на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Исторический очерк уголовно-исполнительного права в России

 - несовершенство инженерно-технической оснащенности объектов, их физический и моральный износ;

- разработка планов охраны объектов без учета их особенностей:

- формальный подход к организации обучения и проведению тренировок личного состава по элементам боевой готовности;

- недостаточный контроль за соблюдением правил несения службы часовыми, непрофессиональные действия последних при законном применении оружия в отношении преступников, совершающих побег.

Побеги осужденных из мест лишения свободы всегда являлись проблемой уголовно-исполнительной системы. Даже самые жесткие системы тюремной изоляции, оснащенные совершенными инженерно-техническими средствами охраны и надзора за осужденными, не могут обеспечить исключительную противопобеговую безопасность.

Стремление преступников уйти из мест заключения на свободу можно объяснять и оценивать с социальной, философской, правовой, психологической и других позиций.[19]

С социальной точки зрения преступник, содержащийся в исправительном учреждении, является полноценным членом общества. Как гражданин государства и член общества осужденный не лишается в полном смысле права на свободу. Факт помещения его в учреждение, предназначенное для отбывания наказания в виде лишения свободы, не может выступать обстоятельством нейтрализации социальной значимости и ценности его личности. Отсюда следует, что лишить свободы человека, совершившего преступление, невозможно в силу того, что он является гражданином государства.

На наш взгляд, применяемая в уголовном законодательстве санкция «лишение свободы» противоречит самой природе гражданского права на свободу, приобретаемого людьми от рождения.

Что касается философских представлений о личности и ее праве на свободу, то из всей истории развития философских теорий можно сделать вывод о неразрывной связи личности и ее свободы. Рабство, заточение, угнетение всегда являлись источником противоречий, которые на всех этапах развития человеческого общества сопровождались различного рода катаклизмами (восстаниями, революциями, войнами, криминальными процессами и др.). Как подчеркивает философ В.Г. Ерохин, исследовавший проблему свободы и ответственности личности, Дело не только в пристрастиях людей, в субъективном желании добиться свободы для себя за счет ограничения свободы других, но и в том, что свободы не бывает без выбора, а в самой ситуации выбора заложено нечто такое, что смущает людей, порождает дискомфорт в их душе, борьбу мотивов[20].

Если рассматривать правовой аспект, то в реальной действительности система мест лишения свободы (исправительные учреждения) представляет собой атрибут государства, где необоснованно ограничивается свобода личности осужденных, отбывающих в них наказание, так как, в сущности, ее организация не соответствует международным стандартам, в частности Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

Существуют различные подходы к определению причин и условий, способствующих совершению преступниками побегов из исправительных учреждений.

А.Я. Марков, А.Н. Волобуев называют следующие условия совершения побега:

- недостатки в оборудовании заграждений и использовании инженерно-технических средств охраны;

- небдительное несение службы нарядами по охране объектов ИУ;

- слабая организация надзора за поведением осужденных;

- отсутствие контроля за осужденными на производстве со стороны инженерно-технических работников;

- не организованная должным образом индивидуально-воспитательная работа с отрицательно характеризующимися осужденными;

- слабое изучение личности осужденных при предоставлении им права передвижения без конвоя;

- недостатки в деятельности оперативных аппаратов[21].

К объективным условиям можно отнести недостатки в деятельности ИУ, в том числе: небрежное несение службы по охране объектов; недостатки в оборудовании и эксплуатации инженерно-технических средств охраны; слабая

организация надзора за поведением осужденных со стороны администрации ИУ; отступления от требований режима содержания осужденных; ненадлежащее несение службы сотрудниками, входящими в состав дежурных смен; отсутствие контроля за осужденными в производственной зоне со стороны инженерно-технических работников; низкий уровень профилактической деятельности, слабая организация индивидуально-профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете и склонными к совершению побега; недостатки в деятельности оперативных аппаратов по выявлению преступных намерений осужденных и профилактике побегов.

Субъективные условия связаны с особенностями личности осужденных: неуравновешенностью, неконтактностью, повышенной эмоциональностью, возбудимостью и другими чертами характера, затрудняющими адаптацию осужденных к пребыванию в местах лишения свободы.


Заключение

Охрана осужденных к лишению свободы имеет большое значение не только при практическом применения норм уголовно-исполнительного законодательства в исполнении наказаний, но и в свете соблюдения норм международного законодательства об обращении с заключенными.

Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»[22] уголовно-исполнительная система была передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, кроме того, предусматривалось ее поэтапное реформирование с целью решения проблем соблюдения прав человека в местах лишения свободы.

Несмотря на то, что процесс передачи уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации не потребовал дополнительных затрат средств федерального бюджета, ситуация, в которой вынуждены строить свою работу организации уголовно-исполнительной системы, остается крайне сложной.

О критическом положении в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации неоднократно говорилось в постановлениях Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где указывалось, что недостаток средств не дает возможности обеспечить условия содержания осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и норм международного права. Было также отмечено, что обязательства, данные при вступлении России в Совет Европы, по безотлагательному улучшению условий содержания осужденных в тюрьмах и охране их прав в период отбывания наказания, в том числе прав трудовых и социальных, не выполняются.

В октябре 1998 года Коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, правозащитных организаций, рассмотрев положение с соблюдением законов о медицинском обеспечении осужденных, отметила, что уровень медицинского обслуживания в учреждениях уголовно-исполнительной системы не гарантирует лицам, лишенным свободы, реализацию конституционного права на получение медицинской помощи, охрану здоровья и жизни. Здесь же было отмечено, что в исправительных колониях не созданы условия содержания, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам и международным стандартам, которые наша страна обязалась соблюдать, ощущается острая нехватка лекарств и продуктов питания.

Положения концепции реформирования уголовно-исполнительной системы, которая рассмотрена и в основном одобрена Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации (заключение от 20 августа 1999 года № 23), а также коллегией Минюста России, направлены прежде всего на наиболее полное обеспечение прав и законных интересов осужденных и приведение процесса исполнения наказаний в соответствие с международными нормами и стандартами, повышение социальной эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы. Концепцией реформирования УИС Российской Федерации предусматривается прежде всего создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих социально-правовую защиту осужденных, обеспечение их конституционных прав в период отбывания наказания, в том числе трудовых и социальных прав, а также обеспечение необходимых условий для внедрения в практику УИС зарубежного опыта пенитенциарной деятельности и требований международных стандартов[23].

Безусловно, опыт международного пенитенциарного сотрудничества в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы представляет определенный профессиональный интерес. Тем более что именно на основании норм основных международных документов будут и в дальнейшем определяться основные направления социальной политики в отношении осужденных к лишению свободы в России.

Отметим, однако, и положительные тенденции в рассмотренной теме. Например, в системе исполнения наказаний в настоящее время очень результативно решается проблема кадров, и если в 2004 г. на службу было принято 26 тыс. новых сотрудников, то уже скоро прием сотрудников будет осуществляться только по конкурсу. Всего в системе ФСИН работает 750 предприятий, в том числе 42 сельскохозяйственных, которые выпускают товары более чем 100 тыс. наименований. Благодаря этому тюрьмы и колонии на 20% обеспечивают себя молоком, мясом, на 100% - хлебобулочными изделиями. Это обеспечивает «собственное выживание» ФСИН, поскольку бюджетные поступления обеспечивают только 60% потребностей.

Что касается иных вопросов охраны осужденных, то следует отметить, что решение многих проблемных вопросов в рассмотренной сфере будет зависеть от полноты и объема финансирования уголовно-исполнительной системы России. Ведь при отсутствии нормального материально-технического снабжения соответствующих подразделений УИС даже при наличии высококвалифицированного персонала справиться с поставленными задачами будет трудно.

Следовательно, наличие правовой защищенности и технической оснащенности учреждений исполнений наказания, решение вопросов охраны заключенных и их конвоирования зависит, в том числе, и от здоровой экономики и сильного независимого государства.


Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

1.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

2.  Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. № 2.

3.  Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. С. 198.

4.  Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. № 61-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 16. С. 1796.

5.  Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144 - ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. С. 3349.

6.  Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. С. 1316.

7.  Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 38. С. 4784.

8.  Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 41. С. 4683.

9.  Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу» // СЗ РФ. 1999. № 15. С. 1818.

10.   Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

11.  Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 мая 2006 г № 199/369 дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы ФСИН Российской Федерации».

12.   Приказ Минюста РФ от 13 июля 2006 г. № 252 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 28.

13.   Приказ Минюста России от 15 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Инструкции по охране исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

14.   Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 июля 1999 г. № 196 «Об утверждении Наставления по связи в уголовно исполнительной системе МЮ РФ».

15.   Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 1999 г. № 210 «Об утверждении Руководства по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

16.   Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 1999 г. № 60 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно исполнительной системы Министерства Юстиции Российской Федерации».

17.   Приказ Минюста РФ 12 ноября 1998 г. № 7 «Об утверждении Инструкции о порядке ввода усиления службы по охране исправительных учреждений, их объектов и при конвоировании осужденных».

Специальная литература

18.   Александров Ю., Целмс Г. Нас здесь хоть кормят досыта // Новые известия. 2002. 2 марта.

19.   Баранов В.И. Исправительные аспекты, практика и проблемы исправления пожизненного лишения свободы // Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы. - Рязань, 1996.

20.  Долженкова Г.Д. Международное пенитенциарное сотрудничество в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы // Журнал российского права. 2001. № 3.

21.  Балаханов Ю.А., Детков М.Г. Организация охраны УИС, конвоирование осужденных и розыск бежавших. - М., 1998

Авторефераты диссертаций

22.   Маликов Б.З. Теоретические проблемы Сущности и содержания лишения свободы и их выражение в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве России. Специальность: 12.00.08. - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Автореферат на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Рязань, 2004.

23.   Павлов В.Г. Обеспечение законности в режиме отбывания наказания в виде лишения свободы Специальность 12.00.08. - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Рязань, 2002.


[1] Баранов В.И. Исправительные аспекты, практика и проблемы исправления пожизненного лишения свободы // Проблемы совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы. - Рязань, 1996. С. 154.

[2] Соборное уложение 1649 года // Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1985. Т.З. С. 246.

[3] Таганцев Н.С. Русское уголовное право, т. 2, С-Петербург, 1902, С. 989 .

[4] ЦГАОР, Ф. 122.оп., Делопроизводство 1,

[5] ЦГАОР, Ф. 122.оп., Делопроизводство 1, Д 176, С. 84.

[6] ЦГАОР, Ф 122.оп, Делопроизводство 1, Д 77, С. 31-32.

[7] ЦГАОР, Ф. 7420. оп. 1, Д 122, С. 7-8.

[8] ЦГАСА, Ф 32032. оп. 1, Д 38, С. 19.

[9] ЦГАСА, Ф 40. оп. 1, Д 24, С. 183.

[10] ЦГАСА, Ф 4042. оп. 2, Д 502, С. 10.

[11] ЦГАСА, Ф 4042. оп. 2, Д 85, С. 102.

[12] ЦГАСА, Ф 9401. оп. 12, Д 94, С. 27.

[13] ЦГАСА, Ф 9489. оп. 12, Д 85, С. 47.

[14] ЦГАСА, Ф 9489. оп. 2, Д 114, С. 2-12, 133, 136, 176-177.

[15] ЦГАСА, Ф 9414. оп. 2, Д 2529, С. 80-82.

[16] ЦГАСА, Сб. 310, С. 2.

[17] ЦГАСА, Сб. 310, С. 2.

[18] Баранов Н.П. Организация деятельности ИУ по предупреждению и пресечению массовых беспорядков, захватов заложников, побегов: Монография. — Рязань 2003. — С. 236.

[19] Балаханов Ю.А., Детков М.Г. Организация охраны УИС, конвоирование осужденных и розыск бежавших. - М., 1998. — С. 57-58.

[20] Ерохин В.Г. Основы философии. — Рязань, 1996. — С. 139.

[21] Марков А.Я., Волобуев А.Н. Выявление в процессе расследования причин и условий, способствующих совершению побегов из ИУ. — М., 1999. — С. 20-26.

[22] Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 41. С. 4683.

[23] Долженкова Г.Д. Международное пенитенциарное сотрудничество в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы // Журнал российского права. 2001. № 3. С. 30.


Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.