Правовые вопросы общественного призрения, как нам представляется, были
чрезвычайно актуальными в конце XIX- начале ХХ века,
поскольку законодательная политика царского правительства, являющаяся
неотъемлемой частью его политической идеологии, во многом определяла
практическую направленность благотворительного движения в указанный период как
в центре, так и в различных регионах империи. Поэтому, думается, не случайно в
это время появляются работы известных историков, правоведов, общественных
деятелей, считавших, что существовавшее законодательство не отвечало потребностям
общества. В связи с этим представляет интерес работы К.К.Победоносцева[16],
в которой он касается проблемы совершенствования управлением
благотворительными учреждениями. Она написана в виде комментария к работе
особой правительственной комиссии по пересмотру действовавшего тогда
законодательства об общественном призрении, созданной под председательством
статс-секретаря К.К.Грота в ноябре 1892 г. И хотя политические аспекты в
комментируемых нами исследованиях дореволюционных авторов открыто не присутствуют,
но совершенно очевидно, что отстаиваемые ими позиции выражали интересы
монархического государства, его политическую идеологию.
Отметим также фундаментальный труд по истории благотворительности в
России под ред. П.И.Лыкошина “Благотворительная Россия”[17].
Как и в трудах вышеуказанных авторов в книге в качестве исторического рубежа, с
которого благотворительность в России приобретает общественный характер,
указывается период буржуазных реформ 60-70-х годов.
Отдельные направления благотворительной деятельности в России
представлены в дореволюционной литературе крайне неравномерно. Основное
внимание уделяется государственной благотворительности и тем благотворительным
обществам, которые находились под покровительством членов Императорской семьи.
В конце XIX – начале ХХ вв. вошли юбилейные издания о
Ведомстве учреждений императрицы Марии и Императорском Человеколюбивом
Обществе, в которых содержится богатый фактический материал, используемый в
нашем исследовании и иллюстрирующий основные направления деятельности этих
ведомств по развитию благотворительности не только в Петербурге, Москве, но и
по всей России[18],
включая губернии Центрального Черноземья.
Одним из важнейших направлений в истории российского благотворения
являлась трудовая помощь, которая особенно активизировалась в 90-е годы, что
было связано с недостаточной занятостью населения и появлением острой
безработицы. Вопросами трудовой помощи занимались теоретики и практики
социальной работы в дореволюционной России, среди которых ведущую роль играли
В.И.Герье, В.В.Гаген, К.К.Грот, Е.Д.Максимов, Г.Г.Швиттау[19] и
др. Они обосновывали необходимость государственной системы “трудовспоможения”,
предлагали свои варианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось
развить эту систему хотя бы в начальном виде. Поэтому трудовая помощь
оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных
организаций и негосударственных учреждений. Наиболее значительным трудом по
этим вопросам является книга Г.Г.Швиттау (в двух частях) “Трудовая помощь”[20]
. Это монографическое исследование остается до сих пор самым важным и крупным
по истории трудовой помощи. Для настоящей работы эта книга являлась не только
важным в историографическом плане, поскольку в ней содержится комплексное и
основательное изложение вопроса, но она представляет ценность и как источник,
где удалось почерпнуть важные сведения по развитию трудовой помощи в губерниях
Центрального Черноземья. В исследовании содержится материал о домах трудолюбия
и работных домах, об Ольгинских детских домах трудолюбия, о создании летних
детских приютов-яслей, о пунктах трудовой помощи для сельского населения и
многое другое. Сегодня совершенно необходимо хорошо знать о находках и
открытиях теоретиков и практиков трудовой помощи, так как наши проблемы сродни
тем, которые решались сто лет назад, и опыт предшественников может оказаться
вполне полезным при борьбе с безработицей, решение вопросов профессионального
обучения, профилактики бедности, трудоустройстве людей и т.п.
Одним из важнейших направлений общественного призрения является призрение
детства. Этому вопросу в дореволюционной литературе уделялось большое внимание,
свидетельством чему являются многочисленные работы о благотворительных
учреждениях различных типов. Существовала литература справочного характера по
детской благотворительности в целом, которая содержит интереснейшие сведения о
положении детей не только в России, но и за границей[21]. В
то же время среди многочисленных книг и брошюр нет такой работы, в которой бы
проблемы детской благотворительности были бы освещены на общероссийском уровне,
не говоря уже о региональном аспекте темы. Небольшое исключение составляет лишь
работа о воспитательных домах, но ее содержание сводится к тому, что в ней
помещено около сотни документов о детской благотворительности, включая
извлечения из законов, указов, постановлений, рескриптов, справок и сведений и
т.п. за период с 1774 по 1888 г.[22].
Отметим также литературу об Ольгинских детских приютах, основанных в
ознакоменование рождения в 1895 г. первенца Николая II - великой книгяни Ольги
(эти заведения содержались на средства царской семьи)[23].
В них помещались, как правило, дети, имевшие какие-то особенности в своем
развитии. Эти приюты размещались в 14 губернских городах и 22 уездах и селах (в
том числе в губерниях Центрального Черноземья) и в них соответственно
находилось 582 и 600 детей.
Важное значение имеет монография М.Д.Путерена (главного врача
С.-Петербургского воспитательного дома)[24],
посвященная призрению подкидышей в 17 странах (подробно дан материал о Франции).
Но основной акцент сделан на России .
В книге анализируется эта проблема в свете ее решения приказами
общественного призрения (с. 74-101), всеми губенскими земствами (с.
102-361), уездными земствами и городскими управами (с. 362-420) и другими
организациями, общественными и частными лицами (с. 421-464). Монография
является ценнейшим источником при изучении призрения детства, содержит огромный
фактический и документальный материал. К ней примыкают работы С.Э.Термена,
Н.Жеденева, Г.Я.Щербинина[25]
по истории сельских приютов, которые стали возникать с 1892 г. и имели свои
отличительные особенности. В книге обращается внимание на создание приютов,
строительство зданий, обучение детей грамоте, ремеслам, привитие навыков по
домоводству, организацию выставок изделий, воспитательную работу с учащимися.
Отметим также монографию Э.Я.Бари, которая носит общеисторический характер[26].
Все перечисленные нами работы носят обобщающий характер, но без
знакомства с ними невозможно исследовать проблемы детского призрения на региональном
уровне, показать ваимосвязь протекавших процессов в провинции с общероссийскими
тенденциями в сфере детского призрения.
Обратимся еще к одному направлению в российской благотворительности конца
XIX - начала ХХ вв. , также нашедшему свое проявление в губерниях Центрального
Черноземья, церковно-приходской. Благотворительность в России была неразрывно
связана с русской православной церковью, и эта связь прослеживалась на
протяжении многих веков. Именно церковь постоянно внушала мысль о том, что надо
помогать людям любыми доступными средствами. В то же время церковь сама
постоянно показывала пример подобного отношения, особенно в трудные времена.
Интерес к благотворительной деятельности русской православной церкви постоянно
был в центре внимания, свидетельством чему являются многочисленные труды по
проблемам благотворительности церкви[27].
Многие из них носят общий характер[28].
Из этих работ можно выделить книги В.М.Бензина. Их отличительной особенностью
является то, что они содержат богатейший фактический материал по всем основным
направлениям церковно-приходской благотворительности. В работах Бензина широко
представлен научный аппарат, что является для книг дореволюционной
историографии большой редкостью.
Особое внимание привлекает вторая книга В.М.Бензина, в которой содержится
интересный материал о благотворительности в России после 1864 г. В обобщенном
виде здесь представлены источники финансирования церковной благотворительности,
помещены данные о приходских попечительствах и братствах, богадельнях при
церквях и др.
К этой литературе примыкают многочисленные справочные издания по истории
монастырей, храмов Российской империи, в которых содержится ценная информация о
монастырских больницах, богадельнях, школах, рукодельнях и т.п.[29]
Особо отметим книгу “Православные русские обители. Полное иллюстрированное
описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне”[30].
Книга содержит богатый фактический, иллюстритивный материал, она является
путеводителем по всем русским монастырям, включая монастыри губерний
Центрального Черноземья. В ней содержится полное, точное и всестороннее
описание всех как бывших, так и существовавших (к 1910 г.) русских монастырей.
В целом, анализируя дореволюционную литературу по теме, автор пришел к
выводу, что проблема благотворительности, хотя и привлекала к себе внимание ,
была притягательной для многочисленных авторов, но многие ее стороны не
получили достаточно глубокого изучения и представлены преимущественно в
практической плоскости. Естественно, не нашли в ней отражение
социально-политические аспекты благотворительности в России в целом и в
губерниях Центрального Черноземья. Фактически специальные исследования по
истории общественного призрения в Центрально-Черноземном регионе в
дореволюционной историографии вообще отсутствуют.
После прихода большевиков к власти положение с благотворительностью
начинает меняться. Уже в первом Советском правительстве появляется Наркомат
государственного призрения, но 27 апреля 1918 г. он реорганизуется в Наркомат
социального обеспечения. Это была не просто смена вывески, а смена
приоритетов. Благотворительность в существовавшем в течение многих веков виде
по существу исчезает и вместо сети благотворительных обществ и организаций до
наших дней дошло лишь Общество Красного Креста. Взамен этого постепенно
вырабатывается система социального обеспечения, действие которой, в отличие от
прошлого, распространяется на все население страны. Создаются общественные
фонды потребления, даются социальные гарантии[31].
В соответствии с этими изменениями в словарях и справочных изданиях появляются
новые трактовки понятия благотворительность[32].
Приведем трактовку филантропии, данную в “Словаре иностранных слов”,
изданном в 1951 г.: Филантропия - это “одно из средств буржуазии маскировать
свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной,
унизительной “помощи бедным” в целях отвлечения их от классовой борьбы”[33].
Подобная идеологическая одномерность в оценке сложного явления сказывалась не
только на общих выводах, но и закрывала возможность серьезного изучения
проблематики, связанной с дореволюционной моделью благотворительности[34].
С этим выводом одного из современных исследователей истории благотворительности
Е.Ю.Горбуновой нельзя не согласиться.
За период Советской власти ни историками, ни представителями других
гуманитарных наук не было создано практически ни одной работы о
становлении и развитии благотворителности в России, в которой анализировалась
бы благотворительная деятельность как в целом, так и по отдельным направлениям,
не говоря уже о работе обществ, заведений, организаций, приходов и т.п. в
регионах. Единственным исключением могут быть немногочисленные работы по
истории Общества Красного Креста, образовавшегося во второй половине XIX в. Но
и в них дореволюционный период их деятельности показан схематично и
невыразительно, к тому же с преобладанием не анализа, а критики.
Таким образом, в силу негативного отношения к благотворительности,
культивировавшееся долгое время в советском обществе, эта тема оказалась
практически закрыта для изучения.
На наш взгляд, такой негативизм в оценке благотворительности связан еще с
дореволюционным периодом. Достаточно вспомнить “Проект и объяснение программы
социал-демократической партии”, написанным В.И.Лениным еще в 1895-1896 гг. В
нем четко выражена точка зркения молодой российской социал-демократии, ее
отношение к благотворительной деятельности царского правительства. В пункте 4
“Проекта” читаем: “Русская социал-демократическая рабочая партия будет вести
войну со всеми стремлениями облагодетельствовать трудящиеся классы опекой
неограниченного правительства и его чиновников (подч. нами) и задержать
развитие капитализма, а следовательно, и развитие рабочего класса”[35].
И в продолжение этой мысли в пункте 6 В.И.Ленин дает объяснение такой
воинственной позиции социал-демократии: “Русскому народу нужна не помощь
неограниченного правительства и его чиновников, а освободждение от его
гнета”[36].
Как видим, стержень этой точки зрения лежит в политической плоскости и
обусловлен именно политическими мотивами, связанными со стремлением разоблачать
правительство, которое, по словам В.И.Ленина, “прошло уже огонь и воду в
искусстве лицемерить”[37].
Причины нищенства, о которых так много дискутиировали на рубежде XIX-ХХ вв.,
В.И.Ленин видел в наличии частной собственности на средства производства,
орудия труда, на землю. Именно в силу этого обстоятельства рабочие массы
находятся в нищенском состоянии и вынуждены продавать свой труд капиталистам[38].
В другом месте “Проекта” В.И.Ленин писал: “Роскошь и мотовство во всех этих
классах богачей достигли небывалых размеров, и парадные улицы больших городов
застроились и княжескими палатами и роскошными замками. Но положение рабочего
по мере роста капитализма всех ухудшалось”. Контрасты жизни, ее реалии были
необычайно острыми и непримиримыми, что не могло не вызвать такого неприятия их
у радикально настроенной части общества. Именно этими причинами обусловлено
такое критическое отношение оппозиционных сил к тем попыткам власти, которые
она предпринимала для успокоения протестующих настроений и опеки социально
незащищенны слоев населения. Безусловно, в такой направленности деятельности
правительства имелись определенные политические мотивы, которые, как правило,
проявлялись в периоды особой социальной напряженности в обществе и были связаны
с конкретными историческими событиями - будь-то неурожаи и голод (1891-1892
гг., 1898 и др.) или военные обстоятельства, как, например, события
русско-японской войны и др. Однако, говоря о благотворительности правительства
в тот период, ее истоках и содержании как составной части политической
идеологии, нельзя забывать и о том, что традиции благотворительности и
милосердия имели в России многовековую историю и, что проблемы нищенства на
Руси, борьбы с ним восходят к глубокой древности. Поэтому, на наш взгляд,
истоки и смысл благотворительности периода капитализма необходимо рассматривать
комплексно, с учетом множества факторов (а не одного социально-политического),
определявших рост благотворительного движения в обществе в указанный период и,
в частности, активизацию деятельности в этом направлении самого правительства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|