Таким образом, социальная
работа с людьми с ОВ своей целью имеет их физическое и, главное, социальное и
психологическое благополучие, а с методологической точки зрения представляет
собой психосоциальный подход с учетом особенностей личности и конкретной
ситуации. Конкретные усилия, согласно социальной модели, должны быть направлены
не только на помощь людям в борьбе с их недугами, но и на изменения в обществе:
необходимо бороться с негативными установками, рутинными правилами, “ступенями
и узкими дверьми” и предоставить для всех людей равные возможности полноценного
участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПРАКТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИНВАЛИДНОСТИ.
1. Философия независимой
жизни.
( На примере Московского
клуба инвалидов “ Контакты-1”).
Клуб “Контакты-1” строит
свою работу с детьми, имеющими инвалидность, и их родителями по программам, в
основе которых лежит социально- политическая модель инвалидности, суть которой
сводится к следующему: человек, имеющий инвалидность, имеет равные права на участие
во всех аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой
социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или
заболевания возможности. Инвалидность - не есть медицинская проблема.
Инвалидность- это проблема неравных возможностей.
Логичным в этом смысле
является использование термина “человек с ограниченными возможностями” вместо
слова “инвалид”.Это не просто отказ от устаревшего слова, означающего “больной,
нетрудоспособный, бесполезный”. Это отказ от медикализации проблемы
инвалидности, ибо инвалид- “больной, нетрудоспособный, бесполезный” нуждается в
постоянной опеке и лечении, он находится в зависимости от других. Если же мы
посмотрим на инвалидность с точки зрения ограничений в физических, зрительных,
слуховых, речевых и умственных возможностях, то мы увидим, что их можно
компенсировать при помощи нескольких служб, таких как “Центр независимой
жизни”, службы “Персональный ассистент” и транспортной службы.
“Для людей, имеющих
инвалидность, быть независимым- значит иметь возможность жить как все; это не
значит быть пассивными потребителями поддержки, это значит иметь широкий выбор
возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою
жизнь”.
“Инвалидность - это
ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими,
сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами,
которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в
общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях,
как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем
стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они
могли жить независимой жизнью”.
В 1992 году клуб
инициировал первый в России Центр независимой жизни для детей с ограниченными
физическими и умственными возможностями и разработал инновационные модели и
программы, в основе которых лежит именно социально- политическая модель
инвалидности.
Итак, о ходе работы клуба
по трем инновационным моделям: Центр независимой жизни, “Выездной лицей”, и
“Персональный ассистент”.
Инновационная модель
“Центр независимой жизни для детей с ограниченными физическими и /или
умственными возможностями”.
Понятие “независимая жизнь”
в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента. В
социально- политическом значении независимая жизнь- это право человека быть
неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных,
политических и экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к
жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию,
труду и образованию. Независимая жизнь- это возможность самому определять и
выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В социально-
политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности человека
прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам, необходимым для
его физического функционирования.
В философском понимании
независимая жизнь - это способ мышления, это психологическая ориентация
личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее
физическими возможностями, системой служб поддержки и окружающей средой.
Философия независимой жизни ориентирует человека, имеющего инвалидность на то,
что он ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества.
Мы все зависим друг от
друга. Мы зависим от булочника, который выпекает хлеб, от обувщика и портного,
от почтальона и телефонистки. Обувщик или почтальон зависят от врача или
учителя. Однако эта взаимозависимость не лишает нас права выбора. Мы сами
определяем, что, как, когда принимать те или иные решения.
С точки зрения философии
независимой жизни, инвалидность рассматривается с позиций неумения человека
ходить, слышать, видеть, говорить или мыслить обычными категориями. Таким
образом, человек, имеющий инвалидность, попадает в ту же сферу взаимосвязанных
отношений между членами общества. Для того, чтобы он мог сам принимать решения
и определять свои действия, создаются социальные службы, которые, также как
мастерская по ремонту автомобилей или ателье, компенсирует его неумение делать
что-то.
Специальные социальные
службы, которые создаются в рамках официальной политики на основе медицинской
модели, не позволяют человеку, имеющему инвалидность, право выбора: за него
решают, ему предлогают, его патронируют. Социальные службы в том виде, в
котором они существуют в настоящее время, усугубляют сегрерующий характер
социальной политики и усиливают пассивно- иждивенческий характер в среде людей,
имеющих инвалидность.
В Москве есть много
инициативных групп людей, имеющих инвалидность, которые также придерживаются
идеологии независимой жизни, связывая ее, в первую очередь, с экономической
независимостью. Молодые ребята в инвалидных колясках стремятся заработать
денег, чтобы не зависеть от пенсии. Ярким примером являются инвалидные
производства, организуемые с тем, чтобы человек, имеющий инвалидность, мог
зарабатывать деньги и жить полной жизнью.
Однако экономическая
независимость и независимая жизнь - это разные понятия. Надомная работа или
инвалидное производство может дать приличный доход человеку, имеющему
инвалидность. Но право выбора и равные возможности нельзя купить, какие бы ты
деньги не имел. Сегрегация остается, также как и остается недоступная
окружающая среда.
Экономическая независимость
одного человека не изменит законодательства, окружающей среды и общественного
сознания. Хорошо одетый, гордый и сильный человек в инвалидной коляске, или,
как говорят, “упакованный”- это исключение, которое подтверждает правило:
человек, имеющий инвалидность, может жить как все; все, что ему нужно - это
равные возможности.
Включение в инфраструктуру
системы социальных служб, которыми человек, имеющий инвалидность, мог бы
делегировать свои ограниченные возможности, сделало бы его равноправным членом
общества, самостоятельно принимающим решения и ответственность за свои
поступки, приносящим пользу государству. Именно такие службы освободили бы
человека, имеющего инвалидность, от унижающей человеческое достоинство
зависимости от окружающей среды, и высвободили бы бесценные человеческие
ресурсы (родителей и родственников) для свободного труда на благо общества.
Центр независимой жизни -
это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях
дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и
консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного
сознания, создают режим равных возможностей для детей с особыми проблемами.
Основной задачей в
реализации модели Центра независимой жизни является обучение детей и родителей
умениям и навыкам независимой жизни. Ключевую роль в модели играет служба “От
родителя к родителю”. От родителя к родителю передается знания о социальных
проблемах, затрагивающих интересы детей, от родителя к родителю передаются
желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих
родителей в социальных процессах. Формы работы: беседы, семинары, мероприятия,
творческие кружки, исследования, создание служб. Два года назад активных
родителей было очень мало. Сейчас в Центре независимой жизни принимают участие,
активное и инициативное, 100-150 родителей. Мы привлекаем родителей не только
организацией мероприятий. Они у нас работают преподавателями, экспертами и
руководителями служб.
Цель: Изменение среды, окружающей человека с ограниченными
возможностями, таким образом, чтобы стало возможным включение его во все
аспекты жизни общества; изменение самосознания человека, имеющего инвалидность.
Задачи:
1. Создание моделей
социальных служб, помогающих адаптировать условия окружающей среды нуждам
детей, имеющих инвалидность.
2. Создание экспертной
службы для родителей, осуществляющей мероприятия по обучению родителей основам
независимой жизни и представительство их интересов.
3. Создание системы
волонтерской помощи родителям, имеющих особых детей.
4. Налаживание мостов
сотрудничества с Государством, Бизнесом, Общественностью, Наукой.
5. Инициирование сетевой
структуры Центров независимой жизни в России.
Инновационная модель
службы “Персональный ассистент”
Служба “Персональный
ассистент” подразумевает помощь человеку, имеющему инвалидность, в преодолении
препятствий, мешающих ему на равных принимать участие в жизни общества.
“Персональный”- значит знающий особенности каждого отдельного человека,
имеющего инвалидность. Критерий “потребителя”, введенный в данную социальную
службу позволяет поручить найм и обучение персональных ассистентов самим людям,
которые в этих услугах нуждаются. При помощи персонального ассистента, человек,
имеющий инвалидность, может учиться в открытом учебном заведении и работать на
обычном предприятии. Экономическая выгода государства при организации такой
социальной службы заключается в том, что:
1. потенциальные
способности людей, имеющих инвалидность, будут использованы в полной мере
(специализированные заведения создаются под ограниченные возможности людей,
имеющих инвалидность, и вместе с надомным и детским трудом при интернатах,
усиливают сегрегирующий характер экономической политики государства по
отношению к ним);
2. создается рынок труда,
так как персональным ассистентом может работать практически любой человек.
Политическая выгода
очевидна, так как данная социальная служба обеспечивает каждого члена общества
равными правами на образование, труд и отдых.
Клуб “Контакты-1” сделал
попытку развернуть модель службы “Персональный ассистент” в рамках программы
Центра независимой жизни для детей, имеющих ограниченные возможности.
Ограниченные финансовые средства не позволили нам реализовать модель в чистом
виде; она была осуществлена с программой “Выездного лицея”, а персональные
ассистенты чаще всего работали одновременно и преподавателями. Кроме того, на
мероприятиях для большого количества детей, персональные ассистенты обслуживали
группы. Однако даже эта попытка, предпринятая в России впервые силами небольшой
общественной организации, дала положительные результаты и показала
перспективность идеи. Она также доказала, что такое использование финансовой
поддержки более всего отвечает требованиям времени, так как оно позволяет очень
успешно изменять общественное сознание и неузнаваемо меняет облик ребенка,
имеющего самые серьезные виды инвалидности, который, начиная чувствовать
уважение к своей личности и уверенность, раскрывает свои способности. Родители,
получая такую поддержку, становятся более объективными в оценивании проблем,
связанных с инвалидностью, и начинают проявлять большую социальную активность,
направленную вовне, на то, чтобы изменить ситуацию в целом, для всех детей, а
не только пытаться, не видя проблем другой семьи, имеющей такого же особого
ребенка, улучшить свое положение.
Персональными ассистентами
в течение 1993-94 учебного года работали родители и студенты факультета
социальной работы и социологии Института молодежи.
Цель службы: Открыть детям, имеющим инвалидность, широкие
возможности для развития их потенциальных возможностей и талантов, и активного
участия во всех аспектах жизни общества.
Задачи:
1. Создать действующую
модель “Человек с особыми проблемами- ассистент”.
2. Расширить круг детей, получающих
помощь ассистентов.
3. Провести социально-
педагогические исследование модели с целью разработки рекомендаций для
неправительственных организаций.
Инновационная модель
службы “ Выездной лицей”
Медицинская модель
инвалидности, официально принятая в России, находит свое выражение в том, что
социальная политика имеет сегрегирующий характер. Образование, участие в
экономической жизни, отдых являются закрытыми для людей, имеющих инвалидность.
Специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и
санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества и делают их
меньшинством, права которого дискриминируются.
Изменения в социально-
политической и экономической жизни России делают реальностью возможность
интеграции людей, имеющих инвалидность, в общество и создают предпосылки для их
независимой жизни. Однако в социальных программах специализированность остается
доминирующей, что объясняется медицинской моделью инвалидности, положенной в
основу законодательства, недоступной архитектурной средой и отсутствием системы
социальных служб.
Эксперементальная модель
“Выездной лицей”- это попытка решить проблему интегрированного обучения детей,
имеющих инвалидность, посредством создания службы “Персональный ассистент” и
специальной транспортной службы (“Зеленая служба”), которые бы предоставляли им
равные возможности. Комплексный подход необходим для того, чтобы организовать
обучение детей, имеющих инвалидность, в режиме “двустороннего движения”:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|