- слабая работа правоохранительных и социальных
государственных и общественных органов по защите прав граждан;
- низкий уровень политической культуры в
обществе;
- широкая пропаганда (кино, телевидение,
пресса, литература) культа жестокости и силы.
Следующий критерий терроризма - это его
преимущественно силовый характер, как и методы борьбы с ним. В российском УК
наиболее существенным признаком терроризма являются его цели - нарушение
общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на
принятие неугодных решений органами власти. Мотивы, формирующие эти цели, могут
быть различными: этническими, религиозными, собственно криминальными (запугать
правоохранительные органы, конкурентов по криминальным сферам влияния и др.) .
Резюмируя точки зрения
наиболее серьезных аналитиков, можно выделить следующие черты терроризма,
разграничивающего (хотя достаточно условно) терроризм с войной, массовой
освободительной борьбой, бандитизмом: это система насильственных действий, не
связанных с вооруженной конфронтацией с правительственными силами, для
достижения определенных целей (политических, этнических, религиозных,
территориальных, раздел сфер влияния и др.), отражающих интересы достаточно
узкой группировки, а не всего общества, через создание определенного
социально-психологического климата путем устрашения населения, дестабилизации
обстановки, нарушения общественной безопасности.
Те виды
террористических акций, которые квалифицируются как криминальный или
экономический терроризм, имеют гибридный характер: террористическую форму и
уголовную мотивацию. Впрочем, иногда в основе террористической мотивации лежит
не связь с корыстной или политической целью, а самоутверждение или
самоудовлетворение, когда террористические акты имеют психопатологическую
основу или определяются императивами групповой солидарности. Это означает, что
следует иметь в виду и возможность психопатологической деформации личности
террористов, убежденность в обладании абсолютной истиной, вытекающий из нее
фанатизм и готовность утверждать ее любыми средствами.
2.Международный терроризм и мировой опыт борьбы
с ним.
Этнический, религиозный
и политический терроризм страшен именно тем, что целится не в генералов и
полицейских, не в политиков и священослужителей иной конфессии, а в само
общество. Естественной реакцией обычного человека является перенос
ответственности с виновного на всех представителей некоторой национальности,
вероисповедания или политического течения.
Российское общество
сегодня обвиняет чеченцев в терроризме. Естественно, публично называют
конкретные имена - Хаттаб, Басаев, Гелаев. Однако при этом 95% населения страны
считают, что каждый чеченец - Хаттаб или его агент. Хотя логика подсказывает,
что так быть не может, ради собственной и общественной безопасности граждане
готовы поддержать любые античеченские и антикавказские меры.
Российская
законодательная и идеологическая практика (за некоторыми исключениями) не
разделяет терроризм на составляющие - каковы бы ни были мотивы теракта, он
считается преступным. Между тем интернациональные организации, борющиеся с
терроризмом, выделяют несколько видов террористической деятельности.
Соответственно, оценка последствий и отношение к террористам различаются.
Институт борьбы с терроризмом (Израиль) выделяет три вида терроризма:
Международный терроризм
- место совершения терактов не имеет значения; террористическая группа состоит
из лиц разной национальности и (или) вероисповедания; объектом борьбы являются
либо политические и религиозные взгляды, либо международные организации,
соглашения, институты; террористическая деятельность спонсируется иностранным
(по отношению к территории деятельности) государством (государствами) или
частными лицами, организациями, не являющимися резидентами территории (страны)
деятельности группы.
Внутренний терроризм -
место совершения террористических акций - страна пребывания; террористическая
группа состоит, как правило, из граждан одной страны, национальности,
вероисповедания; объектом борьбы являются внутренние проблемы страны
пребывания.
Объектный терроризм -
террористические акты совершаются в отношении определенных объектов
жизнедеятельности, которые террористические группы считают вредными или
опасными (анти-атомный терроризм, экологический терроризм).
Выделяют также такой
вид терроризма, как вооруженная борьба за независимость, принимающая формы
терроризма. К ней относится террористическая деятельность повстанцев против
военных и полицейских объектов колониальной стороны. В случае нанесения ущерба
гражданским лицам или применения силы в отношении "невиновных", такая
форма борьбы может также расцениваться как терроризм.
Строго говоря, до
подписания Хасавюртских соглашений все акты чеченских боевиков против России
попадали в разряд "вооруженной борьбы за независимость, принимающей формы
терроризма", а боевики проходили по категории "повстанцы". Ни
акта Басаева в Буденновске, ни рейда Радуева в Кизляр нет в международных базах
данных по терактам. Соответственно, документированные участники этих
преступлений не считаются террористами и не находятся в мировом списке WANTED.
Четыре взрыва в России
привели к гибели 271 человека. Сейчас многим москвичам кажется, что их дом
беззащитен, что каждый кавказец несет бомбу, что кошмар не закончится...
За тридцать лет
террористической войны (1969-1999) в Соединенном Королевстве погиб 3401
человек. Исследователи выделяют не менее трех "волн" террора
Ирландской Республиканской Армии, каждая из которых состояла из пяти-семи
инцидентов. Можно представить себе психологическое состояние британского
общества в первые годы террора, когда сомнению подверглась едва ли не главная
истина национального самосознания - "Мой дом - моя крепость".
Общественная безопасность Соединенного Королевства, казавшаяся незыблемой,
сумевшая удержать спокойствие и в годы кризисов, и в годы распада колониальной
империи, - в первое время ничего не могла противопоставить ирландцам. Каждый
человек с ирландским акцентом, казался, наверное, боевиком ИРА... Точно такая
же ситуация была и в Испании, где экстремисты баскской организации ЭТА вели
настоящую войну - и против государства, и против граждан. Однако, кроме
психологических последствий для отдельных людей, террористические "волны"
способны спровоцировать и социальные последствия.
В середине ХХ века
стало очевидно, что мировое сообщество не располагает технологиями
"управления конфликтами". Ни природа возникновения внутриобщественных
конфликтов, ни их внутренние механизмы не были изучены социологами и
управленцами. Академическим ответом на этот вызов меняющейся цивилизации стала
конфликтология. Она, впрочем, изучает не только гражданские войны и революции -
в сферу интересов конфликтологов входит и терроризм. Наиболее авторитетные конфликтологические
центры мира находятся в Белфасте, Мадриде, Брюсселе.
Когда террористическое
насилие становится массовым и безадресным, общество реагирует на него в
соответствии с собственной исторической традицией. Самое страшное, что может
случиться - это публичное использование страха политиками или масс-медиа.
Ошибки в интерпретации,
излишняя подробность в описании трагедии, персонализация жертв и
де-персонализация врага - это токсичная взрывчатая смесь, которая легко может
привести общество к систематическим убийствам по национальному или религиозному
признаку.
Антикавказские
настроения, и без того вполне ощутимые, после терактов в Москве стали
повсеместными. Уже не только политические экстремисты призывают к
"очищению" России от, - теперь уже - кавказских террористов; даже те,
кто в свое время испытывал определенные симпатии к чеченцам, требуют акций
возмездия и жесткой внутренней политики. Телевидение демонстрирует кадры
насилия боевиков над заложниками; в эфире открыто обсуждается вопрос о том,
кого выселять из Москвы - только чеченцев или всех "лиц кавказской
национальности".
Конфликтологи из ООН
рекомендуют в борьбе с массовым терроризмом руководствоваться следующими
принципами:
никакой капитуляции
перед террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и
демократического процесса;
никаких сделок с
террористами, никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или
шантажа;
должны быть приложены
максимальные усилия для того, чтобы дела по обвинению террористов дошли до суда
и был вынесен законный приговор;
должны быть приняты
жесткие меры наказания в отношении государств-спонсоров терроризма, которые
предоставляют террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые
вещества, деньги, а также моральную и дипломатическую поддержку;
государство должно
решительно пресекать попытки террористов блокировать или подорвать
международные дипломатические усилия по разрешению важнейших политических
кризисов.Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности и его подавление,
таким образом, является общим делом всего международного сообщества.
Нет более страшной
ошибки, чем вовлечение "всех и каждого" в борьбу с терроризмом. На
самом деле, именно этого террористы и добиваются - практически животной реакции
на свои действия. "Мне угрожают - я вооружаюсь - я вооружен - мое ружье не
должно простаивать - ..." Одно насилие порождает, как болезнетворный
вирус, сотни других очагов болезни, угрожая целостности и, собственно, жизни
всего общественного организма.
Важнейшим инструментом
антитеррористической политики является осведомленность, то есть - знание и
готовность к действиям в чрезвычайной ситуации. Уж коли политические ошибки
довели общество до террористической войны, его граждане должны быть
подготовлены к выживанию. Они должны быть уверены, что делается все необходимое
для обеспечения безопасности; все взрослые должны владеть (на минимальном
уровне) приемами скорой помощи и действий в чрезвычайных ситуациях.
Но главное – сдерживать
общественные эмоции. Политики и масс-медиа обязаны сдерживать свои эмоции.
Террор - ужасен; жертвы мирного населения - трагедия; террористы - преступники.
Но, во-первых, террор навязан конкретными людьми, а не той или иной
национальностью или конфессией. Во-вторых, это не война, а особый вид
преступности. В-третьих, чем больше общество будет обсуждать акты террора, тем
сильнее оно "заведется".
И, наконец, общая
рекомендация всех специалистов по антитеррору и разрешению конфликтов -
государство в своей борьбе с терроризмом должно, по крайней мере публично,
делать все в рамках собственных законов. Если единственной возможностью
подорвать или прекратить терроризм является очевидно незаконная операция,
такая, как убийство лидера террористов на чужой территории или крупная
операция, подразумевающая очевидное нарушение прав человека - такая
деятельность должна осуществляться в обстановке строжайшей секретности; о
причастности государства к таким акциям общество если и может узнать, то лишь
некоторое время спустя, когда успокоятся естественные эмоции и боль.
Заключение
Говоря о ситуации,
складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что
эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что
в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально
создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже
правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой
необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур,
ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с
терроризмом.
Изжить терроризм в
одночасье вряд ли возможно. Даже в обстановке относительной политической
стабильности исключить эксцессы терроризма весьма не просто. Объясняется это
как живучестью террористической психологии отдельных социальных слоев, не
нашедших своего места в социальной структуре общества, так и умением
террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах
неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической
обстановкой.
Изживание терроризма –
длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и
субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить
терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно
порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что
спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их
решения – это путь ведущий к катастрофе.
Наиболее важной
предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и
политического положения в странах, укрепление демократических принципов в
общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданской
общество, в котором резко сузится социальная база терроризма. Другая очень
важная предпосылка – выработка и укоренение демократических традиций,
становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение
таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью,
отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и
политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в
государствах сформировались стабильные демократические политические системы,
механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо,
чтобы стоящие у власти, исключили настроения оппозиции, способствовали
обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется оппозиционные
силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической
деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой
политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых
санкций за террористические действия.
Необходимо
создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных
этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на
национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех
проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство
принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором
этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.
Одних совещаний и
договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма. Для
эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и
реализация комплексной программы, включающей политический, социальный,
экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней
непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный
потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация
всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.
Одним из важнейших
направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие
по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков
экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать
причиной дестабилизации в других государствах.
Трагические результаты
терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны
послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки
решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют
решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию
противоречий в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гушер А.И., Проблема терроризма на рубеже третьего
тысячелетия новой эры человечества //
http://www.e-journal.ru/p_euro-st3-3.html
2 Федеральный Закон
РФ о борьбе с терроризмом //
http://www.fsb.ru/under/terror.html
3 Авдеев Ю. И., Особенности современного международного
терроризма и некоторые правовые проблемы борьбы с ним // http://www.waaf.ru/3x.htm
2. //Дипломатический
вестник//,1996, №2
3. Аргументы
и факты, 1995г. Август, №34
4. Известия,
1997 21 мая С.3
5. Российская
газета 1997г. 10 июня С.7.
6. Известие
1997 г. 21 мая С.3
7. //Эхо
планеты, 1995, №10.
8. Московские
новости, 1997
|