на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Административная ответственность за коррупционные деяния по законодательству Украины

Гражданско-правовую ответственность при совершении кор­рупционных правонарушений государственный служащий или иное лицо, уполномоченное на выполнение функций государств ва, обязано нести, например, в случае причинения им физичес­кого, морального или имущественного вреда физическим и юри­дическим лицам и в других случаях (см. комментарий к ст-ям 13 и 15 Закона).

69. Материальную ответственность лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, в случае совершения им кор рупционного правонарушения, может нести в случае, если, на пример, это правонарушение связано с причинением вреда учреждению излишними денежными выплатами, или с неприня­тием руководителем мер по предупреждению расхищений и т.п. (статья 133 КЗоТ Украины), с незаконным увольнением подчи­нённого (пункт 8 статьи 134 КЗоТ Украины), с нарушением во­енным начальником установленного порядка учёта, сохранения, использования и перевозки военного имущества (статья 11 Поло­жения о материальной ответственности военнослужащих за                                                                        

ущерб, причинённый государству) и в других случаях, предус­мотренных законодательством (см. комментарий к статьям 13, 15 Закона).

70. Частью 1 статьи 15 Кодекса Украины об административ­ных правонарушениях установлено общее правило, согласно ко­торому военнослужащие и призванные на сборы военнообязан­ные, а также лица рядового и начальствующего составов орга­нов внутренних дел несут ответственность за административ­ные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уста­вами. Эта же статья предусматривает, что на общих основаниях указанные лица несут ответственность лишь за нарушение пра­вил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, за совершение корруп-ционных деяний и иных правонарушений, связанных с корруп­цией, неправомерное использование государственного имущест­ва, непринятие мер по частному определению суда или частно­му постановлению судьи, по представлению органа дознания, следователя или протесту, предписанию или представлению про­курора, за уклонение от исполнения законных требований проку­рора и контрабанду.

В части 2 статьи 3 Закона «О борьбе с коррупцией» подчёр­кнуто, что военнослужащие и призванные на сборы военнообя­занные, а также лица рядового и начальствующего составов ор­ганов внутренних дел, за совершённые коррупционные деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией, несут адми­нистративную ответственность на основаниях и в порядке, пред­усмотренных этим Законом, а также дисциплинарную, граж­данско-правовую и материальную ответственности в соответст­вии с требованиями действующего законодательства, если эти виды ответственности подлежат применению в связи с совер­шёнными ими правонарушениями.

Таким образом, никаких исключений в порядке привлече­ния к ответственности и в выборе видов и мер ответственности при совершении коррупционных правонарушений для военно­служащих, призванных на сборы военнообязанных и лиц рядо­вого и начальствующего составов органов внутренних дел, зако­нодательство Украины не предусматривает.

71. В части 3 статьи 15 КоАП содержится положение о том, что в случае нарушения военнослужащими, военнообязанными во время прохождения сборов, а также лицами рядового и на­чальствующего составов органов внутренних дел правил доро­жного движения, охоты и рыболовства и других правонаруше­ний, предусмотренных частью 1 статьи 15 КоАП (в том числе коррупционного правонарушения), органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административное взыс­кание, могут передавать материалы о правонарушении соответ­ствующим органам для привлечения виновных к дисциплинар­ной ответственности.


Создается впечатление, что указанное положение составляет коллизию с положением, содержащимся в части 2 статьи 3 За­кона «О борьбе с коррупцией», однако к коррупционным право­нарушениям оно не применяется, поскольку, согласно прави­лам разрешения коллизий, должны применяться нормы, кате­горически устанавливающие определённые правила обязатель­ные для исполнения, т.е. нормы части 2 статьи 3, статей 7—12 Закона «О борьбе с коррупцией», а не нормы, предусматриваю­щие не обязательность, а лишь возможность определённого по­ведения.

Кроме того, не может действовать норма части 1 статьи 15 КоАП, в соответствии с которой на военнослужащих и иных пе­речисленных в этой статье лиц штраф не налагается, поскольку Законом «О борьбе с коррупцией» штраф предусмотрен в качес­тве единственно возможного административного взыскания, в том числе в отношении указанных лиц.

72. В части 2 статьи 15 КоАП предусмотрено, что другие, кроме указанных в части 1 этой статьи, лица, на которых рас­пространяется действие дисциплинарных уставов или специ­альных положений о дисциплине, в случаях, предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — ад­министративную ответственность на общих основаниях.

Например, судьи и прокурорско-следственные работники несут дисциплинарную ответственность не только за наруше­ние государственной трудовой дисциплины, но и за совершение любых действий, порочащих звание работников суда или про­куратуры (мелкое хулиганство, мелкое хищение государствен­ного или коллективного имущества и т.д.).

Подобное положение может быть установлено и для работни­ков других государственных органов. Так, согласно Закону «О связи». Кодекса торгового мореплавания Украины, Лесного кодекса Украины, работники государственной связи, члены эки­пажей морских судов Министерства транспорта Украины и ры­боловецких судов Министерства рыбного хозяйства Украины, работники государственной лесной охраны несут дисциплинар­ную ответственность на основании ведомственных уставов (пол­ожений) о дисциплине. Следовательно, они могут нести дис­циплинарную ответственность за такие административные пра­вонарушения, как, скажем, нарушение правил охраны водных ресурсов, незаконное использование земель государственного лес­ного фонда, нарушение правил китобойного промысла, наруше-ние правил охраны линий и вооружений связи и другие.     —

Однако это не означает, что распространение на каких-либо лиц действия специальных уставов (положений) о дисциплине влечёт их ответственность за совершение коррупционных пра­вонарушений на основании этих уставов (уоложений) либо дру­гих нормативно-правовых актов. Статья 3 Закона «О борьбе с коррупцией» исключает возможность иного порядка привлече­ния к административной ответственности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, за совершение ими кор-рупцйонных правонарушений, кроме того, который установ­лен этим Законом.

I

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЯНИЯ И ИНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Статья 7. Ответственность за совершение коррупционных деяний

Совершение лицом, уполномоченным на исполнение функ­ций государства, какого-либо из указанных в статье 1 настоя­щего Закона коррупционных деяний, если оно не содержит состава преступления, влечет административную ответствен­ность в виде штрафа от двадцати пяти до пятидесяти необла­гаемых налогом минимумов доходов граждан и увольнение с должности или иное отстранение от исполнения функций госу­дарства. Таким лицам запрещается занимать должности в го­сударственных органах и их аппарате в течение трех лет со дня их увольнения.

Совершение коррупционных деяний, предусмотренных на­стоящим Законом, народным депутатом Украины, народным депутатом Автономной Республики Крым, депутатом или пред­седателем местного Совета народных депутатов влечет адми­нистративную ответственность в виде штрафа от двадцати пяти до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и досрочное прекращение депутатских полномочий или увольнение с выборной должности. Решение о даче согла­сия на привлечение их к административной ответственности за совершение коррупционных деяний и досрочное прекраще­ние депутатских полномочий или увольнение с выборной дол­жности принимается соответствующим Советом на пленарном заседании. Порядок привлечения народного депутата Украи­ны к ответственности в этих случаях определяется Законом Украины «О статусе народного депутата Украины*. Таким ли­цам запрещается баллотироваться в депутаты или на выбор­ные должности в государственные органы в течение пяти лет со дня прекращения депутатских полномочий или увольнения с должности и занимать должности в государственных орга­нах и их аппарате в течение трех лет со дня прекращения депу­татских полномочий или увольнения с должности.

Примечание. Под иным отстранением от исполнения функ­ций государства в настоящем Законе понимается досрочное пре­кращение депутатских полномочий или увольнение с выборной


должности, а равно увольнение с военной службы военного дол­жностного лица (кроме военнослужащих срочной службы).

1. В данной статье установлены административные и дис­циплинарные санкции за совершение коррупционных деяний, предусмотренных статьей 1 Закона «О борьбе с коррупцией», если эти деяния не содержат состава преступления, и порядок применения этих санкций к некоторым специальным субъек­там коррупционных деяний.

2. Специфика двойной (административной и дисциплинар­ной) ответственности государственных служащих и иных лиц, выполняющих функции государства, обусловлена тем, что вы­полнение общеобязательных правил, охраняемых нормами За­кона «О борьбе с коррупцией» входит одновременно в круг их служебных (трудовых) обязанностей. Невыполнением (наруше­нием) этих правил они совершают одновременно и администра­тивный, и дисциплинарный проступок, в связи с чем возникает основание для одновременного наложения административного |аи дисциплинарного взысканий.                          ,..-. ^ 3. Административная ответственность за совершение кор *рупционных деяний состоит в применении к лицам, их совер- ! [г шившим, штрафа в размере от 25 до 60 необлагаемых налогом —

минимумов доходов граждан... В соответствии с Указом Прези­дента Украины от 3 февраля 1995 г. «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 13 сентября 1994 года № 519», необлагаемый минимум доходов граждан с 1 февраля 1995 года составлял 1 млн 400 тыс.карбованцев в месяц.

С 1 октября 1995 г. необлагаемый минимум доходов граж­дан, согласно Указу Президента Украины от 21 ноября 1995 года «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 13 сентября 1994 года № 519», составляет 1 млн 700 тыс.карбован­цев в месяц (т.е. в настоящее время размер указанного штрафа вен 42,5—85 млн крб.).

4. Штраф является одним из традиционных видов администра­тивного взыскания, которые рассчитаны прежде всего на сдержива­ющий эффект — предупреждение в будущем новых подобных пра­вонарушений как со стороны данного лица, уполномоченного на выполнение функций государства (специальное предупреждение), , так и иных лиц данной категории (групповое предупреждение). ._1

Штраф как административное взыскание является мерой воз­действия на психический статус и имущественное положение I правонарушителя. Его следует отличать от штрафа, как одного 1из видов гражданско-правовых санкций, которые направлены на обеспечение исполнения договорных обязательств, а также от .штрафа как одного из видов уголовного наказания, отличающегося специфическим порядком установления и применения.

5. В данной статье штраф определяется в относительно-определённом размере, т.е. с указанием минимально и максималь

                                                          

но возможных сумм взыскания. При наложении штрафа на кон­кретного нарушителя суду, таким образом, предоставляется воз­можность учесть характер совершённого коррупционного дея­ния, личность лица, его совершившего, степень его вины, иму­щественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягча­ющие ответственность.

Характер коррупционного деяния определяется наступив­шими последствиями, размером и'спецификой причинённого государству, государственному органу, каким-либо юридичес­ким и физическим лицам вреда, особенностями способа совер­шения этого деяния и т.д.

Учёт сведений о личности — лице, совершившем корруп-ционное деяние, и степени его вины — предполагает установле­ние случайности или преднамеренности поведения этого лица;

выяснение, является ли такое поведение определяющим его анти­общественную поведенческую установку, образ жизни; выясне­ние мотивов и целей такого поведения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, со­вершившего коррупционное деяние, суд может признать чисто­сердечное раскаяние виновного; предотвращение им вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущер­ба или устранение причинённого вреда; совершение правонару­шения при стечении тяжёлых личных или семейных обстоя­тельств, т.е. смягчающие обстоятельства, которые признаются таковыми статьёй 34 Кодекса Украины об административных правонарушениях, а также иные (например, совершение кор­рупционного деяния впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, под влиянием принуждения или в силу служебной зависимости и т.д.).

Обстоятельства, отягчающие ответственность лица, совер­шившего коррупционное деяние, исчерпывающе перечислены в статье 35 Кодекса Украины об административных правонару­шениях. К ним относится, например, совершение коррупцион­ного деяния группой государственных служащих и др.

6. При совершении лицом двух коррупционных деяний, пред­усмотренных одним или обоими пунктами части 2 статьи 1 За­кона, административный штраф должен налагаться в пределах, предусмотренных статьей 7 Закона. Данное положение вытекает из статьи 36 Кодекса Украины об административных правона­рушениях, в соответствии с которой, если лицо совершило не­сколько административных правонарушений, дела о которых рас­сматриваются одним и тем же органом (в данном случае — су­дом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьёзное правонарушение из числа совершённых (в данном случае санкции равны).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.