К
особенностям приватизации можно отнести сохранение в собственности государства
значительной части акций приватизированных предприятий.
Доля
госсобственности в акциях[2]
приватизированных предприятий (на 1996 г.)
Отрасль |
% |
Целлюлозно-бумажная
промышленность |
20 |
Металлургия |
15 |
Телекоммуникации |
38 |
Машиностроение |
55 |
Нефте- и газодобыча |
42 |
Это означает,
что эти предприятия стали смешанными. Наличие в России не только государственных
предприятий, неподлежащих приватизации, но и полугосударственных предприятий
дает государству более широкие возможности для использования различных форм экономического
регулирования и госконтроля за значительным сектором промышленности.
Рассматривая
итоги ваучерной приватизации в России с точки зрения выбранных вариантов, то
можно сделать вывод, что явное предпочтение было отдано второму варианту, позволяющему
трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот вариант избрали
около 75% предприятий. Однако такая форма перекрывает возможности внешнего
влияния и контроля над ним. Эта ситуация сводится к минимуму при нормальном
функционировании рынка ценных бумаг. Но, как показывает опыт, что во время
закрытой подписки или по её завершению начинается скупка акций директоратом или
внешним инвестором.
Приватизация
в России принесла с собой чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), которые собрали
более трети всех ваучеров, а среднее количество акционеров в них составило 22,8
млн. человек или 15,4% населения России. ЧИФ должны были стать одной из опор
новой финансовой структуры, они должны были играть важную роль в мобилизации и
свободном переливе капиталов, интересоваться в первую очередь инвестированием в
производство с учетом рыночной ситуации. Однако практика первого этапа
приватизации показала, что ЧИФ, в основном, были заинтересованы в получение
максимальных дивидендов, а не в реальном развитии предприятия.
Если
подводить позитивные итоги первого этапа приватизации, то следует отметить, что
он позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку
большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 года уже была
передана в частные руки, но они были приватизированы без зданий и сооружений,
что характеризует некоторую неопределенность их положения. К концу 1994 года
этот процесс завершился почти по всей территории России.
К
особенностям первого этапа следует отнести, что земля практически не была
вовлечена в этот процесс. А на базе средних и крупных предприятий к концу 1994
было создано более 20 тыс. акционерных обществ, подлежащих приватизации.
Основные
показатели приватизации в России[3]
Показатели
|
01.01.93
|
01.01.94
|
01.01.95
|
01.01.96
|
Госпредприятия на
самостоятельном балансе (ед.) |
204998 |
156635 |
126846 |
90778 |
Подано заявок на
приватизацию (ед.) |
102330 |
125492 |
143968 |
147795 |
Реализовано заявок (ед.) |
46815 |
88577 |
112625 |
118797 |
Продажная цена
собственности (млрд. руб.) |
57 |
752 |
1867 |
2510 |
Госпредприятия
преобразованные в АО с выпуском акций в продажу (ед.) |
2376 |
14073 |
24048 |
27040 |
Предприятия на аренде,
в том числе с выкупом
(ед.)
|
22216
13868
|
20886
14978
|
16826
12806
|
14663
12198
|
По сведениям
правительства более 40 млн. граждан России стали акционерами. Но невозможно по
количеству участников точно оценить реальный результат, так как приватизация
это не цель, а средство процесса реконструкции народного хозяйства, а
следовательно, и экономики.
В России, по
мнению специалистов, было допущено два серьезных промаха:
-
невозможность
для участников приватизации, в условиях неразвитого рынка реально оценивать
стоимость имущества. А следовательно, никто не знает будущую эффективность
предприятия, акции которого он получает.
-
равномерное
распределение «приватизируемых денег» приводит к тому, что АО становится плохо
управляемым, и его деятельность подчиняется интересам менеджеров.
Наиболее
существенной чертой ваучерной приватизации в России являлось то, что механизм
обмена ваучеров на акции не предусматривал четкого соответствия количества обмениваемого,
что привело к дезориентации индивидуумов и спекулятивному характеру. Как результат,
несмотря на огромные усилия правительства, класс частных собственников так и не
сформировался. Не решена проблема привлечения иностранных инвестиций. Это
объясняется просчетами в процессе приватизации, к которым можно отнести:
-
трудности
в приобретение пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|