Буржуазное
общество создало условия для формальной свободы всех своих членов. Само слово
«свобода», как утверждают некоторые ученые, вошло в употребление в XXIV веке до н.э.,
когда правитель государства Шумер установил «свободу» для своих подданных путем
применения санкций к бесеовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от
несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления
храмовых слуг первосвященниками[3].
Первооткрывательницей
в области прав человека стала Англия. Попытки ограничить монархию, соединить
ее с сословным представительством, постепенно набирающим вес в обществе,
определить для монарха правила, которым он должен следовать, были уже в
феодальный период. Противостояние короля, баронов и рыцарей завершилось
принятием в 1215 г. Великой Хартии вольностей. в ней содержатся статьи,
ограничивающие произвол чиновников, направленные на обеспечение законности в
виде запрета назначать на должности судей шерифов и констеблей тех, кто не
знает законов либо не желает их выполнять. Особое место занимает статья 39
Хартии, предусматривающая возможность наказания свободных лиц не иначе как «по
законному приговору и по закону страны».
Следующим
шагом в законодательном признании прав человека стал акт Хабеас корпус 1678
года, установивший гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции
невиновности и другие важнейшие для защиты прлв личности положения.
Закрепил
компромисс между английской буржуазией и верхушкой землевладельцев и утвердил
конституционную монархию Билль о правах 1689 года. Этот акт отводил значительную
роль парламенту, запрещал «королю приостанавливать действие» законов,
взыскивать налоги и сборы в пользу короны без согласия на то парламента.
В
продолжение уже принятых законов, революционных для того времени и на многие
столетия предопределивших развитие правовой мысли во всем мире, был принят.
Акт об устроении 1701 года, закрепивший верховенство парламента в сфере законодательства,
в том числе путем установления запрета членства в парламенте королевских
министров, а также принцип несменяемости судей в XVIII столетии
эстафету утверждения идеалов свободы подхватили соединенные штаты Америки.
Трудно
переоценить гуманистические идеи Декларации прав Вирджинии 1776 года,
провозгласившей, что все люди по природе свободны и независимы, обладают
определенными прирожденными правами, которых не могут лишиться и лишить своих
потомков. Эта декларация стала первым государственным определением прав
человека, а значит, первым признанием значимости и независимости
отдельного индивида со стороны государства. оценивая этот исторический
документ, к.мдркс писал, что Америка - страна, «где возникла впервые...
идея великой демократической республики...»[4].
Принципиальные
положения Декларации прав Вирджинии были развиты в декларации независимости
1776 года, провозгласившей: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все
люди созданы равными и наделены творцом определенными неотчуждаем ыми
правами, к числу которых относятся жизнь, сво6ода, стремление к счастью. Для
обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные
полномочия в согласии управляемых». Вскоре были сделаны 10 первых попрдвок к
конституции США, составившие билль о правах, ратифицированный в 1791 году.
Идеи
естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах французов
Жан-Жака Руссо и Шарля Монтескье[5], голландца
Гуго Гроция, англичанина Джона Локка[6], стали
мощным фактором великой французской революции, создавшей неоценимый по своей
значимости акт-декларацию прав человека и гражданина 1789 года. Было провозглашено,
что люди рождаются свободными и цель всякого политического союза -
обеспечение свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению.
Декларация провозглашает презумпцию невиновности, свободу печати, свободу
совести и выражения мнений, гарантии личных и иных прав граждан.
Что
касается прав человека в дореволюционной России, то необходимо отметить, что
среди первых защитников идеи равенства был А.Н.Радищев. В своем «путешествии
из пстербургл в Москву» он писал: «Человек, происходя на свет, есть равен во
всем другому: немощен, наг, алчущ, жаждущ». Радищев критиковал
самодержавие и крепостничество, говорил о договорном происхождении
государства, что в период абсолютизма Екатерины II было поистине
бунтом индивида против многовековой монархии. в своих трудах по законодательству
радищев утверждал: «Государство есть великая махина, цель которой - блаженство
граждан. Чем махина проще, чем меньше в ней пружин, чем они прочнее и чем
точнее могут производить полезные и наилучшие действия, тем государство
совершеннее...Госуддрство приводят в движение две вещи: нравы и законы. Законы
являются продолжением нравов... чем народ имеет нравы непорочнее, простее,
совершеннее, тем меньше он нуждается в законах[7].
Русский
правовед XX века Б.Н. Чичерин также защищал свободу, равенство
и прдва людей. Характеризуя индивида как свободную метафизическую сущность и
носителя рдзумной воли, он писал: «Свободная воля составляет... Основное
определение человека как разумного существа. именно вследствие этого он
признается лицом и ему прис-ваиваются права. личность... есть корень и
определяющее начало всех общественных отношений»[8].
В
философии Б.Н. Чичерина особое место занимает идея «Правды или
справедливости», которая должна быть положена в основу любого закона. Со
ссылкой на римских юристов Чичерин подчеркивал, что правда состоит в том,
-чтобы-каждому воздавать свое.
Защита
естественно-правовых идей свободы личности занимает центральное место и в
творчестве другого русского правоведа XX века П.И. Новгородцев. Он
считал, что человечество всегда стоит перед выбором: общественная гармония или
свобода. Делая выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов, самоценной
личности, новго-родцев обосновывдл идею свободного социального развития - без
утопической конечной цели в духе руссо, реализация которой неизбежно ведет к
насилию и потере свободы. «Нравственный долг каждого... содействовать
осуществлению «идеи свободной солидарности всех», в которой сво6ода и равенство
лиц сочетаются с всеобщностью их обьединения»[9].
Идеи
равенства людей можно проследить и в философии известного русского ученого
В.С. Соловьева, сделавшего вывод о том, что «в основе права лежит свободд как
характеристический признак личности»[10].
Соловьев
считал, что «принцип права требует ограничить частный произвол в пользу общего
блага». С этих позиций он критиковал реалии капитализма (плутократию) и идеи
социализма.
В
своем учении о свободе русский ученый Н.А.Бердяев отличает личность or индивида.
индивид есть категория натуралистическая, био-логическая, социологическая, а
личность - категория духовная. «Личность, - подчеркивал бердяев, - есть
свооода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к
государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз
наоборот»[11].
Разграничение
между понятиями «право» и «свобода» весьма условно, поскольку зачастую всю
сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют
«свободами». нужно отметить, что различие в терминологии - скорее дань
традиции, сложившейся еще в VIII-XIX веках.
Необходимо
внести ясность и в такие понятия, как «основные» и «конституционные»
права, поскольку в конституции используются обе формулировки. основные лрдвл
индивида - это и есть конституционные права. К такому выводу, с точки зрения
Л. Грудцыной, приводит, например, сопоставление статей 17 и 55 конституции: в
последней отмечается, что перечисление основных прав и свобод не должно
толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных свобод индивида[12]. Вместе с тем
в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их
особые свойства - неотчужадемость и естественный характер (принадлежность
каждому от (рождения).
Основные
права субьективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до начала xx века она
неоднократно оспаривалась. С середины XIX столетии
ученые стали рассматривать конституционные права как основные. Это нашло
выражение в Веймарской Конституции, было воспринято основным законом ФРГ, а
затем рядом новых европейских конституций[13]. Именно с того
времени возникла необходимость в создании универсальных международных
стандартов.
Принятие
Билля о правах человека, включающего в себя Всеобщую декларацию 1948г.,
Международный пакт о гражданских и политических правах 1976г., Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факультативный
протокол № 1 и Факультативный протокол №2 к Международному пакту о гражданских
и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека,
переместив это понятие в разряд международных. Европейская конвенция о защите
прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность обрашения в
Европейский Суд, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства
защиты.
1.2.
Современное содержание прав и свобод человека и гражданина
Как было сказано в п. 1.1., институт прав и свобод обеспечивает доступ
личности к использованию материальных и духовных благ, побуждает публичную
власть придерживаться в этом плане общепринятых международных стандартов. Эти
стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах
человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.),
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный
протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.),
Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических
правах, направленный на отмену смертной казни[14].
Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав и
свобод человека и гражданина, ставшая органической частью новой Конституции
РФ, базой всего текущего законодательства, относящегося к личности[15].
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., закрепляет те права
и свободы, которые в наибольшей степени социально значимы как для отдельного
человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет
положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и
принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В этой связи возникает вопрос:
«Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с
конституционными правами»? По-видимому, можно. Такой вывод следует, например,
из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.
В последней из названных статей отмечается, что
перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться
как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и
гражданина, а в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что
позволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждаемость,
принадлежность каждому от рождения).
Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса
личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22 Конституции РФ
закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это основное право
порождает систему прав, закрепленных в УК РФ, Административном кодексе РФ.
Очевидно, все права, предопределяемые нормами трудового права, основываются на
конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения -
на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Однако, необходимо отметить,
что выделение категории основных прав человека не означает отнесение иных прав
к незначительным, второстепенным.
Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и
свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия между
понятиями «право» гражданина и «свобода» гражданина в сущности нет. Опираясь
на этот вывод, необходимо указать на один нюанс, отмечаемый в литературе. Речь
идет о том, что лишь некоторые из прав, а именно «требующие особенно высокой
личной инициативы, индивидуального усмотрения и самодеятельности по отношению
к другим лицам, являются свободами»[16].
Следовательно, «свобода» гражданина предполагает большую избирательность
возможности варианта поведения. Показательны в этой связи свобода слова,
печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного,
технического и других видов творчества.
Значимость
данного права и свобод человека и гражданина и данной конституционной свободы
для человека и общества.
В
Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в
наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом
для общества, для государства. То есть основные права и свободы.
Для
человека они являются условием достойного и свободного его существования,
естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем
обществом, членом которого человек состоит; экономической и социальной
предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовных
потребностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|