на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Экономические, социальные и культурные права право­вого государства

Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, го­сударство полностью или частично несет расходы на их содержание а период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная атте­стация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспе­чению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

Вместе с тем ст.19 Закона об образовании устанавливает обязательность основного об­щего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соот­ветствующее образование не было получено им ранее.

Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отры­вом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным ( общественно опасным ) поведением, граждан, со­держащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основ­ного общего образования в соответствии со ст.19 Закона может быть увеличен.

По взаимному согласию родителей ( лиц, их заменяющих ) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший четырнадцатилетнего возраста, может оставить обра­зовательное учреждение до получения им основного общего образования.

Часть 5 ст.43 предусматривает, что РФ устанавливает федеральные государственные об­­разовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной на­грузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образо­ватель­ных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специ­альные государственные образовательные стандарты.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандар­тов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона об образовании.

Государственные образовательные стандарты являются основой оценки уровня образова­ния и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона об образовании освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом ( преимущественно ) и без отрыва от про­изводства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основ­ной профессиональной образовательной программы действует единый государственный обра­зовательный стандарт.

Свобода творчества.

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст.44 Конститу­ции РФ относится к числу важнейших прав и свобод граждан России  право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.

Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гаран­тии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства РФ о куль­туре ( 1992 г. ) и Закон РФ о средствах массовой информации ( 1991 г. ).

В числе таких гарантий следует прежде всего указать на недопустимость вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятель­ность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной дея­тельности может быть осуществлен только судом, а авторы подобных произведений, как и ор­ганы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Гарантией права на свободу творчества в средствах массовой информации является уста­новление недопустимой цензуры - требования от редакции средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общест­венных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы ( кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым ), а равно наложения запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

С точки зрения гарантий свободы творчества важно, что согласно законодательству право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профес­сиональной, так и на непрофессиональной ( любительской ) основе. Профессиональный и не­профессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распо­ряжения результатами своего труда, поддержку государства. Согласно ст.31 Основ законода­тельства о культуре представительная, исполнительная и судебная власть в РФ выступает га­рантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности ( в том числе и творческих ра­ботников ), защищая их посредством законодательной и иной информативной деятельности, пресечения посягательств на права и свободы.

Для защиты авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность принят пакет специальных законов об охране объектов интеллектуальной собственности. К ос­новным из них следует отнести законы РФ от 23 сентября 1992 г.: Патентный закон (охватывающий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов ), Закон о товарных знаках, знаках обслужива­ния и наименовании мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий инте­гральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных и Закон об авторском праве и смежных правах ( 1993 г.).[18]

Для обозначения исключительных прав на все виды объектов, попадающих под действие перечисленных законов, в Конституции используется общий термин - "интеллектуальная соб­­ственность". В этой связи необходимо обратить внимание на то, что право интеллектуальной собственности не является разновидностью права собственности. Это два различных правовых института. Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на ре­зультаты интеллектуальной деятельности, т.е. на нематериальные объекты, тогда как право собственности относится к вещным правам.

Выделяются две основные группы исключительных прав в зависимости от характера объ­ектов этих прав.

Первая охватывает права "промышленной собственности" ("промышленные права"), под которыми понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, используемой в производстве, а также на охраняемые законом символы и обозначения, ис­пользуемые в торговом обороте ( товарные знаки, наименования мест происхождения товара и др. ).

Защита прав промышленной собственности основывается на системе патентной охраны, закрепляющей исключительные права за патентообладателем. Патенты РФ на изобретения и промышленные образцы, а также свидетельства на полезные модели, товарные знаки, наиме­нования мест происхождения товара выдаются в установленном законом порядке Комитетом по патентам и товарным знакам ( Роспатентом ).

Вторая группа охватывает исключительные права на объекты авторского права, которые не требуют специальной регистрации. Новое российское законодательство значительно расши­рило сферу действия авторского права. Наряду с охраной традиционных объектов (произведений науки, литературы, искусства) теперь охраняются также смежные права (исполнителей произведений, права на фонограммы, постановки, передачи эфирного и кабель­ного вещания). Система охраны произведений литературы распространяется также на про­граммы ЭВМ и базы данных.

Авторское право на результаты своего труда признается автором пожизненно и за его на­следниками в течении 50 лет после смерти автора. Патент действует 20 лет.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществля­ется в административном либо судебном порядке в зависимости от характера спора. Жалобы заявителей на решения Роспатента об отказе в выдаче патента ( свидетельства ), а также возра­жения третьих лиц против выдачи патента ( свидетельства ) рассматриваются Апелляционной палатой Роспатента. Принятие окончательного решения по этим спорам отнесено к компетен­ции Высшей патентной палаты, которая должна действовать на основании специального за­кона. Однако, пока закон о Высшей патентной палате не принят, трудно сказать, будет ли этот судебный, квазисудебный или административный орган. Следует лишь отметить, что в соот­ветствии с этим законом патентная палата должна рассматривать и ряд других патентных спо­ров.

Споры об имущественных и личных правах патентовладельцев ( обладателей свиде­тельств ), а также авторов литературных, научных, художественных произведений и других субъектов авторского права рассматриваются судами общей юрисдикции, если это спор между гражданами, арбитражными судами, если сторонами спора выступают предприниматели, и третейским судами по желанию сторон, кроме споров, отнесенных к исключительной компе­тенции Высшей патентной палаты.

Право на участие в культурной жизни.

Согласно ч.2 ст.44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значи­тельной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приоб­щение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, ар­хивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Гарантией такой доступности является, в частности, установление правила о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования уста­навливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды.

Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. В этом отношении важное значение имеет законодательный запрет на то, чтобы проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов велось без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библио­течными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.

В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере куль­туры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военно­служащих срочной службы ( ст.12, 48, 52 Основ законодательства о культуре ).

Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусст­вом и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводиться политика финансовой поддержки учреждений культуры, т.е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая на­циональную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общест­венных объединений.

Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-куль­турные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию ( ст.1 и 6 Закона РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры 1978 г.[19])

Заключение.

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социаль­ного правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если госу­дарство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными прот­иворечиями и в конце концов погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно ока­зывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации та­кого права только на основе его конституционного закрепления. Причина, на мой взгляд, дос­таточно ясна: отсутствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для ка­ких лиц  каких - либо прямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к кото­рому должно стремиться государство в своей политике. США, например, официально поддер­живает позиции, согласно которой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не обя­­занностью.

Такой подход проявился при принятии в ООН Международных пактов о правах человека. Если  положения Пакта о гражданских правах подлежат применению немедленно и без огово­рок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить по­степенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ). Следовательно, реа­лизации прав ставиться в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политическими правами - Комитет по правам человека  обладает большими возможностями контроля за обеспечением гражданских и политических прав, чем Комитет по второй группе прав.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли действительно боль­шого прогресса при формировании истинно демократического государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории, но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из мирового сообщества.


7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.

ФЗ “Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации” от 28.08.95 г. №154-ФЗ (в ред. от 17.03.97 г. № 55-ФЗ).

ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления” от 25.09.97 г. № 126-ФЗ.

ФЗ “О местном самоуправлении в Российской Федерации” от 6.07.91 г. № 1550-1 (в ред. от 28.08.95 г. № 154-ФЗ).

ФЗ “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” от 8.01.98 г. № 8-ФЗ.

ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” от 26.11.96 г. № 138-ФЗ (в ред. от 22.06.98 г. № 85-ФЗ).

Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.1) от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от  31.0798 г. № 145-ФЗ

ФЗ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27.12.91 г. № 2118-1 (в ред. от 31.07.98 г. № 150-ФЗ).

Барабашев Г.В. Идеалы самоуправления и российская действительность // Государство и право № 2, 1996.

Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Государство и право, № 12, 1997, с.33-36.

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997, № 3, с.15.

Авакьян С.А. Местное самоуправления в Российской Федерации: концепция и решения нового закона. // Вестник Московского университета. Серия “Право”, 1996, № 2, с.19.

Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. – М., 1995.

Актуальные проблемы формирования местного самоуправления (“Круглый стол” в Институте государства и права РАН) // Государство и право № 5, 1997 c.33.

Иванченко А. Местное самоуправление в Российской Федерации: особенности формирования // Право и экономика № 6, 1998, с.с. 4-7.

Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Государство и право, № 1, 1996, с.142.

Поляк Г.Б. О влиянии новых законодательных актов на местные финансы // Закон и право № 5, 1998, с.с. 18-22.


[1]   ВВС. 1990. №30. Ст. 416; Ст. 418; САПП. 1991. №6. Ст. 92.

[2]   ВВС. 1991. №16. Ст. 499.

[3]   САПП. 1993. №51. Ст. 4932.

[4]   САПП. 1993. №44. Ст. 4191.

[5]   ВВС. 1991. №18. Ст. 565; №34. Ст. 1974.

[6]   ВВС. 1993. №9. Ст. 328.; № 23. Ст. 819.

[7]   ВВС. 1992. №32. Ст. 1862; 1993. №16. Ст. 551.

[8]   ВВС. 1990. №27. Ст. 351.

[9]   САПП. 1993. №50. Ст. 4864.

[10]  ВВС. 1992. №14. Ст. 713; 1993. №35. Ст. 1419.

[11]  САПП. 1992. №12. Ст. 925.

[12]  ВВС. 1991. №28. Ст. 959.

[13]  ВВС. 1993. №2. Ст. 67.

[14]  САПП. 1993. №39. Ст.3620; №51. Ст.4939.

[15]  ВВС. 1991. №27. Ст.920.

[16]  ВВС. 1992. №10. Ст.457.

[17]  ВВС. 1992. №30. Ст.1797.

[18]  ВВС. 1992. №42. Ст.2319, 2322, 2328, 2325; 1993. №32 Ст.1242.

[19]  ВВС. 1978. №51. Ст.1387; 1985. №4. Ст.117.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.