на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Да не оскудеет рука дающего...

Правовые вопросы общественного призрения, как нам представляется, были чрезвычайно актуальными в конце XIX- начале ХХ века, поскольку законодательная политика царского правительства, являющаяся неотъемлемой частью его политической идеологии, во многом определяла практическую направленность благотворительного движения в указанный период как в центре, так и в различных регионах империи. Поэтому, думается, не случайно в это время появляются работы известных историков, правоведов, общественных деятелей, считавших, что существовавшее законодательство не отвечало потребностям общества. В связи с этим представляет интерес работы К.К.Победоносцева[16], в которой он  касается  проблемы совершенствования управлением благотворительными учреждениями. Она написана в виде комментария к работе особой правительственной комиссии по пересмотру действовавшего тогда законодательства об общественном призрении, созданной под председательством статс-секретаря К.К.Грота в ноябре 1892 г. И хотя политические аспекты в комментируемых нами исследованиях дореволюционных авторов открыто не присутствуют, но совершенно очевидно, что отстаиваемые ими позиции выражали интересы монархического государства, его политическую идеологию.

Отметим также фундаментальный труд по истории благотворительности в России под ред. П.И.Лыкошина “Благотворительная Россия”[17]. Как и в трудах вышеуказанных авторов в книге в качестве исторического рубежа, с которого благотворительность в России приобретает общественный характер, указывается период буржуазных реформ 60-70-х годов.

Отдельные направления благотворительной деятельности в России представлены в дореволюционной литературе крайне неравномерно. Основное внимание уделяется государственной благотворительности и тем благотворительным обществам, которые находились под покровительством членов Императорской семьи. В конце XIX – начале ХХ вв. вошли юбилейные издания о Ведомстве учреждений императрицы Марии и Императорском Человеколюбивом Обществе, в которых содержится богатый фактический материал, используемый в нашем исследовании и иллюстрирующий основные направления деятельности этих ведомств по развитию благотворительности не только в Петербурге, Москве, но и по всей России[18], включая губернии Центрального Черноземья.

Одним из важнейших направлений в истории российского благотворения являлась трудовая помощь, которая особенно активизировалась в 90-е годы, что было связано  с недостаточной занятостью населения и появлением острой безработицы. Вопросами трудовой помощи занимались теоретики и практики социальной работы в дореволюционной России, среди которых ведущую роль играли В.И.Герье, В.В.Гаген, К.К.Грот, Е.Д.Максимов, Г.Г.Швиттау[19] и др. Они обосновывали необходимость государственной системы “трудовспоможения”, предлагали свои варианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось развить эту систему хотя бы в начальном виде. Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений. Наиболее значительным трудом по этим вопросам является книга Г.Г.Швиттау (в двух частях) “Трудовая помощь”[20] . Это  монографическое исследование остается до сих пор самым важным и крупным по истории трудовой помощи. Для настоящей работы эта книга являлась не только важным в историографическом плане, поскольку в ней содержится комплексное и основательное изложение вопроса, но она представляет ценность и как источник, где удалось почерпнуть важные сведения по развитию трудовой помощи в губерниях Центрального Черноземья. В исследовании содержится материал о домах трудолюбия и работных домах, об Ольгинских детских домах трудолюбия, о создании летних детских приютов-яслей, о пунктах трудовой помощи для сельского населения и многое другое. Сегодня совершенно необходимо хорошо знать о находках и открытиях теоретиков и практиков трудовой помощи, так как наши проблемы сродни тем, которые решались сто лет назад, и опыт предшественников может оказаться вполне полезным при борьбе с безработицей, решение вопросов профессионального обучения, профилактики бедности, трудоустройстве людей и т.п.

Одним из важнейших направлений общественного призрения является призрение детства. Этому вопросу в дореволюционной литературе уделялось большое внимание, свидетельством чему являются многочисленные работы о благотворительных учреждениях различных типов. Существовала литература справочного характера по детской благотворительности в целом, которая содержит интереснейшие сведения о положении детей не только в России, но и за границей[21]. В то же время среди многочисленных книг и брошюр нет такой работы, в которой бы проблемы детской благотворительности были бы освещены на общероссийском уровне, не говоря уже о региональном аспекте темы. Небольшое исключение составляет лишь работа о воспитательных домах, но ее содержание сводится к тому, что в ней помещено около сотни документов о детской благотворительности, включая извлечения из законов, указов, постановлений, рескриптов, справок и сведений и т.п. за период с 1774 по 1888 г.[22]. Отметим также литературу об Ольгинских детских приютах, основанных в ознакоменование рождения в 1895 г. первенца Николая II - великой книгяни Ольги (эти заведения содержались на средства царской семьи)[23]. В них помещались, как правило, дети, имевшие какие-то особенности в своем развитии. Эти приюты размещались в 14 губернских городах и 22 уездах и селах (в том числе в губерниях Центрального Черноземья) и в них соответственно находилось 582 и 600 детей.

Важное значение имеет монография М.Д.Путерена (главного врача С.-Петербургского воспитательного дома)[24], посвященная призрению подкидышей в 17 странах (подробно дан материал о Франции). Но основной акцент сделан на России .

В книге анализируется эта проблема в свете ее решения приказами общественного призрения (с. 74-101), всеми губенскими земствами (с. 102-361), уездными земствами и городскими управами (с. 362-420) и другими организациями, общественными и частными лицами (с. 421-464). Монография является ценнейшим источником при изучении призрения детства, содержит огромный фактический и документальный материал. К ней примыкают работы С.Э.Термена, Н.Жеденева, Г.Я.Щербинина[25] по истории сельских приютов, которые стали возникать с 1892 г. и имели свои отличительные особенности. В книге обращается внимание на создание приютов, строительство зданий, обучение детей грамоте,  ремеслам, привитие навыков по домоводству, организацию выставок изделий, воспитательную работу с учащимися. Отметим также монографию Э.Я.Бари, которая носит общеисторический характер[26].

Все перечисленные нами работы носят обобщающий характер, но без знакомства с ними невозможно исследовать проблемы детского призрения на региональном уровне, показать ваимосвязь протекавших процессов в провинции с общероссийскими тенденциями в сфере детского призрения.

Обратимся еще к одному направлению в российской благотворительности конца XIX - начала ХХ вв. , также нашедшему свое проявление в губерниях Центрального Черноземья, церковно-приходской. Благотворительность в России была неразрывно связана с русской православной церковью, и эта связь прослеживалась на протяжении многих веков. Именно церковь постоянно внушала мысль о том, что надо помогать людям любыми доступными средствами. В то же время церковь сама постоянно показывала пример подобного отношения, особенно в трудные времена. Интерес к благотворительной деятельности русской православной церкви постоянно был в центре внимания, свидетельством чему являются многочисленные труды по проблемам благотворительности церкви[27]. Многие из них носят общий характер[28]. Из этих работ можно выделить книги В.М.Бензина. Их отличительной особенностью является то, что они содержат богатейший фактический материал по всем основным направлениям церковно-приходской благотворительности. В работах Бензина  широко представлен научный аппарат, что является для книг дореволюционной историографии большой редкостью.

Особое внимание привлекает вторая книга В.М.Бензина, в которой содержится интересный материал о благотворительности в России после 1864 г. В обобщенном виде здесь представлены источники финансирования церковной благотворительности, помещены данные о приходских попечительствах и братствах, богадельнях при церквях и др.

К этой литературе примыкают многочисленные справочные издания по истории монастырей, храмов Российской империи, в которых содержится ценная информация о монастырских больницах, богадельнях, школах, рукодельнях и т.п.[29] Особо отметим книгу “Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне”[30]. Книга содержит богатый фактический, иллюстритивный материал, она является путеводителем по всем русским монастырям, включая монастыри губерний Центрального Черноземья. В ней содержится полное, точное и всестороннее описание всех как бывших, так и существовавших (к 1910 г.) русских монастырей.

В целом, анализируя дореволюционную литературу по теме, автор пришел к выводу, что проблема благотворительности, хотя и привлекала к себе внимание , была притягательной для многочисленных авторов, но многие ее стороны не получили достаточно глубокого изучения и представлены преимущественно в практической плоскости. Естественно, не нашли в ней отражение социально-политические аспекты благотворительности в России в целом и в губерниях Центрального Черноземья. Фактически специальные исследования по истории общественного призрения в Центрально-Черноземном регионе в дореволюционной историографии вообще отсутствуют.

После прихода большевиков к власти положение с благотворительностью начинает меняться. Уже в первом Советском правительстве появляется Наркомат государственного призрения, но 27 апреля 1918 г. он реорганизуется в Наркомат социального обеспечения.  Это была не просто смена вывески, а смена приоритетов. Благотворительность в существовавшем в течение многих веков виде по существу исчезает и вместо сети благотворительных обществ и организаций до наших дней дошло лишь Общество Красного Креста. Взамен этого постепенно вырабатывается система социального обеспечения, действие которой, в отличие от прошлого, распространяется на все население страны. Создаются общественные фонды потребления, даются социальные гарантии[31]. В соответствии с этими изменениями в словарях и справочных изданиях появляются новые трактовки понятия благотворительность[32].

Приведем трактовку филантропии, данную в “Словаре иностранных слов”, изданном в 1951 г.: Филантропия - это “одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной “помощи бедным” в целях отвлечения их от классовой борьбы”[33]. Подобная идеологическая одномерность в оценке сложного явления сказывалась не только на общих выводах, но и закрывала возможность серьезного изучения проблематики, связанной с дореволюционной моделью благотворительности[34]. С этим выводом одного из современных исследователей истории благотворительности Е.Ю.Горбуновой нельзя не согласиться.

За период Советской власти ни историками, ни представителями других гуманитарных наук не было создано практически ни одной работы о становлении и развитии благотворителности в России, в которой анализировалась бы благотворительная деятельность как в целом, так и по отдельным направлениям, не говоря уже о работе обществ, заведений, организаций, приходов и т.п. в регионах. Единственным исключением могут быть немногочисленные работы по истории Общества Красного Креста, образовавшегося во второй половине XIX в. Но и в них дореволюционный период их деятельности показан схематично и невыразительно, к тому же с преобладанием не анализа, а критики.

Таким образом, в силу негативного отношения к благотворительности, культивировавшееся долгое время в советском обществе, эта тема оказалась практически закрыта для изучения.

На наш взгляд, такой негативизм в оценке благотворительности связан еще с дореволюционным периодом. Достаточно вспомнить “Проект и объяснение программы социал-демократической партии”, написанным В.И.Лениным еще в 1895-1896 гг. В нем четко выражена точка зркения молодой российской социал-демократии, ее отношение к благотворительной деятельности царского правительства. В пункте 4 “Проекта” читаем: “Русская социал-демократическая рабочая партия будет вести войну со всеми стремлениями облагодетельствовать трудящиеся классы опекой неограниченного правительства и его чиновников (подч. нами) и задержать развитие капитализма, а следовательно, и развитие рабочего класса”[35]. И в продолжение этой мысли в пункте 6 В.И.Ленин дает объяснение такой воинственной позиции социал-демократии: “Русскому народу нужна не помощь неограниченного правительства и его чиновников, а освободждение от его гнета”[36]. Как видим, стержень этой точки зрения лежит в политической плоскости и обусловлен именно политическими мотивами, связанными со стремлением разоблачать правительство, которое, по словам В.И.Ленина, “прошло уже огонь и воду в искусстве лицемерить”[37]. Причины нищенства, о которых так много дискутиировали на рубежде XIX-ХХ вв., В.И.Ленин видел в наличии частной собственности на средства производства, орудия труда, на землю. Именно в силу этого обстоятельства рабочие массы находятся в нищенском состоянии и вынуждены продавать свой труд капиталистам[38]. В другом месте “Проекта” В.И.Ленин писал: “Роскошь и мотовство во всех этих классах богачей достигли небывалых размеров, и парадные улицы больших городов застроились и княжескими палатами и роскошными замками. Но положение рабочего по мере роста капитализма всех ухудшалось”. Контрасты жизни, ее реалии были необычайно острыми и непримиримыми, что не могло не вызвать такого неприятия их у радикально настроенной части  общества. Именно этими причинами обусловлено такое критическое отношение оппозиционных сил к тем попыткам власти, которые она предпринимала для успокоения протестующих настроений и опеки социально незащищенны слоев населения. Безусловно, в такой направленности деятельности правительства имелись определенные политические мотивы, которые, как правило, проявлялись в периоды особой социальной напряженности в обществе и были связаны с конкретными историческими событиями - будь-то неурожаи и голод (1891-1892 гг., 1898 и др.) или военные обстоятельства, как, например, события русско-японской войны и др. Однако, говоря о благотворительности правительства в тот период, ее истоках и содержании как составной части политической идеологии, нельзя забывать и о том, что традиции благотворительности и милосердия имели в России многовековую историю и, что проблемы нищенства на Руси, борьбы с ним восходят к глубокой древности. Поэтому, на наш взгляд, истоки и смысл благотворительности периода капитализма необходимо рассматривать комплексно, с учетом множества факторов (а не одного социально-политического), определявших рост благотворительного  движения в обществе в указанный период и, в частности, активизацию деятельности в этом направлении самого правительства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.