на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Право интеллектуальной собственности

Субъекты  авторского права

Субъекты авторских и смежных прав подразделяются на две группы:

1) субъекты с первоначальными правами (авторы, исполнители, производители фонограмм, орга­низации вещания);

2) правопреемники (наследники, ор­ганизации-правопреемники, государство);

   Автор - главный  субъект  авторского права. Это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, являющееся объектом авторского права. Не  имеет  значения  его  дееспособность. Моментом возникновения авторского права является завершение создания произведения, без официального оформления авторства, независимо от опубликования. Для возникно­вения и  осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, или иного специального оформления, или соблюдения каких-либо формальностей.   

Субъектами авторского права могут быть как граж­дане Украины,  так и иностранцы. Ино­странные граждане - авторы  пользуются защитой автор­ского законодательства в Украине если созданные ими произведения находятся в какой-либо объективной форме на территории Украины, а если нет - то в соответствии с международными договорами Украины и совместными конвенциями по авторскому праву (Женев­ской, Бернской).   

Субъектами авторского права могут быть соавторы, если произведение создано совместным творческим тру­дом двух или более лиц. Различаются два вида соавтор­ства :

1) произведение образует одно  неразрывное целое (например, «Золотой теленок», «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова) ;

2) произведение состоит 16 частей, каждая  из которых  выполнена определенным соавтором и  может   иметь самостоятельное значение (например, учебник, написанный коллективом автора», каждый  из которых написал отдельные главы).

Субъектами  авторского права  являются правопреемники  автора - наследники, контрагенты по авторским договорам, к ним переходят некоторые авторские права.

Авторские права подразделяются на :

1) личные ;

2) имущественные.

Личные  неимущественные  права - это  право автор­ства, право на авторское имя, право на защиту произведения от всяких искажений  и посягательств, право опубликование произведения (обнародование).

Личные неимущественные  права - право авторства,  право на имя и право на защиту произведения и репу­тации  автора бессрочны. Эти права не переходят по  наследству. Но наследники могут осуществлять защиту этих прав, и эти правомочия наследников сроками не  ограничиваются.    

Личные  (неимущественные) права автора закрепле­ны в ст. 13 Закона «Об авторском праве и смежных пра­вах» и заключаются в следующем:    

1) требовать признания своего авторства, упомина­ния его имени в связи с использованием произведения, если это практически возможно;    

2) запрещать упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимным;    

3) выбирать псевдоним (вымышленное имя) в связи с использованием произведения;    

4) противодействовать любому искажению, извраще­нию или  иному изменению  произведения или любому другому посягательству на произведение, что может по­вредить чести и репутации автора;    

5) право на обнародование произведения.   

Имущественные права - это исключительные права на использование произведения, т.е. право воспроиз­водить  его, распространять,  публично  показывать, публично исполнять, сообщать для всеобщего сведения в эфир  или по  кабелю, переводить и т.д., а также получать авторское вознаграждение. Размер вознаграждения устанавливается договорами, а в законе опреде­ляются лишь  минимальные  ставки.     

Имущественные  права автора перечислены в ст. 14 ука­занного Закона, где предусматривается, что автору или другому лицу, имеющему авторское право, принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме  и любым способом, в частности ему при­надлежит исключительное право разрешать или запрещать:

1) воссоздание произведений;

2) публичное исполнение и публичное оглашение произведений;

3) публичный по­каз;

4) любое повторное публичное оглашение в эфире или по проводам уже переданных в эфир произведений, если оно осуществляется другой организацией;

5) пере­воды произведений;

6) переделки, адаптации, аранжиров­ки и другие подобные изменения произведений;

7) рас­пространение произведений путем продажи, отчуждение иным  способом или путем сдачи в наем или в прокат и иной передачи до первой продажи экземпляров произве­дения;

8) сдача в наем после первой продажи, отчужде­ние иным  способом экземпляров аудиовизуальных про­изведений, музыкальных произведений, в нотной форме, а также произведений, зафиксированных на фонограмме или в форме, читаемой машиной;

9) импорт экземпляров произведений.   

Авторы  произведений изобразительного искусства  кроме  названных имеют  дополнительные права  (если  произведение стало собственностью другого лица). Это :

1) право доступа - возможность воспроизводить свое произ­ведение

2) право  следования, которое означает, что  при перепродаже произведения изобразительного искус­ства его автор имеет право на вознаграждение от продавца  в виде определенного процента от перепродажной цены.     

Этот перечень не является исчерпывающим, в част­ности исключительные права авторов на использование произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства включают в себя и право участия в практической реализации проектов этих произведений.   

Имущественные  права авторов переходят по наслед­ству.   

Не  переходят по наследству личные (неимуществен­ные) права автора, однако наследники имеют право за­щищать  авторство на произведение и противодействовать искажению,  обезображиванию  или иному  изменению произведения, а также какому-либо другому посягатель­ству на произведение, если это может причинить ущерб чести и репутации автора.   

Охрана  прав авторов действует в сроки, установлен­ные  ст.24 Закона «Об авторском праве и смежных пра­вах».   

По  общему правилу, охрана, предоставляемая насто­ящим  Законом, действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.     

Срок охраны произведений, созданных в соавторст­ве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора.    

Для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, срок охраны истекает спустя 50 лет после того, как произведение было обнародовано. Если взятый автором псевдоним не вызывает сомнения в отношении личности  автора или если автор произведения, обнаро­дованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение 50 лет, то применяются общие прави­ла о сроках охраны.    

Срок охраны произведений посмертно реабилитиро­ванных  авторов действует в течение 50 лет после их реабилитации.

Авторское право на произведение, опубликованное течение 30 лет после смерти автора, действует в течет 50 лет от даты его правомерного опубликования.

Действие срока охраны начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место вышеуказанные юридические факты.   

Право авторства, право на имя и право противодействовать искажению, обезображиванию или иному изменению  произведения или какому-либо другому посягательству на произведение, что может причинить ущерб чести и репутации автора, охраняются бессрочно.     

После  истечения срока действия авторского права  произведение становится  общественным  достоянием.  Такие произведения могут свободно использоваться лю­бым лицом  (не надо спрашивать разрешения, например,  на его воспроизведение, постановку и т.д.) и без выплаты  авторского вознаграждения. Однако при этом должны  соблюдаться исключительные бессрочные права авторов -  право авторства, право на авторское имя, право на защиту  произведения и репутации автора (право на неприкос­новенность произведения).

Свободное использование авторских прав в некоторых  случаях, допускаемых законом, возможно и при жизни  автора - при цитировании, использовании в учебных  целях в качестве иллюстраций, при воспроизведении в  средствах массовой информации для всеобщего сведения  статей по  текущим   экономическим, политическим,  социальным, религиозным  вопросам, использование  публично произнесенных  политических речей, обра­щений, докладов и в ряде других случаев. При этом должны  соблюдаться следующие условия:

1) это возмож­но только в случаях, указанных в законе ;

2) только в отношении правомерно опубликованных произведений;  

3) с обязательным указанием имени автора ;

4) с ука­занием источника (издания) ;

5) с соблюдением неприкос­новенности произведения.

Наряду с авторскими правами названный Закон подробно регулирует отношения в сфере смежных  прав. Подобное название эти права получили потому, что лица, обладающие  ими, творчески используют созданные дру­гими лицами произведения, и они не рассматриваются в качестве авторов исполняемых ими или записываемых и воспроизводимых произведений. Объектом для их прав служит само исполнение либо звуко- и видеозапись. Поэтому по сравнению с авторскими эти права носят в определённой мере ограниченный характер и сводятся по существу к разрешению (согласию) на воспроизведение (использование) и требованию соответствующей оплаты.   

Согласно ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных  правах» исполнители осуществляют свои права при условии соблюдения ими прав авторов исполняемых произведений. Производители фонограмм и организации вещания  должны соблюдать права авторов и исполнителей. Организации вещания должны соблюдать права авторов, исполнителей и производителей фонограмм.   

Смежные права

Это права исполнителей, производителей фонограмм и организаций радио- и телевещания.   

Они являются смежными  по отношению  к авторским правам, т. е. это права близкие, примыкающие, связанные с авторскими. Их  роль своего рода посредническая - между  авторами и широкой аудиторией. Вместе с тем они являются  вторичными по отношению  к авторским правам, ибо обеспечивают использование произведений авторов.   

Смежные   права обеспечивают  защиту творческого труда лиц, доносящих произведения авторов до широкой аудитории, от нелегального использования результатов их работы.

Специфика смежных  прав :

1) они связаны с использованием  определенных  технических устройств (поэтому они появились лишь в  XX веке, с развитием технического прогресса - изобретения звуко- и видео­записи,  радио,  кино,  телевидения,  искусственных спутников) ;

2) объекты смежных прав закрепляются на материальных  носителях  (например, наличие  записи исполнения на магнитных пленках, кассетах, видеоплен­ках) ;

3) осуществлять исполнение  возможно повторно, бесконечно, перед практически неограниченной аудито­рией и без живого участия самого исполнителя.   

2.3 Субъектами смежных  прав являются :

1) исполнители (актеры, музыканты, режиссеры, дирижеры и т. д.) ;

2) производители фонограмм (лица, первыми осуществившие зву­ковую  запись исполнения) ;

3) организации эфирного или кабельного вещания (те, которые сами создали передачу либо по заказу и за счет которых создана передача).   

Субъекты   смежных  прав должны  иметь договор с автором  произведения, а производители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания - ещё и договор с исполнителем. Все субъекты  смежных  прав имеют  исключительное право на использование произве­дения  (исполнения, постановки, фонограммы, передачи). Это  означает, что другие лица должны получать разре­шение  на  первичную запись исполнения,  постановки, передачу в эфир или по кабелю от субъектов этих прав. Они  дают также разрешение  на воспроизведение фоно­граммы,  переделку, переработку и ряд других действий. Субъекты  смежных  прав имеют  также право на возна­граждение. Эти права регулируются посредством договоров с пользователями, а сбор и выплата вознаграждения - специальными организациями, управляющими смежными правами,  которые  создаются  их  субъектами. Срок действия смежных прав - 50 лет.

Исключениями являются  случаи, когда допускается использование записей исполнения, постановок, фоно­грамм, программ передач вещательных организаций без получения разрешения (без согласия) их субъектов. Это допускается  :

1) при включении в обзор о текущих событиях небольших отрывков ;

2) при использовании исключительно в  целях  обучения  и  научного  исследования ;

3) для цитирования в  форме небольших  отрывков в  инфор­мационных  целях ;

4) использовании в личных целях.

3. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.