При
Федеральном кадастровом центре «Земля», входящем в систему Федеральной службы
земельного кадастра России, было образовано структурное подразделение - Центр
оценки земель, на который были возложены функции по методическому обеспечению
работ по государственной кадастровой оценке всех земель на территории
Российской Федерации, подготовке рекомендаций 1 использованию ее результатов
для целей налогообложения и иных целей, установленных
законодательством.
В
1999 году Центр оценки земель развернул подготовку программы
среднегосударственной кадастровой оценки земель, заложил основы федеральной
базы данных кадастровой оценки земель в Российской Федерации, приступил к
обучению специалистов Росземкадастра и его территориальных органов, иных
организаций, входящих в систему комитета, вопросам государственной кадастровой
оценки земель. Одновременно были начаты работы по созданию подсистемы
государственной кадастровой оценки земель (ПГКОЗ) в составе автоматизированной
системы Государе венного земельного кадастра (АС ГЗК).
В
целях упорядочения организации работ, правительство Российской Федерации
приняло постановление от 08.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения
государственной кадастровой оценки земель». Правила определили порядок
проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий и
различного целевого назначения для целей налогообложения и иных целей,
установленных законом.
Было
установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводил
Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его
территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и
организациями. В настоящее время выполнение этих работ перешло к Федеральной
службе земельного кадастра России и ее территориальным органам, как
правопреемнику Госкомзема РФ.
9.2.
Основные принципы кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий
При определении стоимости большого числа объектов
наилучшие результаты дает применение принципа и технологии массовой оценки1.
Технология оценки при этом базируется на использовании стандартных методик и
статистического анализа2.
Важной
задачей было определить вид оценочной стоимости земель сельскохозяйственных
угодий для целей налогообложения. Виды оценочной стоимости и их взаимосвязи
приведены в таблице 1.
Из таблицы
видно, что кадастровую стоимость как налогооблагаемую стоимость земельных
участков целесообразно определять как потребительскую стоимость,
характеризующую ценность объекта для конкретного владельца при определенном
варианте его использования.
Налогооблагаемая
стоимость земельного участка призвана отражать общие признаки оцениваемых
объектов, объективную шкалу их относительной ценности (ренты). При этом на
налогооблагаемую стоимость земли не должны влиять ни сезонные колебания
спроса, ни оперативные корректировки экономической политики и финансовых
курсов, ни другие факторы временного и конъюнктурного характера. Устойчивость
налогооблагаемой стоимости во времени дает весомые основания для планирования
хозяйственной деятельности, формирования стабильного бюджета, экономит средства
общества на проведение переоценки кадастровой стоимости земельных участков.
В связи с
этим, основным методическим принципом кадастровой оценки стоимости земли
явился принцип анализа факторов ценообразования (факторного анализа). Методы
факторного анализа наилучшим образом зарекомендовали себя в работах, связанных
с зонированием территории, в том числе и оценочном зонировании, поскольку
позволяют получить показатели относительной стоимости земли в тех случаях,
когда статистическими выборками покрыта не вся оцениваемая территория.
Оценочной
зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду
функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости
земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их
границы совмещаются с границами земельных участков, а также границами
кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного
зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается
кадастровая стоимость единицы этих зон.
Государственная кадастровая оценка земель проводится
с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других
кадастров и основывающихся на классификации земель по целевому назначению и
виду функционального использования.
Государственная
кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских
поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации
расчетного рентного дохода исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и
(или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.
Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению
территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по
земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки
земель, а сами результаты государственной кадастровой оценки земель после утверждения
вносятся в государственный земельный кадастр. Споры, возникающие при проведении
государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
В
целях конкретизации положений, изложенных в указанных Правилах, для отдельных
категорий земель, Госкомзем России разработал и утвердил Правила государственной
кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской
Федерации. В комитете была также разработана Методика государственной кадастровой
оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации.
Для
обеспечения сопоставимости результатов государственной кадастровой оценки
земель, работу было намечено выполнять на основе единых методических подходов в
два этапа1. Первый этап предполагал оценку на уровне субъектов
Федерации (межрегиональная оценка земель - оценка сельскохозяйственных угодий
на уровне субъектов Российской Федерации и разработка базовых нормативов для
проведения оценки в субъектах РФ) и второй - оценку в субъектах Российской
Федерации (оценка сельскохозяйственных угодий по административным районам и
землевладениям, землепользованиям).
9.3. Документы ГЗК.
Документы
государственного земельного кадастра подразделяются на основные,
вспомогательные и производные (см. рис.1).
Основные документы государственного земельного кадастра подразделяются
на:
- Государственный реестр
земель кадастрового района (ГРЗ КР);
- Дежурные кадастровые карты
(планы);
- Журналы учета кадастровых
номеров;
-
Кадастровые
дела.
Вспомогательные документы государственного земельного кадастра
подразделяются на:
- книги учета документов;
- книга учета выданных
сведений;
-
каталоги координат опорной межевой сети.
Производные документы государственного земельного кадастра
подразделяются на:
-
кадастровые планы земельных участков (выписки из ГЗК) в объеме,
соответствующем характеру запрашиваемых сведений;
-
справки в налоговую инспекцию, выдаваемые по согласованному
регламенту;
-
перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- статистические отчеты;
- производные кадастровые
карты (планы);
-
другие
справочные и аналитические документы.
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ГЗК
Государственный
реестр земель кадастрового района
Государственный реестр земель
кадастрового района является составной частью Единого государственного реестра
земель Российской Федерации и представляет собой сложный документ, состоящий
из форм ГРЗ КР.
Формы ГРЗ КР являются простыми документами и
создаются на бланках установленного образца, заполняемых в процессе
государственного кадастрового учета.
Р А З Д Е Л – X
Осуществление государственного контроля за использования, ведение
документации.
Ликвидация
государственной монополии на землю коренным образом изменила содержание и
характер земельных отношений, они стали не только земельными, но и
имущественными. Конституционно провозглашенные права на землю требуют соблюдения
трех условий: 1) не наносить ущерб окружающей среде; 2) не нарушать права и
интересы других лиц; 3) соблюдать и не нарушать условия и порядок пользования
землей. Структурные подразделения Госкомзема Республики Мордовия, как органы
контроля, действующие в сфере экономики, четко исполняли свои полномочия,
определенные законодательством Российской Федерации, держали под постоянным
контролем вопросы соблюдения гражданами, должностными и юридическими лицами
требований земельного законодательства. При этом особое внимание уделялось
контролю за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.
Государственный контроль за использованием и охраной земель отделом Комитета и
райгоркомземами осуществлялся согласно квартальных и годовых планов, утвержденных
Руководителем Госкомзема Республики Мордовия. Кроме того, проводились целевые
и разовые проверки в соответствии с приказом Госземкадастра Российской
Федерации и по поручениям Правительства Республики Мордовия, которые были
связаны с письмами, жалобами и заявлениями граждан или же потребностями
сельскохозяйственного производства.
В
течение прошлого года государственными контролерами проведены проверки по
использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель Вооруженных Сил.
Неоднократно проводились проверки законности использования земельных долей
граждан юридическими и физическими лицами, своевременности и полноты
уплаты
земельных платежей собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами
земельных участков, наличия правоустанавливающих документов на земельные
участки у юридических и физических лиц.
В
течение прошлого года структурными подразделениями Госкомзема Республики
Мордовия рассмотрено более 580 жалоб и заявлений граждан, в т.ч. отделами
Комитета - 68, жалобы и заявлениями в основном рассмотрены в установленные законодательством
сроки. Инспекторской службой госземконтроля было проведено 3248 проверок, в
ходе которых выявлено 2855 нарушений земельного законодательства. Всего
проверками было охвачено 95 % земель сельскохозяйственного назначения, в т.ч.
97 % пашни, 100 % земель, занятых под объектами Вооруженных Сил. Проверкам
подверглись также земли железнодорожного транспорта.
Наиболее значимыми
нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются:
нерациональное
использование земель или использование земельных участков способами,
приводящими к порче земель — 707, самовольное занятие земельных участков — 742,
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных
должностньми лицами, органов, осуществляющих гоземконтроль по вопросам устранения
нарушений земельного законодательства- 172, порча и уничтожение плодородного
слоя почвы, и захламление земель - 209, систематическое не внесение платежей за
землю - 454 (табл. 10.1).
Таблица 10.1
|
Основные виды нарушения земельного законодательства
|
Виды нарушений
|
Выявлено нарушений
|
1999
|
2000
|
Всего
|
%
|
Площадь
|
%
|
Всего
|
%
|
Площадь
|
%
|
Самовольные занятия земельных участков |
556 |
22 |
697 |
1 |
742 |
26 |
1142 |
1 |
Нерациональное использование
сельхозземель
|
622 |
25 |
65132 |
86 |
707 |
25 |
106158 |
87 |
Порча и уничтожение плодородного слоя почв |
278 |
11 |
123 |
- |
3 |
- |
- |
- |
Нарушение срока возврата временно
занимаемых земель |
16 |
6 |
61 |
- |
13 |
0,5 |
74 |
- |
Систематическое невнесение платежей за
землю |
406 |
16 |
- |
- |
454 |
16 |
- |
- |
другие нарушения |
510 |
20 |
131 |
- |
530 |
19 |
2903 |
- |
Основными
видами нарушений земельного законодательства уже ряд лет подряд остаются
нерациональное использование пашни и самовольное занятие земельных участков. В
соответствии с действующими нормативными документами Российской Федерации и
Земельным кодексом Республики Мордовия к виновным, причастным к нарушениям
земельного законодательства были приняты конкретные меры административного
воздействия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|