Источниками прогноза являются не только данные, отмеченные
как качественно-количественные характеристики преступности, но
и, так называемая, “опережающая информация”. Например, отслеживание
будущего изменения уголовного законодательства, обязательно
внесет коррективы в прогноз преступности и соответственно в систему
ее предупреждения.
Приведу пример из этой области. Так, в новом Уголовном кодексе
Республики Беларусь 1999 г., в отличии от Уголовного кодекса 1961 г., был
отменен такой квалифицирующий признак грабежа, как «насильственный грабеж». [7] Что позволило прогнозировать
сокращения количества совершенных грабежей, в связи с изменением действующего
законодательства. О чем и рапортовали начальники всех Управлений. Однако при
этом, как не странно, рост разбоев резко увеличился. В настоящий момент, в
связи с изменениями и дополнениями, внесенными в ныне действующий Уголовный кодекс
Республики Беларусь, касающиеся вновь внесения такого понятия в Уголовный
кодекс как «насильственный грабеж», мы можем смело прогнозировать увеличение
количества грабежей и сокращения разбоев.
Таким образом, цели криминологического прогнозирования
формулируются следующим образом:
Общая цель - установление наиболее общих показателей,
характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе,
выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей
и отыскание способов изменения этих тенденций и закономерностей в
нужном направлении.
Общая цель предопределяет основные цели следующего уровня:
1. обеспечение
всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки
перспективных планов;
2. принятие
длящихся управленческих решений;
3. выработку
общей концепции борьбы с преступностью;
4. выбор
оптимального пути совершенствования деятельности органов, ведущих
борьбу с преступностью;
5. установление
возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности
в будущем;
6. определение
возможностей появления новых видов преступлений и “отмирания” имеющихся
в настоящем, а также причин и условий, способных повлиять на это;
7. установление
возможного появления новых категорий преступников.
Перечисленные цели криминологических прогнозов являются
основными. Другие цели соответствуют названным, вытекают из них
и соотносятся с ними как частное с общим. Все они (цели) должны постоянно
уточняться, конкретизироваться, обновляться в связи с непрерывностью
самого процесса прогнозирования.
В зависимости от целей прогнозирования, объекта исследования
и сроков прогнозирования определяются и задачи прогнозирования.
Основными задачами являются:
v получение
информации об изучаемом будущем;
v соответствующая
обработка этой информации;
v обобщение
всех показателей “будущей” преступности;
Самая основная задача, на мой взгляд, состоит в том, чтобы
на основе выявленных показателей определить в прогнозируемом периоде
наиболее важные и эффективные пути (средства и меры) борьбы с преступностью.
2. Виды,
сроки и методы прогнозирования.
Криминологическое прогнозирование в широком смысле классифицируется
на два вида:
1. прогнозирование
науки криминологии (прогнозирование криминологических исследований,
определение переспектив развития, конкретных направлений науки) и
2. прогнозирование
преступности (первичной и рецидивной).
В каждом из этих направлений (первичном и рецидивном) выделяются
прогнозирование преступности (различных категорий обследуемых: по контракту
или призыву, офицеров, прапорщиков; мужчин или женщин); отдельных видов и
групп преступлений; преступности в разных административных участках.
Самостоятельным видом прогнозирования является прогнозирование
индивидуального антиобщественного (преступного) поведения (индивидуальное
прогнозирование).
Объединение информации всех (или части) перечисленных прогнозов
составляет совокупный криминологический прогноз.
Любое прогнозирование проводится с целью составления прогноза на тот
или иной конкретный срок. Т.е. по времени прогнозы делятся на:
ü кратносрочные
(от одного до 2-х лет) - обслуживают текущие задачи борьбы с преступностью.
Как правило, эти прогнозы достаточно достоверны;
ü среднесрочные
(от 3-х до 5-ти лет) - позволяют учитывать возможное воздействие на
преступность и ее изменение явлений макросоциального уровня; использовать
антикриминальный потенциал этих явлений и процессов; своевременно разработать
адекватные меры по нейтрализации или ослаблению возможных криминогенных
последствий, подготовить соответствующие людские, материальные и иные ресурсы и
т.д.
ü долгосрочные
(до 10-ти - 15-ти лет) при существующих методиках могут давать лишь некоторые
общие оценки возможных тенденций преступности.
Практика деятельности органов внутренних дел также показывает
необходимость сверхкраткосрочных криминологических прогнозов - на сутки,
неделю, месяц, квартал.
В криминологическом прогнозировании используются общенаучные,
частнонаучные и специальные методы познания.
Специальные методы криминологического прогнозирования, которые могут
быть сгруппированы в три основные группы:
v методы
экстраполяции;
v методы
моделирования и
v методы
экспертных оценок.
Методы эстраполяции лежат в основе всякого прогноза.
Сущность этого метода состоит в изучении прогнозируемого объекта и перенесении
закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.
На основе исходных данных формируются статистические ряды, которые
распространяются на будущее. Степень точности прогнозов зависит от времени
упреждения и стабильности криминологической ситуации.
Следующий метод - моделирования, представляет из себя
разработку математических моделей.
Метод экспертной оценки - выяснение мнения научных и
практических работников, отобранных по ряду признаков (стаж работы,
квалификация, сфера научных интересов и пр.)
Более подробно следует остановиться на индивидуальном
прогнозировании преступного поведения.
Его принципами должны быть:
1. системность
(субъект является частью системы);
2. преемственность;
3. вероятностность
(вероятностные прогнозы относительно поведения человека называются
пропабилистическими /от лат. probabilic - вероятный/);
4. относительность;
5. многозначительность.
3.
Планирование и координация работы по предупреждению преступлений на
административном участке
Преступность в современном научном представлении – сложное
социальное явление с признаками системности, являющееся следствием
взаимодействия множества отрицательных по своей направленности факторов
развития общества и личности, представляющее совокупность преступлений,
совершенных в конкретный отрезок времени (например, в течение года). Она имеет
качественные и количественные характеристики, раскрывающие ее структуру,
состояние и динамику. Причинно-следственный комплекс, порождающий преступность,
наряду с другими (социальный, экономический, личностный) имеет в своей основе
национально-государственный компонент, включающий несколько уровней:
национальный (в смысле государственно-территориального образования),
региональный и международный. В этой связи ошибочным является представление о
преступности как о некой простой сумме совершенных в обществе отдельных
преступлений. Научными исследованиями установлено, что напротив, это сложное,
специфическое и многоаспектное социальное явление. Будучи продуктом общества,
оно обладает собственными характеристиками и закономерностями развития,
способное оказывать обратное влияние на породившие его социальные условия.
Поэтому я считаю, что недооценка этих положений, просчеты в изучении
преступности, ее прогнозировании, разработке и применении мер воздействия на
нее ведут к серьезным потерям для общества.
Борьба с преступностью имеет два взаимосвязанных направления: собственно
профилактику и обеспечение неотвратимости наказания, исправление и
перевоспитание лиц, совершивших преступления. Уголовно-правовые меры борьбы с
преступностью выдвигаются на первый план в случаях подготовки и совершения
конкретных преступлений. Ведущую же роль в борьбе с преступностью играет
профилактика в собственном смысле слова, т.е. устранение или нейтрализация
причин и условий преступлений, прежде чем они привели к совершению
общественно-опасного деяния.
Одна из характерных черт профилактики – это ее многоаспектность и
комплексность.
Предупреждение преступности имеет определенный комплекс и иерархию целей,
которые конкретизированы во времени, в территориальном и отраслевом резервах,
применительно к категории ям преступлений и уровню профилактической работы. Они
реализуются через согласованную деятельность, взаимодействие, взаимопомощь
субъектов (участников) профилактики. Все это позволяет говорить о
предупреждении преступности, как о стройной целостной системе.
Планирование предупреждения преступности - это деятельность
представительных органов власти по разработке и внедрению системы мероприятий,
направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных
условий, исключающих или нейтрализующих возможность отклоняющегося от норм
уголовного законодательства поведения людей.
Целью планирования предупреждения преступности является достижение
или сохранение тенденции снижения преступности и позитивное изменение её
характера и структуры в планируемый период.
Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью могут
приносить криминологические планы (или разделы), являющиеся органической частью
социально-экономического планирования.
Известно, что преступность представляет собой многофакторный
социальный феномен, обусловленный комплексом негативных общественных явлений и
процессов. Причём каждое из этих явлений и процессов действует не изолированно,
а во взаимодействии. Составные части взаимодействующих негативных явлений могут
относится к самым различным областям социальной действительности. Соответственно
количественному и качественному разнообразию факторов, обусловливающих
преступность, должность быть противопоставлен научно обоснованный комплекс
мероприятий экономического, социального политического, организационного,
социально-психологического и иного порядка, направленный на устранение или
нейтрализацию указанных факторов. Отсюда и успех борьбы с преступностью зависит
от решения комплекса социальных задач.
Способом решения социальных проблем в жизни различных социальных
общностей (трудовые коллективы, район, город, область и т.д.) и являются планы
социального развития, в которых криминологические разделы составляют их органическую
часть.
Совершенствование процесса предупреждения преступности в рамках и на
основе планирования экономического социального развития является одним из
перспективных направлений существенного повышения эффективности, рациональности
и гуманистичности предупредительной деятельности. Органически сочетая в себе
общие и специальные мероприятия различного характера, планы экономического и
социального развития комплексно решают задачу устранения и нейтрализации
негативных явлений, обуславливающих преступность, что обеспечивает дальнейшее
укрепление общественных отношений. Планирование позволяет осуществлять
предупредительную деятельность не стихийно, от случая к случаю, а на базе
глубоко продуманных, целенаправленных мер с учётом конкретных условий, возможностей
и средств того или иного региона. На основе планов объединяются и координируются
усилия всех организаций и органов, что является предпосылкой значительной
активизации и избежания дублирования в их деятельности1 .
В то же время, как показывает анализ практики, существует ряд общих
недостатков, отрицательно сказывающихся на эффективности этой формы
планирования предупреждения преступности.
К ним, в частности, относятся:
v недооценка
криминологических проблем при разработке и осуществлении экономических, политических,
идеологических и иных общих мероприятий планов;
v неупорядоченность
соотношения ведомственных, межведомственных планов и криминологических разделов
планов социального развития, что приводит к дублированию и в ряде случаев к
безответственности при выполнении мероприятий планов;
v отсутствие
систематического контроля за реализацией мероприятий криминологического
раздела плана со стороны государственных и общественных организаций, права и
обязанности которых в этой части нормативно не регламентированы;
v разработка
криминологических разделов планов без предварительных (предплановых)
исследований преступности путем простого сведения в рамках одного документа
малообоснованных мероприятий, касающихся некоторых сторон деятельности
административных органов;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|