•
работал ли кандидат ранее с конфиденциальной информацией, подписывал ли
обязательство о ее неразглашении;
•
возникшие сомнения, появившиеся в связи с изучением документов кандидата;
•
отношения в семье, уровень благосостояния кандидата, жилищные условия,
культурный уровень и т.п.
Ответы
кандидата фиксируются, и те из них, которые вызвали сомнения, уточняются путем
опроса знающих кандидата лиц, путем тестирования и другими способами (если это
необходимо).
При
приеме на работу, связанную с информацией особой предпринимательской важности,
для сбора полных сведений о кандидате могут привлекаться работники частных
детективных агентств.
Одной
из главных задач собеседования и тестирования является выявление несоответствия
мотиваций в различных логических группах вопросов. Например: несоответствие -
хочет получать большую зарплату, но раньше он получал столько же, работал
близко oт дома, а хочет работать в фирме, находящейся на значительном
расстоянии, и т.п.
С
точки зрения безопасности психологический отбор преследует следующие цели:
•
выявление имевших ранее место судимостей, преступных связей,
криминальных наклонностей;
•
определение возможных преступных склонностей, предрасположенности кандидата к
совершению противоправных действий, дерзких и необдуманных поступков в случае
формирования в его окружении определенных обстоятельств;
•
установление факторов, свидетельствующих о морально-психологической
ненадежности, неустойчивости, уязвимости кандидата и т.д.
По
мнению многих специалистов-психологов, основные личные качества, которыми
должен обладать потенциальный сотрудник, включают:
•
порядочность, честность, принципиальность и добросовестность;
•
исполнительность, дисциплинированность;
•
эмоциональная устойчивость (самообладание);
•
стремление к успеху и порядку в работе;
•
самоконтроль в поступках и действиях;
•
правильная самооценка собственных возможностей и способностей;
•
умеренная склонность к риску;
•
умение хранить секреты;
•
тренированное внимание;
•
хорошая память, способности к сравнительной оценке фактов и т.д. Личные
качества, не способствующие сохранению секретов:
•
эмоциональная неуравновешенность;
•
разочарование в себе и своих способностях;
•
отчуждение от коллег по работе;
•
недовольство своим служебным положением;
•
ущемленное самолюбие;
•
крайне эгоистическое поведение;
•
отсутствие достаточного благоразумия;
•
нежелание и неспособность защищать информацию;
•
нечестность;
•
финансовая безответственность;
•
употребление наркотиков;
•
отрицательное воздействие алкоголя, приводящее к болтливости, необдуманным
поступкам и т.д.
Не
следует думать, что психологический отбор полностью заменяет прежние,
достаточно надежные кадровые процедуры (анализ документов, собеседование,
опросы сослуживцев и лиц, знающих кандидата, оперативная проверка в
правоохранительных органах и т.д.). Только при умелом сочетании традиционных и
психологических кадровых методов анализа можно с определенной степенью
достоверности прогнозировать поведение сотрудников в различных, в том числе
экстремальных, ситуациях.
Обычно
отобранным для работы считается кандидат, у которого результаты анализа
документов, собеседований, проверок, тестов и психологического изучения не
противоречат друг другу, и не содержат данных, которые препятствовали бы приему
на работу.
Материалы
проверок и анализа кандидатов на должность (в том числе
вопросники и протоколы собеседований, заполненные тесты, а также используемые
виды тестов и «ключи» к тестам, тестовые нормы, инструкции по проведению и
интерпретации и другие подобные материалы) являются строго конфиденциальной
информацией.
Обязательство
о неразглашении конфиденциальной информации и сохранении тайны фирмы претендент
подписывает до того, как ему будет сообщен состав ценных сведений, с которыми
ему предстоит работать, и порядок защиты этих сведений.
Обязательство
(подписка, соглашение) о неразглашении конфиденциальных сведений представляет
собой правовой документ, которым претендент добровольно и письменно дает
согласие на ограничение его прав в отношении использования конфиденциальной
информации. Одновременно в обязательстве претендент предупреждается об
ответственности за разглашение этой информации.
Например:
Договорное
обязательство. Обязуюсь:
1.
В период оформления на работу и работы в ______ не разглашать сведения,
составляющие ее коммерческую тайну, которые мне будут доверены или станут
известны при исполнении обязанностей, собеседованиях, инструктировании и
обучении.
2.
Беспрекословно и аккуратно выполнять относящиеся ко мне требования приказов,
инструкций и положений по защите коммерческой тайны, с которой я ознакомлен.
3.
Не сообщать устно, письменно или иным способом кому бы то ни было сведений,
составляющих тайну.
4.
В случае отказа от работы, окончания работы или увольнения не разглашать и не
использовать для себя и других лиц сведений, составляющих тайну ______.
Я
предупрежден, что в случае нарушения данного обязательства должен возместить причиненный
______ ущерб или буду привлечен к дисциплинарной (вплоть до увольнения) или
другой ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Проинструктировал
(подпись). Подпись лица, принимающего обязательство. Дата.
Текст
обязательства может заканчиваться фразой об ознакомлении лица с его содержанием
и добровольном согласии выполнять все пункты.
Многие
американские фирмы включают в соглашение (обязательство) следующие пункты:
•
детальное изложение принципов определения конкретных сведений, составляющих
тайну фирмы;
•
краткое изложение порядка охраны конфиденциальных сведений;
•
изложение мер, которые должен принимать сам работник для обеспечения
сохранности этих сведений;
•
перечень административных наказаний, которым может быть подвергнут работник,
разгласивший сведения, составляющие тайну фирмы (увольнение, понижение в
должности, перевод на другую работу и т.п.).
Хорошо,
если обязательство содержит пункт о том что сотрудник не будет использовать в
своей деятельности информацию, принадлежащую на правах собственности фирме, в
которой он ранее работал. Подобные обязательства подписывают не только
претенденты на работу в данной фирме, но и все лица, тем или иным образом
участвующие в работе фирмы и потенциально имеющие возможность узнать элементы
тайны фирмы, например акционеры, поставщики, сотрудники работающих с фирмой
рекламных и торговых структур, эксперты и т.п. Подписание обязательства о
неразглашении тайны фирмы следует предусмотреть для служащих фирмы, которые не
имеют непосредственного отношения к закрытым сведениям, однако имеют
возможность ознакомиться с ними при исполнении служебных обязанностей (шоферы,
дворники, уборщицы, сотрудники охраны и др.).
Считается,
что обязательство о неразглашении тайны фирмы не дает полной гарантии сохранения
этих сведений, однако, как показывает практика, существенно снижают риск
разглашения персоналом или иными лицами этих сведений, риск незаконного их
использования, а также число попыток конкурентов внедрить на фирму свою
агентуру.
После
подписания обязательства и проведения беседы-инструктажа с претендентом
заключается трудовой договор (контракт). В контракте должен быть пункт об
обязанности работника не разглашать сведения, составляющие тайну фирмы, а также
конфиденциальные сведения партнеров и клиентов, об обязательстве соблюдать
правила защиты конфиденциальных сведений. Может быть пункт о собственности
фирмы на результаты работы сотрудника, на сделанные им изобретения и открытия и
согласие сотрудника на публикацию этих достижений только с разрешения
руководства фирмы. Часто содержится пункт об обязанности сотрудника сообщать в
службу безопасности о всех попытках посторонних лиц получить у него
конфиденциальную информацию. В обязательном порядке включается пункт об
обязанности сотрудника немедленно сообщать непосредственному руководителю и
службе безопасности об утере носителей конфиденциальной информации, документов,
дел, конфиденциальных материалов, изделий и т.п.
В
заключительной части указывается степень ответственности за разглашение тайны
фирмы или несоблюдение правил защиты информации. Обычно это расторжение
трудового договора, при необходимости - последующее судебное разбирательство.
Отличительной
особенностью индивидуальных трудовых соглашений от трудовых договоров
(контрактов) в части сохранения коммерческой тайны является то, что в трудовых
соглашениях должны быть указаны конкретные сведения, составляющие
предпринимательскую тайну фирмы и доверенные сотруднику в связи с выполнением
им работы, а также конкретные меры со стороны сотрудника по обеспечению
сохранения этих сведений.
После
подписания приказа о приеме на работу в отделе кадров формируется личное дело
сотрудника, включающее стандартный набор документов.
Материалы,
связанные с профессиональным и психологическим анализом данного работника
(протоколы собеседований, тесты, протоколы бесед и опросов и т.п.) подшиваются
в дело кадровой службы «Материалы по приему сотрудников на работу», но не в
личное дело сотрудника. Дело с материалами имеет гриф конфиденциальности
«Строго конфиденциально».
Вести
какие-либо досье на сотрудников, содержащие сведения, полученные неофициальным
путем, запрещается.
После
получения допуска к конфиденциальной информации сотрудник в индивидуальном
порядке должен быть обучен правилам работы с документами, базами данных,
которые будут ему предоставлены. Результат обучения фиксируется в обязательстве
или контракте. Отметка заверяется подписями руководителя службы безопасности и
сотрудника.
Следовательно,
усложненные процедуры приема на работу, связанную с владением конфиденциальной
информацией, и проверки достоверности сведений, указанных в документах, дают
возможность всесторонне оценить кандидата на должность. С другой стороны, они
дают возможность руководству фирмы и самому кандидату оценить ситуацию и без
спешки принять правильное решение. Методы психологического анализа, проводимые
одновременно с хорошо зарекомендовавшими себя приемами анализа документов
претендента на должность, позволяют сделать достаточно обоснованные выводы о
пригодности данного лица для замещения вакантной должности, связанной с
владением конфиденциальной информацией. Следует учитывать, что использование
только психологических методов анализа личности не дает достоверного результата
и может иметь лишь рекомендательный характер.
персонал сотрудник конфиденциальный информация
5.
Доступ персонала к конфиденциальным сведениям, документам и базам данных
Регламентация
доступа персонала к конфиденциальным сведениям, документам и базам данных
является одной из центральных проблем системы защиты информации. Регламентация
порядка доступа лежит в основе режима конфиденциальности проводимых фирмой
работ. Важно четко и однозначно определить: кто, кого, к каким сведениям, когда
и как допускает.
Режим
представляет собой совокупность ограничительных правил, мероприятий, норм,
обеспечивающих контролируемый доступ на определенную территорию, в помещения, к
информации и документам. Любой режим базируется на так называемой
разрешительной системе. Разрешительная система в общем виде предусматривает
необходимость получения специального разрешения на осуществление
соответствующих правовых мероприятий, например на въезд в пограничную зону, на
посещение воинской части и т.п.
Разрешительная
(разграничительная) система доступа в сфере коммерческой тайны представляет
собой совокупность правовых норм и требований, устанавливаемых первым
руководителем или коллективным органом руководства фирмой с целью обеспечения
правомерного ознакомления и использования сотрудниками фирмы конфиденциальных
сведений, необходимых им для выполнения служебных обязанностей.
Принципы
построения разрешительной системы доступа:
•
надежность, т.е. относительное исключение возможности несанкционированного
доступа посторонних лиц к документам в обычных и экстремальных условиях;
•
полнота охвата всех категорий исполнителей и всех категорий документов,
информации на любых носителях;
•
конкретность, т.е. исключение двоякого толкования и однозначность решения о
доступе;
•
производственная необходимость как единственный критерий доступа исполнителя к
документу, а также доступа к документам представителей государственных служб;
•
определенность состава и компетенции должностных лиц, дающих разрешение на
доступ исполнителя к конфиденциальным сведениям, документам и базам данных,
исключение возможности бесконтрольной и несанкционированной выдачи таких
разрешений;
•
строгая регламентация порядка работы всех категорий сотрудников фирмы с
информацией, документами и базами данных. Разрешительная система решает
следующие задачи:
•
ограничения и регламентации состава сотрудников, функциональные обязанности
которых требуют знания тайны фирмы и работы с ценными документами;
•
строгого избирательного и обоснованного распределения документов и информации
между сотрудниками;
•
обеспечения сотрудника всем необходимым для реализации своих служебных функций
(документами, делами, базами данных, информацией, техническими средствами и
т.д.);
•
беспрепятственного прохода сотрудника в здание фирмы, в конкретное рабочее
помещение (режимную зону), к выделенному ему офисному рабочему оборудованию и
компьютеру;
•
исключение возможности для посторонних лиц несанкционированного ознакомления с
конфиденциальной информацией в процессе работы сотрудника с документами, делами
и базами данных;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|