Реферат: Милиция в России
Курсовая работа по административному праву
«Милиция в России», 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. Общие положения.. 4
2. Организация
милиции в Российской Федерации.. 7
3. Криминальная
милиция.. 9
3.1. Деятельность
криминальной милиции.. 10
4. Милиция общественной
безопасности.. 15
4.1.
Деятельность милиции общественной безопасности. 17
5. Служба в милиции.. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
Список используемой
литературы... 28
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Очень часто мы, граждане России,
сталкиваемся в том или ином случае с сотрудниками ГИБДД, патрульно-постовой
службы, паспортно-визовых подразделений, подразделений уголовного розыска,
участковыми инспекторами и т.д.
Данные должностные лица являются
работниками органов внутренних дел,
а точнее милиции.
В соответствии с Законом РФ «О
милиции» она, являясь системой государственных органов исполнительной власти,
входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации
Роль милиции является наиболее
значительной в сфере внутренних дел. Как мы знаем из повседневной жизни, она
обеспечивает соблюдение общественного порядка и общественной безопасности с
целью охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и
общественных объединений, охраны собственности и борьбы с преступностью.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации
к компетенции органов внутренних дел (милиции) в связи с их существенной ролью
в общественных отношениях как правоохранительных органов, обеспечивающих
общественный порядок и общественную безопасность, отнесены многие дела об
административных правонарушениях.
Предлагаемая работа раскрывает
вопросы, связанные с милицией и ее деятельностью вообще и в административной
сфере в частности. Как было сказано
выше актуальность данной темы не вызывает сомнений в связи с важными функциями,
выполняемыми органами милиции.
Итак, для раскрытия выбранной темы «Милиция в России» необходимо
раскрыть следующие вопросы:
Понятие и задачи милиции, правовая
основа ее деятельности
Виды деятельности милиции
Организационная структура и виды
милиции
Служба в милиции и властные
полномочия работников милиции.
Для названной темы использовалось
законодательство Российской Федерации, в частности, Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О
милиции" с изменениями и дополнениями, прочие нормативные акты Российской Федерации.
1. Общие положения
Милиция осуществляет
важные функции в сфере внутренних дел.
Милиция в Российской
Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных
защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы
общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и
наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных
законодательством РФ[1].
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской
Федерации.
Милиция в своей деятельности
руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом
от 18 апреля 1991 г. «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации,
конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
В своей деятельности милиция
руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими
на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
При
осуществлении своей деятельности милиция руководствуется следующими нормативными актами Российской
Федерации:
ü Положением о милиции общественной безопасности (местной
милиции) в Российской Федерации,
утвержденный Указом Президента Российской Федерации N 209от
12 февраля 1993 г. (с изменениями от 2
декабря 1998 г.)
ü
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926
"О подразделениях милиции общественной безопасности" (с изменениями от 26 июля 2001 г.)
ü
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925
"О подразделениях криминальной милиции" (с изменениями от 26 июля
2001 г.)
Задачами милиции в соответствии со статьей 2 Закона «О милиции» являются:
Þ
обеспечение
безопасности личности;
Þ
предупреждение и
пресечение преступлений и административных правонарушений;
Þ
выявление и
раскрытие преступлений;
Þ
охрана общественного
порядка и обеспечение общественной безопасности;
Þ
защита частной,
государственной, муниципальной и иных форм собственности;
Þ
оказание помощи
физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в
пределах, установленных названным Законом.
Иные задачи на милицию могут быть
возложены только названным Законом. Данный перечень проиллюстрирован в
Приложении 1.
Деятельность милиции строится в
соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина,
законности, гуманизма, гласности.
В соответствии с Конституцией РФ, провозгласившей права и
свободы человека высшей ценностью, приоритет в деятельности милиции
занимает защита прав и
свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств.
Милиции запрещается прибегать к пыткам,
насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на
основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Кроме того, милиция не
имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о
частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных
федеральным законом[2].
Во всех случаях ограничения прав и
свобод гражданина сотрудник милиции обязан разъяснить ему основание и повод
такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Следует отметить, что Кодекс РФ об
административных правонарушениях относит к компетенции органов
внутренних дел (милиции) многие дела об административных правонарушениях.
В
частности ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает, что определенные должностные
лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об
административных правонарушениях.
Кроме
того, ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ устанавливает
предметную компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об
административных правонарушениях. Ранее аналогичные положения были
предусмотрены ст. 203 КоАП РСФСР. В Приложении 2 приводится перечень дел
об административных правонарушениях, предусмотренных нормами Особенной части
КоАП РФ, отнесенных к компетенции органов
внутренних дел (милиции) в соответствии с ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ.
2. Организация милиции в Российской Федерации
По Закону РФ «О
милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию
общественной безопасности (местную милицию).
В состав милиции
входят также подразделения милиции на железнодорожном, воздушном и водном
транспорте, учебные заведения и подразделения для подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров милиции.
Сейчас
в некоторых районах страны помимо криминальной милиции и милиции общественной
безопасности образованы подразделения экологической милиции и милиции нравов.
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних
дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также
соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Þ
Министр внутренних дел РФ руководит
деятельностью всей милиции на территории Российской Федерации.
Þ
Руководство милицией в субъектах Российской Федерации
осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных
управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от
должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних
дел Российской Федерации с учетом мнения высшего должностного лица
соответствующего субъекта Российской Федерации.
Þ Руководство
милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют
начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и
освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений
(главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке,
определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
Þ Руководство
милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых
административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных
объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел,
назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом
министром внутренних дел Российской Федерации[3].
Схема системы милиции
и её подчиненности приведена в Приложении 3
Финансирование милиции осуществляется за счет средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном
порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации[4].
Соответствующие органы исполнительной власти и органы
местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым
уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных
участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи.
Контроль за деятельностью милиции в соответствии со ст. 37 Закона «О милиции» в пределах
полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют
Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской
Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. При этом, законодатель определяет, что при
осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе
вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и
производство по делам об административных правонарушениях.
Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и
подчиненные ему прокуроры[5]
В соответствии со ст. 39 Закона «О милиции», гражданин, считающий, что
действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав,
свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие
вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
За противоправные действия или бездействие сотрудники
милиции несут установленную законом ответственность. Кроме того, вред,
причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции, подлежит
возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством[6].
3. Криминальная милиция
Основными
задачами криминальной милиции
являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по
делам о которых производство предварительного следствия обязательно,
организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия
и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и
иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме
того, криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной
безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей[7] (см. Приложение 4) .
Как устанавливается в ст. 8 Закона
«О милиции», состав и численность криминальной милиции, порядок создания,
реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством
Российской Федерации.
Структура
криминальной милиции утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря
2000 г. N 925[8].
В соответствии с данным актом в
криминальную милицию входят следующие подразделения:
Þ
уголовного розыска;
Þ
по борьбе с
экономическими преступлениями;
Þ
по борьбе с
незаконным оборотом наркотиков;
Þ
по борьбе с
организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого
реагирования;
Þ
оперативно-поисковые;
Þ
специальных
технических мероприятий;
Þ
собственной
безопасности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|