Реферат: Формы и методы социальной работы
Московский Социально-технологический институт
Курсовая работа.
По предмету: “Технология социальной работы”.
На тему: “формы и
методы социальной работы”.
студентки
3-го курса
заочного
отделения
факультета
“Социальной работы”.
Тумановой Елены Владимировны
Астрахань-99
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение................................................................................................2
РАЗДЕЛ I. Роль
социальных работников в реабилитации инвалидов.......................................................................................................3
1.1. Реабилитация инвалидов
в домах-интернатах общего
типа..................................................................................................3 1.2.Реабилитация
инвалидов находящихся в семьях...........................6
РАЗДЕЛ II. Технология
общения работы с инвалидами.....................7
2.1. Психологические
аспекты социальной работы с людьми
с ограниченными
возможностями......................................................8
2.2.. Региональный опыт
практического решения проблем
инвалидности......................................................................................12
а)Инновационная модель
“Центр независимой жизни
для детей с ограниченными
физическими и/или умственными
возможностями”;............................................................................13
б)Инновационная
модель службы “Персональный ассистент”;..15
в)Инновационная модель службы
“Выездной лицей”;.................16
г)Целевая программа
реабилитации детей-инвалидов
и членов их семей на базе
Реабилитационного центра
“Ивма” города
Калуги...................................................................18
Заключение...........................................................................................23
Список литературы..............................................................................24
ВВЕДЕНИЕ
Нетрудоспособные граждане в
каждой стране составляют предмет заботы государства , которое социальную
политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства
по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка
(пенсии, пособия, льготы и т.д.).Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не
только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной
физической, психологической, организационной и другой помощи.
До 80-х годов в России
наиболее очевидная социальная помощь инвалидам оказывалась в домах- интернатах.
Эта сложившаяся традиционная форма медико- социальной помощи нетрудоспособным
гражданам помимо положительных имеет и отрицательные стороны (монотонный образ
жизни, необходимость изменения жизненного стереотипа для пожилого человека и
др.). Эти обстоятельства делают дома- интернаты малопривлекательными для
инвалидов, заставляя их “ не торопиться” с переездом в дом- интернат.
Возможность как можно дольше оставаться в привычных домашних условиях
представилась со времени появления должности социального работника в системе
учреждений социальной защиты. Именно эти реальные лица стали оказывать
социально- бытовые услуги нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно
нуждались.
На первых этапах развития
социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на надомное
обслуживание. С учетом этого обстоятельства была разработана квалификационная
характеристика социального работника, определены его должностные обязанности.
Вместе с тем в реальной социальной помощи нуждаются и инвалиды, находящиеся в
домах- интернатах. До последнего времени организация медико- социальной помощи
в этих учреждениях возложена преимущественно на медицинских работников, которые
в ущерб организации медицинского обслуживания осуществляют несвойственные им
функции по социально- бытовой, социально- психологической и социально- средовой
адаптации лиц, находящихся в домах- интернатах.
В связи с указанными
обстоятельствами возникла необходимость очертить круг обязанностей социальных
работников в домах- интернатах и на основании этого показать целесообразность
введения этой категории работников в стационарных учреждениях Минсоцзащиты
России.
На данном этапе развития
социальной помощи нетрудоспособным гражданам , проживающим вне стационарных
учреждений, деятельность социальных работников сводится к оказанию
социально-бытовых услуг. Между тем функции их гораздо шире. По мере создания института
социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане
получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.
РАЗДЕЛ I.РОЛЬ
СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ.
Инвалиды как социальная
категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и
нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды
помощи определены законодательством , соответствующими нормативными актами,
инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует
отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других
форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на
пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима
такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и
подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной,
активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную
деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением,
государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями
и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции
инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.
По месту проживания (
пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории:
- находящихся в домах-
интернатах;
- проживающих в семьях.
Указанный критерий - место
проживания- не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан
с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы
инвалидов.
Известно, что в домах-
интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В
зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах-
интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети- в домах-
интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.
Деятельность социального
работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его
реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности
социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей
структуры и функций этих учреждений.
Дома- интернаты общего типа
предназначены для медико- социального обслуживания инвалидов. В них принимаются
граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18
лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их
содержать.
Задачами этого дома-
интерната являются:
- создание благоприятных
условий жизни, приближенных к домашним;
- организация ухода за
проживающими, оказание им медицинской помощи и организация содержательного
досуга;
- организация трудовой
занятости инвалидов.
В соответствии с основными
задачами дом- интернат осуществляет:
- активное содействие в
адаптации инвалидов к новым условиям;
- бытовое устройство,
обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью,
постельными принадлежностями, одеждой и обувью;
- организацию питания с
учетом возраста и состояния здоровья;
- диспансеризацию и лечение
инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также
госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;
- обеспечение нуждающихся
слуховым аппаратами, очками, протезно- ортопедическими изделиями и кресло-
колясками;
- в соответствии с
медицинскими рекомендациями организацию трудовой занятости, способствующей
поддержанию активного образа жизни.
В домах- интернатах общего
типа находятся инвалиды молодого возраста( от 18 до 44 лет).Они составляют
около 10% всего контингента проживающих. Более половины из них - инвалиды с
детства, 27,3% - вследствии общего заболевания, 5,4% - в связи с трудовым
увечьем, 2,5% - прочие. Состояние их отличается значительной тяжестью. Об этом
свидетельствует преобладание инвалидов 1 группы (67,0%).
Наибольшую группу (83,3%)
составляют инвалиды с последствиями поражения центральной нервной системы
(остаточные явления детского церебрального паралича, полиомиелита, энцефалита,
травмы спинного мозга и др.), 5,5% - инвалиды вследствии патологии внутренних
органов.
Следствием различной
степени нарушений функции опорно- двигательного аппарата является ограничение
двигательной активности инвалидов. В связи с этим 8,1% нуждаются в постороннем
уходе, 50,4% передвигаются с помощью костылей или кресло- колясок и только
41,5% - самостоятельно.
Характер патологи
сказывается и на способности молодых инвалидов к самообслуживанию: 10,9% из них
не могут себя обслужить, 33,4% обслуживают себя частично, 55,7% - полностью.
Как видно из приведенной
характеристики молодых инвалидов, несмотря на тяжесть состояния здоровья,
значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а
в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, важное значение
приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов.
Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и
формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей
инвалида.
В отличие от пожилых людей
с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные
и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют
потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в
области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.
В условиях дома- интерната
при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить
потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации
возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний.
Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они
постоянно испытывают дефицит информации. Вместе с тем, оказалось, что повысить
свое образование хотели бы только 3,9% , а получить профессию - 8,6% молодых
инвалидов. Среди пожеланий доминируют запросы в отношении культурно- массовой
работы(у 418% молодых инвалидов).
Роль социального работника
состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех
отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее
место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным
направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая
побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от
иждивенческих настроений и гиперопеки.
Для реализации идеи
активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия,
общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию
содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень
мероприятий вне должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно,
чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в
котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо
владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-
интернатов. С учетом таких задач, социальный работник должен знать
функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен
уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания
терапевтической среды.
Для создания положительной
терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только
психолого- педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические
( гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение
или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной
адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их
социальной интеграции.
При работе с молодыми
инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной
социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу
способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности,
их полноценному общению.
Общение, как один из
факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и
проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода
социальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствует формированию
навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается
поверхностью, нестойкостью связей.
Степень социально-
психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительной
мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо
отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в
болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности,
подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов.
В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который
использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки
своего будущего, переключает кого на обыденные интересы, ориентирует на
положительную перспективу.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|