v отсутствие
нормативного акта, регламентирующего процедуру разработки, согласования и
контроля за выполнением мероприятий криминологического раздела плана.
Не решен до настоящего времени и вопрос о субъекте социального
планирования предупреждения преступности. Представляется, что этим субъектом
могут и должны быть государственные органы власти (организации общества всех
уровней). Последовательное сокращение преступности невозможно обеспечить только
усилием органов прокуратуры, милиции и суда (специальных субъектов), ибо многие
процессы и явления, оказывающие прямое либо косвенное влияние на преступность,
находятся вне сферы деятельности этих органов. Так, например, устойчивая
тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной массы населения
страны, в том числе с несовершеннолетними детьми приводит к росту
психо-эмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных отношениях. В свою
очередь указанные обстоятельства способствуют возрождению детской
безнадзорности как социального явления. Сказанное характерно как для Республики
в целом, так и для г. Минска. В этих условиях особую тревогу вызывает
отсутствие единой программы поддержки семьи и устойчивого финансирования тех
мероприятий по поддержке семьи, которые в нашем государстве все же
осуществляются. Однако на криминогенную ситуацию влияют не только экономические
факторы. Не менее актуален в этой связи продолжающийся идейно-нравственный
кризис. В молодежной, в том числе и подростковой среде, культивируются
негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение
алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология.
Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица,
трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий
порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации сознания, а
многих подростков толкают в криминальную среду. Нынешняя молодежь взрослеет в
годы больших перемен. Отечество предстает перед нею как дом, в котором идет
перманентный (постоянный) ремонт. Ее мировоззрение, система нравственных
ценностей складываются в мире кричащих противоречий, стихийного, «дикого»
рынка, правового нигилизма, социальной незащищенности. В больном общество
больше всех страдают самые чуткие - дети и молодежь.
Не смотря на то, что, как мне кажется, органы государственной власти
на местах и в центре обладают необходимыми материальными, финансовыми, организационными
и правовыми возможностями позитивного воздействия на все сферы социальной жизни
различных уровней организации общества, положение в борьбе с преступностью все
же ухутшается.
4.
Комплексное использование сил и средств государственных органов и общественных
формирований в предупреждении преступности
Предупреждение преступности – это многоуровневая система мер
государственного, общественного и государственно-общественного характера,
устраняющих причины и условия преступности либо их нейтрализующих (ослабляющих,
ограничивающих) и тем самым обеспечивающих сокращение, а в исторической
перспективе – ликвидацию преступности.[8]
Предупреждение преступлений имеет следующие основные цели:
противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания
преступности и нейтрализации ее негативных последствий;
устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;
индивидуальное профилактическое воздействие в отношении конкретных лиц.
По признаку целеполагания (или уровню) принято выделять общесоциальное
(или общее) и специальное предупреждение преступности.
Общесоциальное предупреждение напрямую не связано с
преступностью. Оно основывается на том, что позитивное развитие общества,
совершенствование его экономических, политических, социальных и иных
институтов, устранение из жизни кризисных явлений, питающих преступность,
объективно способствует ее предупреждению.
В сегодняшних условиях сохраняются, хотя во многом проявляются по-новому,
следующие признаки мер общего предупреждения: масштабность, всеохватывающий и
разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность,
радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет
собой основу, фундамент специального предупреждения - упреждающего противостояния
преступности.
Суть общесоциальное профилактики состоит в том, что она
осуществляется в процессе решения крупномасштабных задач, стоящих перед
обществом и государством, включена в реализацию этих задач.
Специальное предупреждение преступности, в отличие от
общего, имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер.
Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования,
нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности - его
профилирующий, конституирующий признак, главная особенность. Наряду с этим
специально-криминологическое предупреждение включает: предотвращение
замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.
Специальная профилактика определяется как комплекс средств
правового воздействия и воспитательных, организационных, технических мер,
направленных именно на предупреждение преступности в целом, преступности какого
либо вида или конкретного преступления.
По стадиям принято выделять непосредственное предупреждение и
предупреждение рецидива. Более значимо, с практической точки зрения, выделение
в предупреждении преступности таких стадий, как профилактика, предотвращение,
пресечение.
Профилактика преступлений - задача всего общества и всех органов
государства, решаемая разнообразными политическими, экономическими, правовыми и
иными методами, специально направленными на устранение причин преступлений и
условий, способствующих их совершению. Круг этих субъектов определяется в законодательном
порядке.
Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты -
это практически все общество, все институты гражданского общества, государство
в целом.
Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения
преступности решаются также множеством субъектов: государственными и
негосударственными органами, специализированными и неспециализированными,
различающимися по другим признакам.
Предупреждение преступлений осуществляют органы государственной власти,
их территориальные органы, иные государственные органы, в компетенцию которых
входит защита прав и свобод человека и гражданина.
В предупреждении преступлений также участвуют органы местного самоуправления,
общественные объединения и граждане в пределах и формах, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь. Каждый государственный орган в пределах
своей компетенции обязан выявлять обстоятельства и ситуации социального,
психологического, управленческого, экономического и иного характера,
непосредственно обусловливающие или облегчающие возможность совершения
преступлений и принимать меры к их устранению. О выявленных причинах
преступлений и условиях, способствующим их совершению, государственные органы
информируют соответствующие компетентные государственные органы, организации,
полномочные принимать меры к их устранению.
Так, например, криминалистическая профилактика является составной частью
правовой профилактики, осуществляемой органами следствия и дознания,
прокурорского надзора и судебной системы, специфическими методами и
средствами, присущими только этим органам. Криминалистическая профилактика
преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и
средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им
условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер,
затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность
лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи,
дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов
безопасности, а также эксперты-криминалисты.
В
профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры,
непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение
начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками ОВД.
Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это вид
деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел,
осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению
преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий,
способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств,
воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с
их стороны преступных деяний.
Основными
задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:
ü Защита
жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и
государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана
общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
ü Выявление
и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер
по их устранению.
ü Обеспечение
активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений,
информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от
преступных посягательств.
ü Установление
лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение;
склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к
пресечению преступлений.
ü Выявление
лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним
соответствующие меры предупредительного воздействия.
Основы
виктимологической профилактики.
Виктимология - учение о жертве. Применительно к теории и практике
предупреждения преступности речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах
преступлений.
Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что в механизме преступного
поведения значимы личностные качества людей, кот затем становятся жертвами
преступления. Тот же опыт подтверждает и еще одну истину: преступления могло и
не быть, а начавшееся - окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая
жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному
преступнику.
Виктимология изучает преступление и преступное поведение под углом зрения
обусловленности их под углом зрения обусловленности их личностными и ролевыми
качествами потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент
совершения преступления. Непосредственным предметом изучения являются лица или
общности людей, которым преступлением прямо или косвенно причинен моральный,
физический или материальный ущерб, а также те ситуации, кот предшествовали или
сопровождали момент причинения ущерба.
Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть
не только преступным, но и виктимным, т.е. рискованным, неосмотрительным,
легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.
Виктимологическая профилактика - специфическая деятельность социальных
институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов,
обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих
совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной
степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или
активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже
имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей
виктимизации.
Индивидуальное предупреждение - это прежде всего
воздействие на тех лиц, от кот можно ожидать совершение преступлений, и их социальную
среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с
конкретным человеком и его ближайшим окружением.
Основаниями применения мер индивидуального предупреждения преступлений
являются следующие юридически установленные факты:
неоднократного, совершения лицом административных
правонарушений с нарастанием степени их общественной опасности,
свидетельствующие о возможности совершения им преступления;
наличия в деянии лица признаков состава преступления при
отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела; освобождения лица от
уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным
действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;
невыполнения лицом, осужденным без назначения наказания либо с освобождением от
наказания, условно или с отсрочкой исполнения приговора, обязанностей,
возложенных на него приговором суда, если отсутствуют основания для отмены
уголовного осуждения или отсрочки исполнения приговора;
антиобщественного поведения лиц, ранее судимых за совершение
тяжких и
особо тяжких преступлений.
Данные
факты устанавливаются в результате:
»
предварительного следствия, дознания и судебного
разбирательства; проведения прокурорских проверок;
»
осуществления оперативно-розыскной деятельности;
»
осуществления иной служебной деятельности
правоохранительными или контролирующими органами;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|