- несовершенство инженерно-технической оснащенности
объектов, их физический и моральный износ;
- разработка планов охраны объектов без учета их
особенностей:
- формальный подход к организации обучения и проведению
тренировок личного состава по элементам боевой готовности;
- недостаточный контроль за
соблюдением правил несения службы часовыми, непрофессиональные действия
последних при законном применении оружия в отношении преступников, совершающих
побег.
Побеги осужденных из мест
лишения свободы всегда являлись проблемой уголовно-исполнительной системы. Даже
самые жесткие системы тюремной изоляции, оснащенные совершенными
инженерно-техническими средствами охраны и надзора за осужденными, не могут
обеспечить исключительную противопобеговую безопасность.
Стремление преступников
уйти из мест заключения на свободу можно объяснять и оценивать с социальной,
философской, правовой, психологической и других позиций.[19]
С социальной точки зрения
преступник, содержащийся в исправительном учреждении, является полноценным
членом общества. Как гражданин государства и член общества осужденный не
лишается в полном смысле права на свободу. Факт помещения его в учреждение,
предназначенное для отбывания наказания в виде лишения свободы, не может
выступать обстоятельством нейтрализации социальной значимости и ценности его
личности. Отсюда следует, что лишить свободы человека, совершившего
преступление, невозможно в силу того, что он является гражданином государства.
На наш взгляд,
применяемая в уголовном законодательстве санкция «лишение свободы» противоречит
самой природе гражданского права на свободу, приобретаемого людьми от рождения.
Что касается философских
представлений о личности и ее праве на свободу, то из всей истории развития
философских теорий можно сделать вывод о неразрывной связи личности и ее
свободы. Рабство, заточение, угнетение всегда являлись источником противоречий,
которые на всех этапах развития человеческого общества сопровождались
различного рода катаклизмами (восстаниями, революциями, войнами, криминальными
процессами и др.). Как подчеркивает философ В.Г. Ерохин, исследовавший проблему
свободы и ответственности личности, Дело не только в пристрастиях людей, в
субъективном желании добиться свободы для себя за счет ограничения свободы
других, но и в том, что
свободы не бывает без выбора, а в самой ситуации выбора заложено нечто такое,
что смущает людей, порождает дискомфорт в их душе, борьбу мотивов[20].
Если рассматривать
правовой аспект, то в реальной действительности система мест лишения свободы
(исправительные учреждения) представляет собой атрибут государства, где
необоснованно ограничивается свобода личности осужденных, отбывающих в них
наказание, так как, в сущности, ее организация не соответствует международным
стандартам, в частности Минимальным стандартным правилам обращения с
заключенными.
Существуют различные
подходы к определению причин и условий, способствующих совершению преступниками
побегов из исправительных учреждений.
А.Я. Марков, А.Н.
Волобуев называют следующие условия совершения побега:
- недостатки в
оборудовании заграждений и использовании инженерно-технических средств охраны;
- небдительное несение
службы нарядами по охране объектов ИУ;
- слабая организация
надзора за поведением осужденных;
- отсутствие контроля за
осужденными на производстве со стороны инженерно-технических работников;
- не организованная
должным образом индивидуально-воспитательная работа с отрицательно
характеризующимися осужденными;
- слабое изучение
личности осужденных при предоставлении им права передвижения без конвоя;
- недостатки в
деятельности оперативных аппаратов[21].
К объективным условиям
можно отнести недостатки в деятельности ИУ, в том числе: небрежное несение
службы по охране объектов; недостатки в оборудовании и эксплуатации
инженерно-технических средств охраны; слабая
организация надзора за
поведением осужденных со стороны администрации ИУ; отступления от требований
режима содержания осужденных; ненадлежащее несение службы сотрудниками,
входящими в состав дежурных смен; отсутствие контроля за осужденными в
производственной зоне со стороны инженерно-технических работников; низкий
уровень профилактической деятельности, слабая организация
индивидуально-профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом
учете и склонными к совершению побега; недостатки в деятельности оперативных
аппаратов по выявлению преступных намерений осужденных и профилактике побегов.
Субъективные условия
связаны с особенностями личности осужденных: неуравновешенностью, неконтактностью, повышенной эмоциональностью,
возбудимостью и другими чертами характера, затрудняющими адаптацию осужденных к
пребыванию в местах лишения свободы.
Заключение
Охрана осужденных к лишению свободы имеет большое значение не
только при практическом применения норм уголовно-исполнительного законодательства
в исполнении наказаний, но и в свете соблюдения норм международного
законодательства об обращении с заключенными.
Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года № 1100
«О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел
Российской Федерации»[22]
уголовно-исполнительная система была передана в ведение Министерства юстиции
Российской Федерации, кроме того, предусматривалось ее поэтапное реформирование
с целью решения проблем соблюдения прав человека в местах лишения свободы.
Несмотря на то, что процесс передачи уголовно-исполнительной системы
в ведение Министерства юстиции Российской Федерации не потребовал
дополнительных затрат средств федерального бюджета, ситуация, в которой
вынуждены строить свою работу организации уголовно-исполнительной системы,
остается крайне сложной.
О критическом положении в уголовно-исполнительной системе
Российской Федерации неоднократно говорилось в постановлениях Государственной
Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, где
указывалось, что недостаток средств не дает возможности обеспечить условия
содержания осужденных в соответствии с требованиями законодательства Российской
Федерации и норм международного права. Было также отмечено, что обязательства,
данные при вступлении России в Совет Европы, по безотлагательному улучшению
условий содержания осужденных в тюрьмах и охране их прав в период отбывания
наказания, в том числе прав трудовых и социальных, не выполняются.
В октябре 1998 года Коллегия Генеральной прокуратуры Российской
Федерации с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств,
правозащитных организаций, рассмотрев положение с соблюдением законов о
медицинском обеспечении осужденных, отметила, что уровень медицинского
обслуживания в учреждениях уголовно-исполнительной системы не гарантирует
лицам, лишенным свободы, реализацию конституционного права на получение
медицинской помощи, охрану здоровья и жизни. Здесь же было отмечено, что в
исправительных колониях не созданы условия содержания, отвечающие
санитарно-гигиеническим нормам и международным стандартам, которые наша страна
обязалась соблюдать, ощущается острая нехватка лекарств и продуктов питания.
Положения концепции реформирования уголовно-исполнительной системы,
которая рассмотрена и в основном одобрена Экспертным советом при Правительстве
Российской Федерации (заключение от 20 августа 1999 года № 23), а также
коллегией Минюста России, направлены прежде всего на наиболее полное
обеспечение прав и законных интересов осужденных и приведение процесса
исполнения наказаний в соответствие с международными нормами и стандартами,
повышение социальной эффективности деятельности уголовно-исполнительной
системы. Концепцией реформирования УИС Российской Федерации предусматривается
прежде всего создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих
социально-правовую защиту осужденных, обеспечение их конституционных прав в
период отбывания наказания, в том числе трудовых и социальных прав, а также
обеспечение необходимых условий для внедрения в практику УИС зарубежного опыта
пенитенциарной деятельности и требований международных стандартов[23].
Безусловно, опыт международного пенитенциарного сотрудничества в
области социального обеспечения осужденных к лишению свободы представляет
определенный профессиональный интерес. Тем более что именно на основании норм
основных международных документов будут и в дальнейшем определяться основные
направления социальной политики в отношении осужденных к лишению свободы в
России.
Отметим, однако, и положительные тенденции в рассмотренной теме.
Например, в системе исполнения наказаний в настоящее время очень результативно
решается проблема кадров, и если в 2004 г. на службу было принято 26 тыс. новых
сотрудников, то уже скоро прием сотрудников будет осуществляться только по
конкурсу. Всего в системе ФСИН работает 750 предприятий, в том числе 42
сельскохозяйственных, которые выпускают товары более чем 100 тыс. наименований.
Благодаря этому тюрьмы и колонии на 20% обеспечивают себя молоком, мясом, на
100% - хлебобулочными изделиями. Это обеспечивает «собственное выживание» ФСИН,
поскольку бюджетные поступления обеспечивают только 60% потребностей.
Что касается иных вопросов охраны осужденных, то следует отметить,
что решение многих проблемных вопросов в рассмотренной сфере будет зависеть от
полноты и объема финансирования уголовно-исполнительной системы России. Ведь
при отсутствии нормального материально-технического снабжения соответствующих
подразделений УИС даже при наличии высококвалифицированного персонала
справиться с поставленными задачами будет трудно.
Следовательно, наличие правовой защищенности и технической оснащенности
учреждений исполнений наказания, решение вопросов охраны заключенных и их
конвоирования зависит, в том числе, и от здоровой экономики и сильного независимого
государства.
Библиографический
список
Нормативно-правовые акты:
1.
Конституция
Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
25 декабря.
2.
Минимальные
стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955
г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании
31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. 1992. № 2.
3.
Уголовно-исполнительный
кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. С. 198.
4.
Федеральный
закон от 13 апреля 1998 г. № 61-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 16. С. 1796.
5.
Федеральный
закон от 12 августа 1995 г. № 144 - ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
// СЗ РФ. 1995. № 33. С. 3349.
6.
Закон
РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов и
Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. С. 1316.
7.
Указ
Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 «О некоторых мерах по
реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»
// СЗ РФ. 1998. № 38. С. 4784.
8.
Указ
Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании
уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской
Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 41. С. 4683.
9.
Постановление
Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 366 «О порядке и условиях выполнения
учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под
стражу» // СЗ РФ. 1999. № 15. С. 1818.
10.
Инструкции
по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов
уголовно-исполнительной системы.
11.
Приказ
Министерства юстиции Российской Федерации от 25 мая 2006 г № 199/369 дсп «Об
утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений по
конвоированию уголовно-исполнительной системы ФСИН Российской Федерации».
12.
Приказ
Минюста РФ от 13 июля 2006 г. № 252 «Об утверждении Инструкции о надзоре за
осужденными, содержащимися в исправительных колониях» // Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. № 28.
13.
Приказ
Минюста России от 15 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Инструкции по охране
исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Российской Федерации».
14.
Приказ
Министерства юстиции Российской Федерации от 16 июля 1999 г. № 196 «Об
утверждении Наставления по связи в уголовно исполнительной системе МЮ РФ».
15.
Приказ
Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 1999 г. № 210 «Об
утверждении Руководства по технической эксплуатации инженерно-технических
средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов
уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
16.
Приказ
Министерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 1999 г. № 60 «Об
утверждении Наставления по оборудованию инженерно техническими средствами
охраны и надзора объектов уголовно исполнительной системы Министерства Юстиции
Российской Федерации».
17.
Приказ
Минюста РФ 12 ноября 1998 г. № 7 «Об утверждении Инструкции о порядке ввода
усиления службы по охране исправительных учреждений, их объектов и при
конвоировании осужденных».
Специальная литература
18.
Александров
Ю., Целмс Г. Нас здесь хоть кормят досыта // Новые известия. 2002. 2 марта.
19.
Баранов В.И. Исправительные аспекты,
практика и проблемы исправления пожизненного лишения свободы // Проблемы
совершенствования подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы. -
Рязань, 1996.
20.
Долженкова
Г.Д. Международное пенитенциарное сотрудничество в области социального
обеспечения осужденных к лишению свободы // Журнал российского права. 2001. №
3.
21.
Балаханов Ю.А.,
Детков М.Г. Организация охраны УИС, конвоирование осужденных и розыск бежавших.
- М., 1998
Авторефераты диссертаций
22.
Маликов Б.З. Теоретические проблемы
Сущности и содержания лишения свободы и их выражение в уголовном и
уголовно-исполнительном законодательстве России. Специальность: 12.00.08. -
уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Автореферат на
соискание ученой степени доктора юридических наук. - Рязань, 2004.
23.
Павлов В.Г. Обеспечение
законности в режиме отбывания наказания в виде лишения свободы Специальность
12.00.08. - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
- Рязань, 2002.
[1] Баранов В.И. Исправительные аспекты, практика и проблемы исправления
пожизненного лишения свободы // Проблемы совершенствования подготовки кадров для
уголовно-исполнительной системы. - Рязань, 1996. С. 154.
[2] Соборное уложение 1649 года // Российское
законодательство Х-ХХ веков. М., 1985.
Т.З. С. 246.
[3] Таганцев Н.С. Русское уголовное право, т. 2,
С-Петербург, 1902, С. 989 .
[4] ЦГАОР,
Ф. 122.оп., Делопроизводство 1,
[5] ЦГАОР,
Ф. 122.оп., Делопроизводство 1, Д 176, С. 84.
[6] ЦГАОР, Ф
122.оп, Делопроизводство 1, Д 77, С. 31-32.
[7] ЦГАОР,
Ф. 7420. оп. 1, Д 122, С. 7-8.
[8] ЦГАСА, Ф
32032. оп. 1, Д 38, С. 19.
[9] ЦГАСА, Ф
40. оп. 1, Д 24, С. 183.
[10] ЦГАСА,
Ф 4042. оп. 2, Д 502, С. 10.
[11] ЦГАСА,
Ф 4042. оп. 2, Д 85, С. 102.
[12] ЦГАСА,
Ф 9401. оп. 12, Д 94, С. 27.
[13] ЦГАСА,
Ф 9489. оп. 12, Д 85, С. 47.
[14] ЦГАСА,
Ф 9489. оп. 2, Д 114, С. 2-12, 133, 136, 176-177.
[15] ЦГАСА,
Ф 9414. оп. 2, Д 2529, С. 80-82.
[16] ЦГАСА,
Сб. 310, С. 2.
[17] ЦГАСА,
Сб. 310, С. 2.
[18]
Баранов Н.П. Организация деятельности ИУ по предупреждению и пресечению
массовых беспорядков, захватов заложников, побегов: Монография. — Рязань 2003.
— С. 236.
[19]
Балаханов Ю.А., Детков М.Г. Организация охраны УИС, конвоирование осужденных и
розыск бежавших. - М., 1998. — С. 57-58.
[20] Ерохин В.Г. Основы философии. — Рязань, 1996. — С. 139.
[21] Марков А.Я., Волобуев А.Н. Выявление
в процессе расследования причин и условий, способствующих совершению побегов из
ИУ. — М., 1999. — С. 20-26.
[22] Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании
уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»
// СЗ РФ. 1997. № 41. С. 4683.
[23] Долженкова Г.Д. Международное пенитенциарное сотрудничество в
области социального обеспечения осужденных к лишению свободы // Журнал российского
права. 2001. № 3. С. 30.
|