Можно предложить и
такое определение: «Почерк - это динамическая саморегулирующаяся
система, основанная на письменно-двигательных навыках и отражающаяся в графической технике письма».*
Умение
писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработка
навыков. Ключом к раскрытию сущности письма и закономерностей его развития
является учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, и прежде
всего разработанное им учение об
условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой
же условный раздражитель, как и все
остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных
рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Обучение письму состоит как бы из трех самостоятельных
стадий:
-технической;
-графической;
-орфографической.
Выполнение письменных
знаков на начальной стадии обучения представляет процесс
вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном. По мере запоминания
форм знаков обучающийся начинает выполнять их
более быстрыми и определенными движениями, добиваясь большей скорости и
наименьшей затраты нервного и физического труда. На формирование почерка
огромное влияние оказывают различные факторы
как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает
процесс письма. К субъективным
факторам относятся:
-состояние органов
зрения;
-строение костно-мышечного
аппарата руки;
-степень его подвижности;
-особенности нервной
системы;
-прилежность;
-навык
держать пишущий прибор и др. Объективными
являются:
-система обучения;
-продолжительность
тренировки;
-условия в которых
приходится писать;
-пишущие средства и т.д.
Все это в конечном итоге
обусловливает формирование индивидуального почерка, ведет к возникновению
индивидуальных признаков, не могущих в своей
совокупности повториться в почерке другого лица.
Обучаясь письму,
пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в процессе
письменной практики, связываются между собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторных связей,
называемую динамическим стереотипом.
В связи с
возникновением чувства автоматизма, пишущий получает возможность
все внимание сосредоточить не на процессе начертания форм знаков, а на содержании, изложении мыслей, т.е.
возникает устойчивость признаков,
которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не затратив
определенных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека
лежат в основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.
Главной задачей
исследования почерка в практической деятельности является
идентификация конкретного исполнителя рукописи (подписи). Возможность реализации этой задачи обусловлена двумя
свойствами почерка: индивидуальностью и устойчивостью. Эти свойства
закладываются в почерк самим механизмом его
формирования уже в период обучения письму и выработки письменно-двигательных навыков,
Индивидуальность
почерка определяют как его своеобразие, обусловленное
совокупностью особенностей, присущей только почерку одного лица и неповторимой у другого. В процессе обучения и последующей практики
формируется привычная, удобная для каждого пишущего система движений. То положение, что каждый человек
вырабатывает навык выполнять письменные знаки именно так, а не
иначе, обусловлено воздействием на процесс
формирования навыка большого комплекса внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов. К первым относятся:
• анатомические;
• биомеханические:
• физиологические;
• психические особенности
личности;
• типологические
особенности нервной системы (прежде всего подвижность, уравновешенность), ее состояние;
• состояние органов зрения;
• особенности зрительного
восприятия и памяти;
• волевые качества;
• целевая установка на
обучение и т. д.
Ко второй труппе, т.е. к
внешним факторам относятся:
• методика обучения
письму;
• обстановка, в которой
проходит обучение;
§ дальнейшая практика.
Набор внутренних и внешних факторов строго
индивидуален для каждого человека и
неповторим у другого (даже в случае близнецов). Взаимодействующие между собой при формировании почерка, внутренние и внешние факторы выступают в качестве системы, а
не изолированно. Обучение письму
начинается с усвоения прописей по образцам. Постепенно в процессе тренировки
выявляется, что отдельные движения при выполнении тех или иных элементов прописных букв не удобны, не
свойственны обучающемуся, в таком случае происходит приспособление
движений к его особенностям биомеханики,
типологическим особенностям нервной системы и т. д., «нащупывается» более
оптимальная система движений, отвечающая особенностям именно данной личности. Это ведет к отклонениям в
выполнении тех или иных элементов
прописей. Подобные отклонения и есть начало формирования индивидуального почерка. Данный процесс становится еще более интенсивным на стадии перехода от письма,
контролируемого сознанием, что имеет место на первой стадии обучения, к
автоматизированному письму, где внимание сосредоточено не на движениях руки при
выполнении тех или иных элементов букв, а только на смысловом содержании
рукописи. Период становления
индивидуального почерка также индивидуален, так как он обусловлен теми же внутренними и внешними
факторами: у одних индивидуальный почерк может сложиться уже в школе, у
других - захватит и несколько лет практической деятельности. Следует полагать, что в связи с расширением компьютерных и так называемых безбумажных технологий составления и обращения документов процесс
формирования индивидуального почерка замедлится.
Как указывалось
выше, идентификация конкретного исполнителя по почерку возможна только в случае, если сложившаяся индивидуальная
система движений устойчива. Под устойчивостью почерка понимается
повторение (воспроизведение) его особенностей при выполнении рукописей в
течение достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при
выполнении рукописей в разных условиях. Свойство устойчивости почерка обусловлено особенностями формирования
письменно-двигательных навыков, которые,
формируются по общим нейрофизиологическим законам. Повторение одних и
тех же движений при выполнении соответствующих букв в процессе обучения и тренировки приводит к формированию
устойчивого ФДК письменно-двигательных
навыков. Это в свою очередь приводит к тому, что процесс письма выходит из-под контроля сознания и становится автоматизированным, что ведет к устойчивости
движений. Слаженная система движений
является отражением слаженности системы внутренних процессов. Устойчивость почерка объясняют и тем, что одним из
механизмов ФДК является формирование в нервных центрах
зрительно-двигательного образа письма,
который программирует пишущего на выполнение определенной системы движений.
Однако сложившаяся система динамична, т.
е. относительно устойчива: она реагирует на изменения внешних и внутренних
факторов. Так, с изменением условий, целевой установки, состояния нервной
системы и т. д. возникают изменения и в
почерке. Такие изменения могут быть значительными при глубоких
изменениях в состоянии нервной системы, психики, например, при перенесенных серьезных заболеваниях головного
мозга, органа зрения, двигательных
функций руки, преклонном возрасте и др. Но для идентификации важно то
положение, что уже сформировавшийся ФДК письменно-двигательных навыков
не разрушается под действием новых факторов, а происходит лишь наслоение новых связей, через которые проявляются и
связи прежде сформировавшегося ФДК.
Это делает возможным идентификацию лица по рукописям, выполненным с большим разрывом во времени, а также выполненным в один и тот же временной промежуток,
но в разных условиях.
Если действие нового фактора
кратковременно, то и изменения в почерке кратковременны,
при отсутствии повторения действия нового фактора данное изменение быстро исчезает.
Период
стабилизации ФДК письменно-двигательных навыков и. следовательно,
устойчивости почерка строго индивидуален у каждого лица и зависит от тех же внутренних и внешних факторов,
которые были рассмотрены выше. При
небольшой письменной практике в современных условиях компьютерных технологий он может не полностью
сформироваться, закрепиться, в этом
случае почерк будет характеризоваться неустойчивостью, что, конечно, затруднит идентификацию конкретного
лица.
Динамичность устойчивости
взаимосвязана с таким свойством почерка, как вариационность.
Вариационностъ является формой проявления динамичности. Это свойство формируется в тех случаях, когда лицу
приходится постоянно (а не
эпизодически) выполнять рукописи в разных условиях с разными целевыми установками
и т. д. Например, данная ситуация имеет место у студентов, постоянно записывающих лекции в быстром темпе и
выполняющих рукописно работы в более медленном темпе, может быть, и в
более удобных условиях дома или в читальных
залах библиотек. Постоянное действие разных условий письма (или других отдельных факторов) формирует
вариационность почерка, под которой понимают наличие в почерке одного и
того же лица нескольких устойчивых способов
написания одноименных букв, буквосочетаний или общей картины письма. Такое положение объясняется необходимостью движений приспосабливаться к нескольким условиям,
разной обстановке. Поскольку они
действуют постоянно, формируются соответствующие варианты письменно-двигательных
навыков и в ФДК одинаково прочно закрепляются как
одни, так и другие связи. Возможность существования нескольких вариантов
почерка у одного и того же лица обязательно анализируется и учитывается при проведении идентификационного
исследования.
Сходство, в
известных пределах, комплекса внешних и внутренних факторов у разных
лиц может привести к формированию сходных почерков у этих лиц. Сходные почерки нередко встречающиеся на
практике, вносят свои трудности в проблемы
идентификации, но не делают эту задачу нерешаемой, так как сходство никогда не касается всей совокупности
особенностей и чаще ограничивается
лишь общим строением почерка. Наибольшие трудности возникают, когда
почерки не только сходны, но и вариационны. Эта задача решается путем определения величины разброса в пределах вариантов. Параметры
разброса, ограничены определенными пределами, характерными для пишущего лица, что высчитывается с помощью
измерительно-статистических методов.
«В судебном
почерковедение выделяют и такое свойство почерка, как избирательная изменчивость. Это свойство проявляется при
действии на ФДК письменно-двигательных навыков сбивающих факторов. Если это
действие не столь сильно, что не приводит к разрушению ФДК, те в
почерке происходят частные изменения,
характерные дня того или иного сбивающего фактора, т. е. каждая
сбивающая причина действует избирательно. Разные физические или психические состояния будут вносить в почерк
разные характерные для каждого из
них изменения».*
Глава 2. Техника исследования
почерка.
2.1. Идентификационные признаки
почерка.
Идентификационные
признаки почерка как специально выделенные для целей идентификации
свойства получили детальную разработку в судебном почерковедении. Появление
того или иного признака в почерке обусловлено, как правило, совокупностью разных причин, поэтому однозначное
определение происхождения того или иного признака составляет большую
проблему и чаще не удается. Это даёт основание считать происхождение признаков
почерка случайным. Каждый взятый в отдельности идентификационный признак может
встретиться у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а только их совокупность.
Всё многообразие
идентификационных признаков предложено классифицировать по разным основаниям.
Наиболее распространенным является их деление на две группы в
зависимости от того, в целом или в отдельных деталях (частях) характеризуется
почерк. Признаки, характеризующие почерк в целом называются общими. Признаки,
связанные с характеристикой отдельных
знаков и их элементов, называются частными.
К общим относятся
следующие признаки:
Выработанность - это приспособленность навыка к современной
технике письма (скорописи), различают несколько степеней выработанности:
-низкую;
-среднюю;
-высокую;
Высокая
степень выработанности почерка обусловлена как правило, длительным
процессом тренировки, необходимостью выполнения большого количества рукописных документов в процессе
практической деятельности и
т. д., но
известны случаи, когда лица и при небольшой письменной практике имеют высокую выработанность почерка. Это
зависит опять же от своеобразия внешних
и внутренних факторов, определенного их сочетания и взаимодействия в процесса формирования
индивидуального почерка. При предварительном исследовании почерка
необходимо учитывать, что не всех общих
признаков почерка выработанность является наиболее устойчивым признаком,
не поддающимся развитию в течение очень короткого времени. Степень
выработанности определяется по наличию и количеству скорописных сокращений
(скорописными сокращениями в почерке называется: выполнение трех-,
двухштриховых букв как одноштриховых; выполнение надстрочных и подстрочных штрихов слитно с основным штрихом
буквы путем одного непрерывного движения; выполнение одним общим штрихом
элементов двух рядом расположенных букв, и
др.), по степени слаженности, скоординированности
движений, т.е. их пространственной точности, по темпу (скорости) выполнения
письменных знаков и их сочетаний: чем выше выработанность, тем выше
темп; если при низкой, средней выработанности пытаются
писать быстро, то этим снижается координированное движений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|