависимости на личность подростка
Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических
проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального
пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать
время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии
возможности пользования интернетом. Используя Интренет, подросток вместо стремления
"думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети
открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом
у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать
права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные
последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности [5, C.36].
Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением
трансформации личности, преобразования деятельности (ее мотивационных, целеобразующих
и операциональных составляющих), опосредствованной взаимодействием с Интернетом
[3, C.95].
Рассмотрим конкретные разновидности опосредствованной Интернетом
деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным личностным преобразованиям.
Можно выделить три основных вида:
1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования
и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности,
играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;
3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как
крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная [4,
C.16].
Перечисленные последствия применения информационных технологий
в виде глобальных преобразований личности лишь в незначительном объеме стали предметом
фундаментальных исследований, в силу чего нижеследующий анализ носит характер постановки
проблемы.
Хакерство
Увлечение поиском
информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную
как хакерство [8,26]. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно,
компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них
личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.
Посвященных данному феномену психологических исследований практически
нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими
особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно
сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного
развития подростка.
Деятельность хакеров подчиняется как познавательной мотивации,
так и целому ряду других мотивов, среди которых корысть, стремление добиться признания
своих способностей, выразить себя, получить от общества то, что оно задолжало и
т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в своих крайних проявлений хакерство
является негативной личностной аномалией.
По мнению Дж. Маркофа
и К. Хефнер (1996), хакеры - это, как правило, люди с какими-либо недостатками:
упоминаются излишняя полнота, детство в неполной семье, знакомство с наркотиками,
отсутствие полноценного общения со сверстниками и со взрослыми и т.д. Если это так,
то может быть высказано предположение, согласно которому увлечение информационными
технологиями и хакинг служат компенсацией своих недостатков [26]. Расхожим местом
стало убеждение о полной асоциальности хакеров: они одиноки и не понимают других,
лишены эмпатийности в общении, не сопереживают своим собеседникам, не умеют завязывать
контакты, а при реализации хакерских замыслов не отдают себе отчета в последствиях.
Если это действительно так, то речь может идти о недостаточной выраженности потребности
в общении; о несформированности коммуникативных навыков; об инфантилизме как неготовности
понимать последствия своих поступков; о несформированности моральной сферы личности;
об индивидуальной системе ценностей, расходящейся с общепринятой и т. п [8]. Таким
образом, данная деятельность способствует формированию именно таких наклонностей
у подростков, так как в этом возрасте они наиболее чувствительны к подобного рода
влияниям.
Игровая деятельность
Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом
развития как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее в увлечении
компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности,
особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр,
когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми
проблемами [29, C.114]. Существуют методики, с помощью которых можно определить,
является ли увлечение Интернет-играми невинными или это уже зависимость (см. приложение
4).
Одной из наименее ясных проблем является принципиальная возможность
переноса виртуального опыта в реальную жизнь. Например, когда игроки постепенно
принимают на себя роль своего игрового персонажа. Опираясь на имеющиеся материалы,
можно утверждать, что очевидные проявления переноса у игроков могут носить негативный
(уход в иллюзорную виртуальность взамен активного преобразования реальности или
адаптации к ней) характер. Например, попытка игроков идентифицировать себя с агрессивным
персонажем может переносится в реальный мир, в реальные отношения [27].
Особый интерес представляет собой такое явление, как "игры
с идентичностью" или экспериментирование с самопрезентированием, опирающееся
на фундаментальное свойство Интернета, задающее ситуацию безопасности - анонимность.
Живя жизнью своего героя, игроки могут настолько включаться в виртуальную жизнь,
что забывают о реальной. Это может вызвать зависимость или сказаться на здоровье
и психическом состоянии: появляются бессонница, раздражительность, невнимательность,
повышенная утомляемость. Общаясь от лица своего персонажа с другими, игроки начинают
хуже распознавать реальные человеческие эмоции [22].
Коммуникативная деятельность в Интернете
Р.Ф. Теперик (Москва) выделяет следующие нарушения общения при Интернет-зависимости.
Они проявляются в виде нарушения эмоционального компонента общения, снижения способности
улавливать эмоциональное состояние партнера и снижения способности распознавать
невербальные аспекты коммуникации [36].
Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета,
разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью,
от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма и/или аггравации до обмана,
склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе [13].
Большое значение имеют факторы новизны и непривычности опыта,
позволяющего варьировать степень анонимности общения. Новизна естественным образом
привлекает подростков, которая, по-видимому, наиболее активно экспериментирует с
анонимными формами общения. Кроме того, подростки, высоко ценят возможность компенсировать
и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые
нередко делают болезненными непосредственные контакты. Это может приводить к зависимости
от Интернета, когда подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя
ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности [31].
В наиболее расширительном понимании к проявлениям зависимости
от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, но и привязанность
к азартным играм в Интернете, электронным покупкам; страсть к навигации по WWW;
пристрастие к сексуальным применениям Интернета [31, 32]. Драматизм последнего вида
зависимости заключается в том, что он настигает подростков в переходном возрасте,
либо это момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное
представление о сексе, что может отложить отпечаток на всю жизнь.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что основные проблемы "жителя
Интернета" концентрируются в области самопринятия. Как известно подростки испытывают
сложности в близком общении и самораскрытии, а также в принятии своего физического
"Я" и своих телесных потребностей. Возможной непосредственной причиной
этого являются неразвитые, инфантильные механизмы самооценки, порождающие идеалистические
требования и препятствующие формированию дифференцированных и адекватных представлений
о себе. Отметим еще, что для части подростков чрезмерная вовлеченность в Интернет
сопряжена с готовностью контролировать каждый этап работы компьютерных программ;
эту склонность контролировать они могут перенести и в сферу человеческих отношений,
а так как попытки манипулирования другими людьми часто заканчиваются неудачей, это
может толкать детей к замкнутости и социальной изоляции [3, C.91].
Таким образом, Интернет
является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности
анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности
и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций. Во-вторых, это возможность
для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт
- это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм [1].
Как
правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность. Это уже не
та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная. Во-первых, для аддиктов характерна
смена аддиктивной реализации. Сегодня он - Интернет-зависимый, завтра - любовный
аддикт, после завтра - патологический игрок, а немного спустя - он ушел в наркотики
или алкоголизм. Во-вторых, опасность заключается в том, что очень часто, рано или
поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными [23].
Существует мнение,
что интернет-зависимость это не официальный диагноз, что она скорее является симптомом
других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении
и т.д.). А если учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода
отклонения в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от
Интернета наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она
будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка. Таким образом, психологические
механизмы воздействия информационных технологий на человека должны стать предметом
тщательного анализа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|