Правомерное поведение - разновидность
правового поведения.
О таком поведении субъектов можно
говорить лишь в той мере, в какой оно совпадает с моделью, зафиксированной в
правовой норме, т.е. находится в сфере правового регулирования, это, во-первых.
Во-вторых, правомерное поведение, как
правило, социально полезное поведение, основано на соблюдении, исполнении и
использовании правовых норм.
В-третьих, суждение о том, что
правомерное поведение личности основывается на позитивном отношении к правовым
нормам и принципам, представляется не точным. Показательно в этом плане
судебное сутяжничество, необоснованные правовые притязания, формальное
выполнение правовых обязанностей и пр.
Итак, правомерное поведение - это
общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов
общества поведение субъектов права, которое соответствует требованиям
юридических норм, гарантируется и охраняется государством. В юридической
литературе приводятся и более лаконичные формулировки. В.К.Бабаев пишет:
"Правомерное поведение личности - это поведение, соответствующее
предписаниям юридических норм".
Правопорядок следует отличать от
близкого, но не идентичного ему явления - общественного порядка, который, как и
правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных
отношений. Общественный порядок - это порядок общественных отношений,
складывающийся в результате действия всех социальных норм, т.е. норм права,
норм морали, а также обычаев, корпоративных норм.
Иными словами, общественный порядок
есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на
реализации всех социальных норм.
В научной и учебной литературе
отмечается, что понятие "общественный порядок" имеет двоякий смысл:
- в широком, о котором сказано выше;
- в узком - как порядок,
складывающийся в общественных местах (улицы, площади, парки, места зрелищных,
развлекательных мероприятий и др.).
Такой подход обоснован, служит
решению практических задач правоохранительными органами. Речь идет об
уголовно-правовой и административно-правовой обеспеченности в парках, на
транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах,
культурно-зрелищных заведениях и др. Такой порядок сопряжен с обеспечением
обстановки спокойствия, содействия тому, чтобы были нормальные условия для
труда и отдыха граждан, для деятельности государственных органов, общественных
организаций, предприятий и учреждений.
О таком понимании общественного
порядка (узкий смысл) говорится в нормативно-правовых актах, определяющих формы
и методы деятельности органов внутренних дел.
Под содержанием
правопорядка понимается система правовых структур, элементов, процессов,
существенных свойств и признаков.
Выделяют, прежде всего,
материальное содержание (закономерности функционирования, реальные отношения и
связи) и юридическое содержание правопорядка (как итог реализации права и
законности как систему действия правоотношений и упорядоченности правовых
элементов, отношений, процессов).
Под формой правопорядка
понимается его внутренняя структура, функционирование во времени, в
пространстве, по кругу лиц, по объектам регулирования. Форма правопорядка
связана с его содержанием.
Функции правопорядка,
прежде всего, обозначают назначение его элементов и их связей между собой,
которые проявляются в функционировании общества и государства. К ним относятся
следующие функции:
1. Функция взаимодействия с внешней
средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем,
составным элементом которых он является. Правопорядок функционирует в
определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение
системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант
взаимодействия.
В окружающей среде особенно сильное
влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные
социальные факторы, с которыми он взаимодействует и к которым должен
приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Он
испытывает на себе решающее влияние среды и в свою очередь активно влияет на
нее. Он не только приспосабливается к среде, но и выступает правовой основой
демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их,
упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Он
упорядочивает и стабилизирует важнейшие государственные связи и отношения.
Занимая вполне определенное место в
больших системах и, испытывая их благотворное или угнетающее влияние,
правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизации
и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное
воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее
правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.
2. Функция обособления качественной
определенности - функция упрочения внутренних связей и отношений. Она
направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных
частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное
образование. Внутренние аспекты многообразны. Они сводятся к упорядочению
действующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов,
свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования;
правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных
взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в
стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение
системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и
организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов,
т. е. его частей, что, в конечном счете, обусловливает обособленность
качественной определенности правопорядка как правовое состояние системности
правовых отношений и связей.
3. Функция сохранения и
совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена "на себя"
как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность.
Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.
Правопорядок окружен внешней средой.
Это общество, государственная власть, режим демократии и др., что оказывает на
него активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера,
укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может
привести к полной неприспособленности его и видоизменить в правовую оболочку
произвола и беззакония.
Окружающая среда, большие системы, в
которые входит правопорядок, обязаны его укреплять и поддерживать путем
совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой
деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной
системы, прокурорского надзора и т. д.
Но она и разрушает его правовым
нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений,
коррумпированностью, местническими тенденциями, злоупотреблениями,
преступностью, анархизмом, правовым невежеством и т. п. Правопорядок
противостоит этим силам и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться,
сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает деятельность
каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься
самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.
Данная функция складывается из
различных направлений, в том числе управление правопорядком, защита его от
угнетающего влияния негативных факторов, упрочение организованности и
целостности системы, упорядочение всех элементов, поддержание свойств
стабильности и устойчивости; обособленности и автономии как целостного
образования; усиления начал законности, справедливости, гуманизма и
демократизма.
Принципы правопорядка
являются той основой, на которой он формируется и функционирует. К принципам
правопорядка принято относить следующие:
- принцип демократизма
правопорядка;
- принцип
конституционности:
- принцип правовой
нормативности;
- принцип законности;
- принцип структурной
целостности:
- принцип соподчиненности
связей и отношений правопорядка;
- принцип правовой
нормативности:
- принцип законности;
- принцип структурной
целостности:
- принцип соподчиненности
связей и отношений правопорядка;
- принцип упорядоченности
и взаимозависимости уровней правопорядка;
- принцип справедливости и
гарантированности:
- принцип простоты и
универсальности:
- принцип подконтрольности
отношений правопорядка и др.
Данные принципы являются
основой для поддержания и совершенствования системных связей и отношений между
структурными элементами правопорядка. Эти принципы должны учитываться в процессе
правотворческой, правореализационной, правоприменительной и правоохранительной
деятельности.
Правопорядок возникает в результате
фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом
правового регулирования.
Он обеспечивается государством.
В заключение отметим: правопорядок -
необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На нем базируются все
его сферы: и социально-экономическая, и политическая, и культурная. И сегодня
проблема правопорядка в России особенно актуальна.
Вопрос о гарантиях - это очень
сложная и самостоятельная проблема в рамках общей теории государства и права.
Сложность ее заключается в том, что очень сложно идею законности из чисто
научного и теоретического понимания реализовать на практике.
Подтверждением этому служат
негативные факты, которые происходят на территории всей нашей страны. События,
которые происходят, показывают всю неполноценность, а так же слабость гарантий
законности как института российской государственности и демократии. Поэтому
важной задачей должно являться не только разработка теоретической концепции
законности и правопорядка, но и создание надежного орудия (механизма, средства)
ее реализации и защиты конституционных основ общественного и государственного
строя.
Чтобы законность и правопорядок
реально существовали, необходимы соответствующие условия и определённый
комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер,
обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.
Гарантии законности и правопорядка -
это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства,
обеспечивающие режим законности и правопорядка.
При рассмотрении данного вопроса
необходимо учитывать зависимость данной проблемы, как от субъективных, так и
объективных факторов. В правовом государстве существует целая система гарантий
законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимают
такие "условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые
государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность
правопорядка в обществе".
Общие условия - это объективные
(экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых
осуществляется правовое регулирование. Различают материальные, политические,
юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.
К материальным гарантиям относится
такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются
эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных
благ. При эквивалентных рыночных товарных отношениях создается реальная
материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В
этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и
самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере
реализует свои возможности в сфере материального производства, что является
важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально
обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое
поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и
получают объективное воплощение в правопорядке.
Под политическими гарантиями
законности и правопорядка принято понимать все элементы политической жизни
общества, которые на основе юридических законов отражающих объективные закономерности
общественного развития поддерживают и воспроизводят общественную жизнь. Все
звенья современной политической системы общества (государство, его органы,
разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые
коллективы) в своих же интересах должны поддерживать, и поддерживают
необходимый режим законности, стабильность правопорядка. Те объединения или
политические деятели, которые не желают соблюдать правовой порядок
установленный законом, лишаются всяческой защиты со стороны государства.
Под нравственными гарантиями
законности и правопорядка понимают благоприятную морально-психологическую
обстановку, в которой реализуются юридические права и обязанности участников
правоотношений; уровень их культуры и духовности; чуткость и внимание
государственных органов и должностных лиц по отношению к человеку, его
интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере
правового регулирования задействованы все звенья политической системы общества.
Нравственно здоровым обществом является, то общество, которое функционирует на
основе и в рамках закона, в условиях стабильности правопорядка. Законность и
правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые
органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг
друга.
Специальные средства - это
юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для
обеспечения законности.
Юридическими гарантиями законности и
правопорядка является деятельность государственных органов и учреждений,
специально направленная на предотвращение и преждевременное пресечение
всяческих нарушений законности и правопорядка. Ее осуществлением занимаются
законодательные, судебные и исполнительные органы государственной власти. Так,
например законодательные органы формируют основные направления борьбы с
правонарушениями, издавая тем самым соответствующие нормативно-правовые акты,
которые предусматривают юридическую ответственность за противоправные действия.
Непосредственную работу по профилактике и пресечению правонарушений
осуществляют правоохранительные государственные органы. Если политические и
экономические гарантии достаточно прочные, то правоохранительная деятельность
государства будет более оперативной, т. е. будет эффективно обеспечивать оптимальный
режим законности и устойчивость правопорядка. Среди них можно выделить
юридические и организационные гарантии (средства):
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|